Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Система санкций против России

04.12.2012 8:27

-  starik318
Система санкций против России

Позиционирование страны как "государства-изгоя" таит в себе ряд угроз для России, центральной из которых является угроза международной изоляции страны и введения против нее санкций, способных серьезно подорвать жизнеспособность государства.

По статье 41 Устава ООН, международные санкции вводятся на основании резолюции Совета Безопасности ООН в отношении государства-правонарушителя международного мира и безопасности. На сегодняшний день санкции были применены Советом Безопасности 19 раз. Однако Россия как постоянный член Совбеза, обладающий правом вето, не может стать объектом такого рода изоляции.

Тем не менее, введение санкций против России возможно либо на основании вердикта международного суда, либо по решению руководства одного или группы государств.

Причем ущерб от санкций со стороны одного государства может быть не намного меньшим, чем ущерб от глобальной изоляции, особенно если они вводятся важными экономическими партнерами страны. Так, вследствие экономических санкций России в отношении Грузии, последняя за 2006 г., по подсчетам Национального банка, получила убытков на общую сумму до 100 млн долл., причем 50 млн из них Грузия потеряла из-за запрета на экспорт вин на российский рынок. Переключить на другие рынки удалось лишь 12% всех вин.

Длительная практика применения различных видов санкций (еще в начале XIX в. континентальная блокада Англии оказалась едва ли не главным в арсенале Наполеона I методом борьбы со страной) создала значительную базу для систематизации ее форм и видов. Остановимся на классификации международно-правовых санкций, осуществляемых государствами или международными организациями на основании резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН, чтобы рассмотреть различные виды изоляции с точки зрения их потенциальной опасности для современной России.

1. Коммерческие и торговые санкции

Коммерческие и торговые санкции наиболее часто применяются в международной практике. К ним относятся полное (всеобъемлющее) эмбарго, частичное (выборочное) эмбарго, прекращение технического обслуживания Историческим примером коммерческих санкций против России может служить эмбарго на ввоз на Запад советских товаров, введенное наряду с отказом принимать советское золото непосредственно после высылки Троцкого из страны. Фактически был запрещен экспорт леса и нефтепродуктов, т. е. всего того, чем оплачивались поставки западных машин для разрушенной Гражданской войной советской экономики. Если взглянуть на даты, то истинные причины санкций становятся достаточно очевидными: первая пятилетка начинается в 1929 г., а в 1930-1931 гг. эмбарго ввели США; подобный декрет был издан во Франции в 1930 г.; 17 апреля 1933 г. эмбарго объявляет британское правительство. По сути, единственным продуктом, который соглашался покупать Запад у Советского Союза, оставалось зерно.

Неудивительно, что ряд исследователей называют эту блокаду одной из основных причин голода в СССР 1932-1933 гг. При этом важно подчеркнуть, что Запад вводил обозначенные выше санкции в ущерб себе.

"В это время там бушует Великая депрессия. В США перепроизводство продуктов, правительство уничтожает зерно огромными партиями, и тут же принимает зерно из России в оплату за свои станки — вместо золота, нефти и другого, гораздо более нужного США сырья. Еще глупее ведут себя англичане: в те годы СССР был главным заказчиком английских станкостроителей, в 1932 г. 80% экспорта станков из Англии шло в Советский Союз, а руководство Великобритании делало все, чтобы эти поставки стали невозможны, отказавшись принимать в оплату за станки не только золото, но и столь нужные Англии лес, руду, уголь и нефть. Все, кроме зерна, которое англичане могли гораздо дешевле купить в США". Очевидно, что такие действия могла оправдать лишь одна цель — дестабилизация любыми средствами опасного противника в лице СССР.

На этом фоне уверения либеральной оппозиции и некоторых российских бизнесменов в том, что санкции против современной России едва ли возможны, т. к. экономически невыгодны для других стран, противоречат фактам. [...] История показывает, что экономическая выгода отходит на второй план, когда речь идет о продвижении своих геополитических интересов. Кроме того, перечисленные страны никогда не были главными поставщиками продовольствия в Россию (так, мясо и мясные субпродукты страна импортирует, главным образом, из США, молочные продукты — из Белоруссии и Финляндии, а фрукты и орехи — из Турции).

Другую попытку чувствительного подрыва жизнеспособности страны исследователи часто связывают с эмбарго уже на ввоз зерна в СССР, наложенного американской администрацией, пытавшейся воспрепятствовать строительству российского газопровода в Западную Европу, под предлогом протеста из-за войны в Афганистане. В 1980 г. вследствие засушливого лета советский урожай зерновых сократился на 21%, или на 48 млн тонн. Советскому сельскому хозяйству угрожал массовый падеж скота от бескормицы. Чтобы предотвратить этот сценарий СССР планировал закупить за рубежом в течение года 35 млн тонн зерна, в том числе 25 млн — в США (по соглашению с Министерством сельского хозяйства США от 1979 г.), которые, наоборот, собрали в 1979 г. обильный урожай. Однако конгресс поддержал решение президента Картера о запрете на продажу зерна Союзу.

Примером частичного или выборочного эмбарго может послужить деятельность Координационного комитета по экспортному контролю (более известного как КОКОМ). Эта международная организация, созданная странами Запада в 1949 г. для многостороннего контроля экспорта в СССР и другие социалистические государства, на регулярной основе составляла перечни "стратегических" товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны "восточного блока", а также устанавливала ограничения по использованию товаров и технологий, разрешенных для поставки в виде исключения.

Эмбарго осуществлялось в рамках стратегии "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технология могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска.

Наиболее одиозными решения КОКОМа становилась тогда, когда речь заходила о деятельности СССР в нефтегазовой сфере. Так, в ноябре 1962 г. в рамках НАТО было одобрено эмбарго на поставку труб большого диаметра, необходимых для строительства трубопроводов. Правительство Западной Германии обратилось к крупным сталелитейным компаниям, заключившим с СССР договоры на поставку 130 тыс. тонн стальных труб, с просьбой аннулировать контракты. Однако некоторые европейские страны, например Великобритания и Италия, отказались поддержать эти санкции. Позднее, 29 декабря 1981 г., президент США Рональд Рейган объявил о торговых санкциях против СССР, в том числе о прекращении поставок материалов, предназначенных для строительства сибирского газопровода. В ноябре 1982 г. американский президент подписал секретную директиву NSDD-66 (National Security Decision Directive), направленную, по сути, на подрыв советской экономики. Директива предусматривала расширение списка ограничений в рамках КОКОМ, которые касались прежде всего оборудования для нефтегазовой промышленности.

Важно отметить, что с развалом Союза в 1991 г. КОКОМ принял решение о частичной отмене ограничений на поставку товаров в постсоветские страны и государства Восточной Европы; однако и в новых запретительных списках, вступивших в силу с 1 сентября 1991 г., в частности, оставались электронные системы, оптические волокна, некоторые виды средств связи, некоторые категории морской и аэронавигационной техники, приборов и реактивных двигателей. Организация прекратила свою деятельность лишь 31 марта 1994 г.

Тем не менее, никто на Западе до сих пор не собирается продавать никакие новые технологии России, т. к. это противоречит принципиальной основе капитализма — конкуренции.

Показательной с этой точки зрения является история с десантным вертолетоносцем "Мистраль", идея продажи которого Францией подверглась жесточайшей критике в Конгрессе США. В частности, конгрессмены призвали Барака Обаму надавить на Францию, заявив, что сделка, оцениваемая в 600-750 млн долл., станет первым случаем, когда страна — член НАТО предоставит России "столь современные технологии", и что продажа наверняка расстроит соседей Москвы.

Угроза же широкомасштабных коммерческих санкций нависла над РФ после августа 2008 г. 6 сентября в Москве даже состоялось заседание Госсовета, на котором главы регионов под председательством Президента России обсуждали проблемы, связанные с обострением международной обстановки, после того как Россия дала отпор агрессии Грузии против Южной Осетии. Центральный вопрос заседания звучал следующим образом: "Насколько экономические санкции Запада (в случае, если они все-таки будут введены) могут отразиться на уровне благосостояния и социальной стабильности российских регионов?".

2. Финансовые санкции

Этот вид санкций широко применяется в международной практике как эффективный метод подрыва валютно-экономического положения страны. Финансовые санкции включают в себя блокирование иностранных активов правительства, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращение предоставления финансовой помощи.

Наиболее ярким примером финансовой изоляции России является отказ Запада от приема золота из СССР в 1929 г., который стал первой серьезной попыткой экономического (без военного вмешательства) удушения страны. В результате, валютная блокада сделала государство чрезвычайно чувствительным к поставкам своего сырья за границу, которое осталось, по сути, единственным источником поступления валюты в Союз.

Другим примером финансовых санкций в отношении страны можно считать отказ британских банков "под разными благовидными предлогами" передать Москве золото, принадлежавшее вошедшим в состав СССР прибалтийским странам. Оно хранилось там 28 лет (1940-1968 гг.) до того момента, когда по соглашению с СССР покрыло необоснованные претензии английской компании "Лены Голдфилдс", лишенной концессии на добычу золото в Сибири в 1929 г.

В новейшей истории страны угроза ареста зарубежных счетов ЦБ, на которых хранилось до половины его валютных запасов, всерьез обсуждалась в 1998 г., когда Россия оказалась не в состоянии выплачивать долги зарубежным кредиторам.

Сегодня на Западе вновь все чаще звучат призывы применить против России крайние меры — например, блокировать счета российских бизнесменов и чиновников за рубежом.

Особенно активная информационная кампания на эту тему разгорелась после августовской войны с Грузией. При этом следует понимать, что речь идет об огромных суммах, вывезенных из страны. Все они размещены, главным образом, на счетах в банках США и стран ЕС, открытых на имя бенефициаров офшорных компаний, зарегистрированных сначала на Британских Виргинских и Каймановых островах, в Сент-Китсе и Невисе, а в последние годы, по мере роста финансовой привлекательности Лондона, — на островах Мэн и Джерси, входящих в состав Соединенного Королевства.

Однако российская власть не желает видеть никакой угрозы, а значит и предпринимать меры по ее устранению. [...]

3. Научные, спортивные и культурные санкции

К этому типу санкций относятся — запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций, прекращение научного, технического и культурного сотрудничества. Описанная выше деятельность КОКОМ являлась не только примером экономической, но и научной и научно-технической изоляции страны. Однако и после завершения холодной войны администрация США активно ограничивает научное сотрудничество с Россией. В 1998 г. в "черный список" Вашингтона (по подозрению в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях) попали 10 российских учреждений: Балтийский государственный технический университет (бывший Военмех, Санкт-Петербург), "Европалас-2000", государственная хозрасчетная организация "Главкосмос", НИИ "Графит", научно-производственная ассоциация "Полюс", научно-производственный центр "ИНОР", фирма "Мосо", Московский авиационный институт, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, а также подразделения Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ).

В соответствии с санкциями руководства США, американским компаниям было запрещено получать напрямую или опосредованно от этих российских организаций любые товары, технологии или услуги.

Интересно отметить, что, по сообщениям прессы, ни одно из предприятий не понесло ущерба от ввода санкций, т. к. не имело контрактов с американскими компаниями. Комментируя решение американского правительства о введении санкций против ряда российских организаций, ректор Университета им. Д.И. Менделеева Павел Саркисов отметил, что "все эти организации и вузы были избраны для данной политической акции с тем, чтобы показать всему миру, что американская сторона свободно может диктовать любые условия даже самым элитным организациям любой страны в выборе направлений научно-технического сотрудничества". К 2004 г. санкции были сняты с пяти организаций, а в феврале 2010 г. были отменены ограничения на сотрудничество с "Военмехом". Тем не менее, угроза недопущения российских технологий на мировой рынок существует, и в случае если власти страны осуществят модернизацию российской промышленности не на словах, а на деле, рынки сбыта для высокотехнологичной продукции из России могут быть частично заблокированы.

Что касается спортивных санкций, то широко известен бойкот летних Олимпийские игр 1980 г. в Москве со стороны США и ряда их союзников из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Участие в Играх тогда не приняли спортсмены из 64 государств, включая США, Канаду, Турцию, Южную Корею, Японию, чьи спортсмены традиционно сильны в летних олимпийских видах спорта. Некоторые спортсмены из Великобритании, Франции и Греции приехали на Игры в индивидуальном порядке, но команды Великобритании и Франции были намного меньше, чем обычно. Бойкот интересен также и тем, что не был односторонней акцией Запада — его активно поддержали в первую очередь арабские и мусульманские страны.

Угроза спортивного бойкота актуальна для России и сегодня. Так, 14 августа 2008 г. газета "Вашингтон пост" в связи с осетинской войной предложила "американо-европейский бойкот зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи". В тот же день конгрессмены США от Демократической партии Эллисон Шварц и Республиканской партии США Б. Шустер, сопредседатели "Группы поддержки Грузии", заявили о вынесении на рассмотрение Конгресса резолюции о пересмотре Международным олимпийским комитетом места проведения зимних Олимпийских игр-2014. Хотя резолюция, в случае ее принятия Конгрессом США, не будет носить обязательного для исполнения характера, она способна повлиять на мировое общественное мнение. С учетом вложенных в подготовку к Олимпиаде средств неудивителен резкий ответ Владимира Путина, который заявил 2 сентября 2008 г. в Ташкенте: "Зимние олимпийские игры пройдут в Сочи в 2014 году. Нельзя такие вещи политизировать. Стоит только один раз сделать, это будет разрушительным для всякой структуры, в том числе олимпийского движения".

Что касается угрозы культурной изоляции, то на возможность ее применения по отношению к России можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, очевидно, что "с середины прошлого века культурная дипломатия стала все шире использоваться по существу в деструктивных целях, для манипулирования общественным мнением, внедрения в сознание общества выгодных тем или иным политическим силам взглядов и представлений".

Иными словами, культурные связи могут быть использованы как грозное оружие в информационной и идеологической войне со страной, что лишает культурную изоляцию всякого смысла.

Более того, развитие процессов глобализации как раз и привело к массовому использованию инструментов культуры для трансграничного воздействия на общественное мнение, деформирования взглядов и поведения людей. Причем "наиболее сильные импульсы исходили и исходят от США, которые широко используют мощные возможности своего радио и телевидения, киноиндустрии, музыкального бизнеса, свою печатную пропаганду".

С другой стороны, более широкая трактовка международной культурной изоляции позволяет соотносить с этим понятием не только ограничение культурных связей, но и ряд иных действий иностранных государств и международных организаций, направленных против современной России.

Так, Вильнюсская декларация парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая уравняла роли Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны, является ярчайшим примером культурной изоляции страны. Она искажает культурную память народов, в которой отпечатана роль СССР в победе над фашизмом, подрывает культурный потенциал страны и умаляет роль России на международной арене. И хотя, по справедливому замечанию первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, эта "возмутительная" резолюция есть "косвенная попытка подставить под сомнение решения Нюрнбергского трибунала" и не соответствует "общепринятому, строгому с точки зрения международного права" определению фашизма, декларацию поддержали 213 парламентариев из 320 заседающих в ассамблее.

Кроме того, активные попытки перекраивания истории, которая является важнейшей частью культурного потенциала страны, сегодня предпринимаются в постсоветских государствах. Чего стоит детище экс-президента Украины Виктора Ющенко — миф о "Голодоморе". Другим трагическим примером "культурных санкций" может послужить снос памятников победителям в Великой Отечественной войне.

4. Санкции в отношении передвижения

К этому типу санкций относится запрет на перемещение за границу своего государства определенных лиц или групп лиц, запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения).

В новейшей истории постсоветских государств широко известными являются санкции в отношении передвижения, направленные на ряд высокопоставленных чиновников и граждан польского происхождения из Белоруссии. Их принятие руководством Польши не позволяет белорусам въезжать на территорию любых государств — членов Шенгенской зоны. Кроме того, Госдепом США принимались санкции в отношении передвижения белорусского президента и членов его семьи, главы администрации президента и его заместителей, генпрокурора и его заместителей, офицеров МВД и КГБ страны.

Применяются санкции этого типа и по отношению к России. Так, например, в список лиц, въезд которым был запрещен на территорию Украины, входят депутаты Госдумы Константин Затулин и Сергей Марков, лидер Евразийского движения Александр Дугин, журналист Михаил Леонтьев, политолог Глеб Павловский и др. Кроме того, въезд в различные государства Запада запрещен ряду российских предпринимателей: так, например, США уже дважды отказывали в визе Олегу Дерипаске по причине его "криминальных связей".

Долгие и пока безуспешные попытки облегчения визового режима для россиян со стороны Евросоюза также можно косвенно отнести к ограничениям в отношении передвижения, применяемым к России. И, тем не менее, говорить о запрете перемещения лиц как об актуальной угрозе России на сегодняшний день не приходится. Скорее наоборот, магистральной линией Запада в отношении обычных граждан России является "выкачивание мозгов", инкультурация, психологическая вербовка, а значит облегчение въезда на Запад для определенной категории граждан. Однако в свете быстрого разрушения системы образования и науки в будущем политика по отношению к россиянам может кардинально измениться.

5. Дипломатические санкции

К ним относятся полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций, аннулирование дипломатических виз.

Дипломатические санкции обычно сопровождают период открытой конфронтации между государствами (часто военный конфликт); однако их введение возможно и в мирное время. Так, например, в августе 2008 г. министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас открыто призывал Евросоюз к обсуждению возможности применения дипломатических санкций к РФ.

Кроме того, он предлагал пересмотреть перспективы продолжения переговоров между Россией и ЕС по визовому и другим вопросам. Тем не менее, на экстренном саммите по ситуации на Кавказе Евросоюз не стал вводить против России обещанных санкций. Вместе с тем, 27 стран ЕС единогласно объявили России жесткий "выговор" за "вторжение в Грузию" и решили заморозить переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве до того момента, когда российские войска окончательно покинут территорию Грузии. Иными словами, угроза применения дипломатических санкций в отношении России существует, и ее практическая реализация может существенно подорвать возможности России по дипломатическому урегулированию своих внешнеполитических проблем.

6. Процессуальные санкции

К такому типу санкций относятся прекращение или лишение права голоса, лишение права на представительство в выборных органах международной организации, неприятие или исключение из членства в международной организации.

Применение процессуальных санкций таит в себе, вероятно, наибольшую опасность для страны по сравнению с другими видами изоляции. Советский Союз знал период, когда Запад наотрез отказывался принимать его в системообразующую организацию Версальско-Вашингтонской системы международных отношений — Лигу Наций.

Сегодня, когда в мировых СМИ нередко муссируется тема несоответствия международного статуса России ее реальной мощи, над страной по факту нависает угроза потери ее нынешнего статуса в Совете Безопасности ООН. Это грозит утратой не только возможности непосредственного влияния на положение дел в мире, но и способности противостоять попыткам подвергнуть страну международной изоляции и де-факто превратить ее в "изгоя".

Первые сдвиги в обозначенном направлении несложно углядеть в бесконечных попытках реформы ООН. Так, например, неоконсерваторы в США активно выступают в пользу расширения СБ ООН (конечно, только за счет тех кандидатов, чья позиция более или менее созвучна их собственной и Западу в целом) и введения права "квалифицированного большинства" (двух третей) взамен права вето. Кроме того, в западных СМИ как одно из возможных нововведений рассматривается принцип исключения из ООН.

И это вполне допустимая вещь с точки зрения новейших тенденций развития международного права и новых задач ООН. Следует отметить, что Россия с очень большой неохотой согласилась на проведение реформы Организации Объединенных Наций, хотя публично подтвердила свое самое активное участие в этом процессе. Страну, безусловно, устраивает статус-кво. Однако у России на данный момент слишком мало реальных рычагов, чтобы воздействовать на мировую систему.

"Прощупыванием почвы" на предмет возможной изоляции России можно назвать заявление постоянного представителя США в ООН Залмая Халилзада о том, что "поведение России вызывает вопросы относительно доверия к ней как партнеру по “Большой восьмерке", сделанное после того, как в июле 2008 г. Россия и Китай, применив право вето, блокировали принятие американского проекта резолюции Совбеза ООН по введению санкций против Зимбабве.

Следует отметить, что ранее сенатор Джон Маккейн уже неоднократно высказывался за исключение России из числа стран "Большой восьмерки", мотивируя это ограничением политических свобод в России при президенте Владимире Путине. Также исключить Россию из "Большой восьмерки" призывали руководители Эстонии, Латвии и некоторые российские правозащитники.

Следует отметить и попытку Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) лишить российскую делегацию ее полномочий в октябре 2009 г. по инициативе Грузии. Однако за это решение проголосовали только 33 члена ассамблеи, а 91 — выступили против. Тем не менее, это не повод для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Спровоцировать массовую кампанию в мировых СМИ или начать активно обсуждать вопрос об исключении России из различных межгосударственных организаций на всех возможных международных площадках вполне под силу Соединенным Штатам, и Россия, влияние которой в мире сегодня крайне ограничено, вряд ли сумеет этому что-либо противопоставить.

Иными словами, совершенно очевидно, что страна срочно нуждается в мерах по повышению своей жизнеспособности, а также крайне заинтересована в поиске возможных стратегических партнеров на мировой арене, которые могли бы воспрепятствовать превращению ее в "изгоя".

Потому что, как очевидно, к категории "стран-изгоев", которые подвергаются наказанию в форме изоляции, относятся только слабые или ослабевшие (лишившиеся союзников) государства, не принадлежащие ареалу западной цивилизации и не обладающие потенциалом возмездия. Применить такое наказание даже к Ирану оказывается затруднительным.

В связи с этим следует рассмотреть политическую карту мира через призму угрозы изоляции России. Самый грубый мониторинг стран, которые в современный период относятся к числу геополитических субъектов, приводит к выводу, что само понятие "страны-изгоя" признано и введено в дискурс политиков и СМИ только в метрополии западной цивилизации — США.

Даже в Западной Европе, в общем, продолжающей быть главным союзником США в геополитическом плане, официальные лица практически не употребляют этого понятия и неохотно поддерживают угрозы США подвергнуть ту или иную страну изоляции (например, в форме торговых эмбарго и, тем более, экономической блокады).

Чаще всего страны Западной Европы присоединяются к таким мерам только когда конфликт доводится до грани войны, как это было с Югославией или Ираком. В других случаях они занимают компромиссную позицию. Например, страны Западной Европы не протестуют против санкций, которые США накладывают на западноевропейские фирмы, нарушающие экономическую блокаду Кубы; однако внутри стран никаких мер против этих фирм не предпринимается.

Что касается России, то на официальном уровне со стороны государств Западной Европе (в отличие от одиозно настроенных новых членов ЕС) не было призывов подвергнуть Россию изоляции в экономической, политической или культурной сферах, и тем более не было демаршей с подобными угрозами. Эта риторика практикуется только в СМИ и юридического значения не имеет, хотя и таит в себе немалую опасность, т. к. широко воздействует на общественное мнение.

Следует, однако, исходить из того факта, что выстроить модель "однополярного" мира под эгидой США за первый, радикальный этап глобализации (1985-2005 гг.) не удалось.

Напротив, за этот период окрепли (даже пройдя через кризисы) новые центры экономической и политической силы — Китай, Индия и ЮВА на Востоке, Западная Европа, ряд стран Латинской Америки. Преодолевает последствия кризиса 1990-х гг. и Россия, меняя свою "одновекторную" ориентацию времен Ельцина.

Как видится угроза изоляции России со стороны "незападных" центров силы? Прежде всего надо зафиксировать принципиальное отличие культуры всех этих стран и блоков от проникнутой механистическим детерминизмом евроцентристской установки США. Незападные культуры, в значительной мере сохранившие космическое мироощущение, принимают как данность многообразие культур и цивилизаций — независимо от степени этноцентризма своих обществ. Представление китайцев о Поднебесной (Срединном государстве) исторически складывалось как крайне "китаецентристское", однако в нем не было мессианского стремления "обращать" варваров в народы, цивилизованные по китайским шаблонам. Соответственно, не было и планов наказать изоляцией варваров, отвергающих китайские культурные нормы — скорее китайцы изолировались сами, ограничивая межкультурные контакты в ряде сфер.

Тип российских контактов с незападными центрами силы за последние 10 лет позволяет утверждать, что в этих странах нет влиятельных сил (как в государственной власти, так и в оппозиционных движениях и в массовых социальных слоях), которые по своей философии и видимым интересам были бы носителями идеи изоляции России как враждебной по каким-то критериям культуры и страны. Напротив, иностранные государства при самых разных режимах с надеждами укрепляют отношения с Россией. К нынешней России они тянутся потому, что, несмотря на все сегодняшние "гримасы капитализма" и западническую риторику элиты, все еще чувствуют ее "инвариантное цивилизационное ядро" — единственной большой страны, сложившейся вокруг христианской православной культуры, не втянутой в периферию Запада.

Взаимодействие с Россией требуется, по разным основаниям, как Бразилии с Венесуэлой, так и арабскому миру, Ирану, Индии и Китаю. Сама идея, что эти страны, даже с формально проамериканскими режимами, выступят инициаторами изоляции России, представляется маловероятной. Скорее, по мере выхода России из кризиса ее отношения с незападными центрами силы будут становиться разнообразнее и полнее.

Но, с другой стороны, если Россия не изменит современной самоуничтожительной линии, не сменит собственную нежизнеспособную модель страны в экономической, социальной, геополитической, ценностной сфере, и еще больше ослабит себя, то неизбежен переход к частично апробированным методам международной изоляции и блокады. Дожимать Россию ее геополитические противники будут до конца.


- Санкции: Россия наносит ответный удар
- За полеты в Крым может пострадать любая авиакомпания
- Почему Азия не станет вводить санкции против России

Источник

2
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (4)

starik31804.12.2012 - 11:36

Никак не успокоится мировой кагал...

ОтветитьПожаловаться
pany T  отвечает  starik318  на  комментарий04.12.2012 - 13:55

Это наши никак не успокоятся, выжимая и высасывая из страны последние соки, чтобы потом выбросить ее труп на мировую помойку. СССР пережил все санкции против себя, страна была способна жить за Железным Занавесом, сама себя кормила и одевала. Нынешние, глумливо похерили все лучшие достижения социализма, взятые ныне на вооружение развитыми капиталистическими странами. То же наше образование взять.

ОтветитьПожаловаться
starik318  отвечает  pany T  на  комментарий04.12.2012 - 19:01

Жаль, что "Аврору" довели до разрухи, а то жашнуть бы по Кремлю шрапнелью.

ОтветитьПожаловаться
pany T  отвечает  starik318  на  комментарий05.12.2012 - 17:17

Окстись, жахальщик мой, Аврора-то не на Москве-реке стоит, чтобы по Кремлю шрапнелью палить. :-)

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

07.11.2012 19:54 - cas1961

Колонии Великобритании

Источник: В настоящем списке представлены все территории мира, когда-либо находившиеся в колониальной или иной форме зависимости от Англии, Великобритании или личной зависимости от английского (британского) монарха.

04.04.2014 8:16 - Белая Русь

Русский мир объединяется, бесы бесятся...

Источник: Когда в начале своей президентской карьеры А.Г. Лукашенко заговорил о продовольственной безопасности и о том, что Беларусь обязана любой ценой обеспечивать себя полностью продуктами питания, свежевыпеченные эксперты и прошедшие обучение в Госдепе США политологи подняли

04.11.2012 15:24 - cas1961

Ротшильды – Хазарский клан. Татьяна Грачёва.

Источник: "Тот, кто контролирует объем денег в любой стране, является абсолютным хозяином всей промышленности и торговли. И, когда вы начинаете понимать, что вся система очень легко контролируется тем или иным

01.06.2012 18:17 - smeshinka

Тёмная сторона Америки. План "Дропшот"

Источник: 5 марта 1946 года, Черчилль выступил в американском городке Фултон с речью, которую принято считать публичным провозглашением "холодной войны". А три года спустя Пентагон принял план "Дропшот" - сбросить 300 атомных бомб

10.03.2013 19:07 - smeshinka

Снайперы НАТО открывают двери цветным революциям

Источник: Для наземных операций НАТО против ливийской армии были использованы подразделения спецназа НАТО, а также части, составленные из наемников, ветеранов спецподразделений НАТО. О действиях одной из таких командос рассказывается в статье, опубликованной в итальянском еженедельнике L'Espresso.

18.05.2012 18:19 - smeshinka

Масоны сегодня

Источник: Вопросы о масонстве и масонах, в серьезных кругах — сегодня наподобие вопросов об инопланетянах. Все это, как бы давно известно, но ничем научным не подтверждено. Люди, склонные здраво мыслить считают, что масоны были, но они были давно

03.12.2016 15:36 - 555

Ротшильды и Рокфеллеры на побегушках у Баруха

Источник: Хозяева денег, как иногда называют тех, кто реально правит миром, всегда держатся в тени и не афишируют свои имена и триллионные состояния. Триллионер, о котором сейчас мало что знают. Ещё в 1770 году Уильям Пит отмечал

06.09.2014 15:23 - 555

Миром правит семья Барух

Источник: Недавно увидела свет книжка известного публициста Эдуарда Ходоса "У края могилы, или Дикие хазарские пляски. Открытая книга Президенту Украины". В ней автор разоблачает тайные механизмы порабощения украинцев, преступные планы

22.02.2015 8:57 - 555

Откровения умирающего масона

Источник: Член Бильдербергского клуба, неизлечимо больной Линдси Уильямс сделал несколько поразительных откровений о том, что нас ждет в ближайшем будущем, и о планах иллюминатов в отношении человечества.

01.04.2012 21:09 - smeshinka

Возможные цели при ядерном ударе по России

Источник: Совсем недавно президент США провозгласил, что приоритетом для него является движение "к миру без ядерного оружия".

11.08.2013 17:58 - 555

Греф сменил Чубайса

Источник: И так теперь уже понятно, что-то заявление было своего рода речью, после переходе на новую ступеньку управления, и соответственно нового уровня понимания, что такое глобальное управление. И вот Греф глобальными политическими и экономическими элитами назначается вместо Чубайса.

11.02.2014 9:09 - 555

Школы Европы отменяет девочек и мальчиков(18+)

Источник: Уроки секспросвета в школах станут принудительными вскоре во Франции и Германии. Правительство Франции уже объявило о запрете на пропуск уроков секспросвета. Родители Франции, Германии и Польши выступили против гендерной теории, которая учит первоклассников секстехникам геев

28.08.2012 20:23 - starik318

Альтернативные технологии, Россия и Новый мировой порядок

Источник: Доктора наук Сергей Салль, Анатолий Конев, Валерий Дудышев (акад. Российской экологической академии) и ряд других учёных работают

29.08.2012 12:15 - starik318

Закон о Центральном банке Российской Федерации и суверенитет России

Источник: 21 августа 2012 года исполнился 21 год, как завершилось трёхдневное (19-21 августа 1991 года) попугай-шоу под названием "путч ГКЧП". И в этот же день, 21 августа 2012 года

06.06.2012 21:53 - smeshinka

Электронное рабство для россиян

Источник: Нас всех торопятся сосчитать и пометить, да так, чтобы знать о нас всю подноготную. Нам хотят одеть электронные ошейники, которые дадут возможность нашим врагам управлять нами дистанционно, через спутники. Это и есть рабство...

14.12.2011 19:44 - нана

Стоит ли людям внедрять чипы? Технология и опасность чипизации...

Источник: Знаете ли вы, что с 2012 года гражданам России планируют выдавать единую микропроцессорную карту, которая заменит все основые документы, станет единственным документом: и паспортом, и водительским, и пенсионным

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть