«Философия практики» и революция глазами А. Грамши
20.04.2012 10:22

В последнее время стало модно говорить, что Антонио Грамши не бывшего
последователем ни Маркса, ни Ленина. Я думаю, что это какое-то недоразумение. Хотя подобные заявления звучат
современно, они очень далеки от истины и тех конкретных текстов, которые написаны рукой Грамши. Конечно,
сегодня многое в России, связное с именами классиков марксизма, является в определенной мере запретным,
что и порождает, на мой взгляд, подобные недоразумения. Но в науке запретных тем не бывает, поэтому я
постараюсь показать, в чем состояла органическая связь Грамши и Маркса, Грамши и Ленина в понимании
революции и связанной с ней "философии практики". Одновременно, я хотел бы провести различие между
взглядами Грамши и так называемым "ортодоксальным марксизмом", представленным такими именами, как
Плеханов и Бухарин.
Антонио Грамши всегда считал себя учеником Маркса и Ленина. Он видел в них мыслителей и революционеров,
создавших и развивших оригинальное историко-материалистическое мировоззрение (Weltanschauimgen), которое
принципиально отличалось от всех других мировоззрений своей диалектикой и практической направленностью.
Отсюда и название этого мировоззрения - "философия практики". Маркс -основатель и творец данного
мировоззрения. Ленин, или, как его конспиративно называл Грамши, Иличи — продолжатель дела Маркса в
новых исторических условиях, воплотитель его мировоззрения в жизнь. По Грамши, противопоставлять Маркса и
Ленина - это противопоставлять одну сторону марксистского мировоззрения другой, теорию практике, мысль
действию. Марксизм или "философия практики", по Грамши, представляет собой единство теории и
практики, мысли и действия. В нем полностью осуществлен "переход от утопии к науке и от науки к
действию".
Без нового мировоззрения невозможно предвидение и осмысление социалистической революции, которую на
практике реализовал Ленин и его соратники по большевистской партии. Ленину принадлежит идея гегемонии
рабочего класса, которую позднее возьмет на вооружение и разовьет Грамши. По мнению последнего,
осуществление гегемонии рабочего класса в социалистической революции и создание нового рабочего
государства, которое осуществил Ленин, равносильно созданию нового мировоззрения. Он писал: "Создание
руководящего класса (то есть государства) равноценно созданию Weltanschauungen".1 Или ".. .Теоретизация и
осуществление гегемонии, проделанное Иличи, явились великим "метафизическим" событием".2
Грамши учился у Ленина не случайно. Было много схожего в историческом развитии России и Италии. Россия, как
известно, на рубеже веков переживала становление капитализма в условиях сохранения
са-модержавно-помещечьего строя. Нечто похожее было и в Италии, где, имелось существенное противоречие между
промышленно развитым Севером и отсталым крестьянским Югом, где сохранились многие феодальные пережитки,
включая помещичье землевладение.
Ленин считал, что в России буржуазно-демократическая революция будет иметь свою специфику, связанную с тем,
что буржуазия к началу XX века перестала быть революционным классом. В этой связи Ленин бился над проблемой
союзников рабочего класса в предстоящей революции. Анализируя противоречия развития капитализма в России,
он приходит к выводу о том, что в XX веке главным союзником пролетариата будет крестьянство, а не буржуазия,
которая, пугаясь назревающей революции, шла на союз с помещиками. При этом он ссылался на Маркса, который
говорил о поддержке рабочего движения "вторым изданием" крестьянской войны.
Грамши, в свою очередь, также считал социалистическую революцию закономерным явлением в истории. Называя
эту революцию "переворачиванием практики", он связывал с нею не только смену социальных групп, или
классов у власти, но качественное изменение всего общества, всей капиталистической формации, начиная с ее
материального базиса и кончая идеологической надстройкой. Так же как и Ленин он мыслит грядущую революцию
не только как узко классовое явление, а как мощную народную акцию, в которой участвуют все угнетенные слои
общества.
Исследуя проблему союзников рабочего класса применительно к Италии, он приходит к выводу, что эта во многом
проблема союза Севера и Юга Италии, то есть промышленного Севера с его рабочим классом и
сельскохозяйственным Югом, представленным крестьянством. Отстаивая вслед за Лениным идею союза рабочего
класса и крестьянства, Грамши, как политический деятель и член социалистической партии, много внимания
уделяет изменению сознания рабочих, нередко презрительно относящихся к крестьянам Юга. Одновременно он
призывает левые силы преодолеть цеховую и классовую раздробленность рабочего класса, борется против
традиционной гегемонии эксплуататорских классов над крестьянами Юга и рабочими Севера, К сожалению, эту
тактику не понимали и не принимали руководители социалистической партии, придерживающиеся сугубо
оппортунистической линии.
На становление Грамши как крупного политика большое влияние оказало восстание рабочих Турина в августе 1917
года, в котором он принимал деятельное участие. После этого восстания он становится секретарем Туринской
секции социалистической партии, что позволяло ему делать ряд политических заявлений в духе "философии
практики", в духе революционного марксизма. В этой связи, трудно согласиться с сугубо абстрактной
интерпретацией "левизны" Антонио Грамши, о которой говорил в своем докладе Е. Петренко.
Как известно, стратегия и революционная тактика Ленина и большевиков полностью оправдались в годы
Февральской и Октябрьской революции. В ходе этих революций рабочему классу и идущему за ним крестьянству
пришлось осуществлять на практике наряду с задачами буржуазно-демократической революции (решение проблемы
земли, мира, национального самоопределения), задачи революции социалистической (организация советской
власти, обобществление основных средств производства, культурная революция и др.).
Антонио Грамши и его товарищи по партии с воодушевлением встретили Февральскую, а затем Октябрьскую
революцию в России. Они увидели в них подтверждение революционного духа марксизма, его практической
направленности. В этой связи Грамши призывал своих сторонников по социалистической партии повторить в
Италии опыт русских большевиков. Лозунг "Сделать так, как в России!" был одним из популярных
социалистических лозунгов в Италии сразу после Октября 1917 года.
Октябрьская революция способствовала подъему рабочего движения во многих странах Европы, включая Италию.
Влияние Октябрьской революции в ней было настолько сильным, что не только левые социалисты, к которым
принадлежал Грамши, но и многие социалисты правого толка приходили к выводу о правоте ленинских идей. Не
случайно их идеологи начали разрабатывать теорию либерального социализма, которая доказывала, что в XX веке
подлинным наследником идеи свободы становится рабочий класс.1
В первом полугодии 1920 года в связи с ростом цен на продукты первой необходимости по Италии прокатилось
мощное забастовочное движение рабочих. В ходе борьбы с буржуазией им удалось добиться восьмичасового
рабочего дня, улучшения условий труда и повышения зарплаты. Анализируя этот опыт рабочих, Грамши приходит к
выводу, что революция есть результат стихийной деятельности народных масс, которую должна возглавить
авангардная партия. Последняя придает этой стихийной деятельности необходимую сознательность. По Грамши
рабочий класс в ходе революции осуществляет свою гегемонию над крестьянством. Понятие "гегемония"
со временем становится центральным в идеологическом и политическом творчестве Грамши. Если его идею
гегемонии перенести внутрь самого рабочего класса, то она оборачивается гегемонией авангардной партии
внутри этого класса. Именно партия вырабатывает социалистическую идеологию, она же соединяет социализм с
рабочим движением и его союзниками. Значительную роль в этом процессе играет партийная интеллигенция,
которая, разрабатывая теорию и идеи социализма, вносит их в широкие народные массы. Вэтом смысле Грамши
считал рабочую партию "коллективным интеллигентом".
К сожалению, такой партией не являлась и не могла стать Итальянская социалистическая партия, содержащая в
себе реформистские и сектантские тенденции. Ее руководство допускала большие ошибки не только в рабочем, но
и в аграрном вопросе, например, преждевременно выдвинув лозунг "социализации земли" на Юге Италии. В
этой связи, в докладе Туринской секции социалистической партии весной 1920 года, Грамши призвал, с учетом
русского опыта и специфики итальянского революционного движения, к радикальному обновлению этой партии. Он
критиковал ее руководство за непонимание нового характера эпохи и конкретных условий борьбы рабочего
класса и крестьянства в Италии. Грамши стремился превратить социалистическую партию в массовую
политическую организацию, лишенную таких пороков как оппортунизм и левачество. Он выступал за тесный союз
рабочих и крестьян с прогрессивной интеллигенцией, призывал к наделению крестьян землей, установлению
рабочего контроля над производством и распределением, местными органами власти, к разоружению наемных
отрядов буржуазии. Познакомившись с этими идеями Грамши, Ленин дал им высокую оценку. По его мнению они
соответствовали "всем основным принципам 111 Интернационала".1
После Октябрьской революции в России Грамши серьезно изучает революционный опыт европейских стран. Его
внимание привлекают революционные события в Венгрии, Германии и, конечно, в самой Италии. Он приходит к
выводу, что неудачный опыт революций в Европе связан, прежде всего, с неумением левых партий организовывать
стихийно возникающие движение масс, устанавливать прочный союз рабочих с крестьянами и интеллигенцией,
решать конкретные вопросы, связанные с улучшением жизни трудящихся, возникающие после завоевания
политической власти.
Сравнивая возможности революционного переустройства общества на Востоке (Россия) и Западе, он приходит к
идее о необходимости "позиционной войны" с буржуазией в западноевропейских странах, предполагающей
длительную осаду ее "опорных пунктов". При этом государство он рассматривает как "передовую
траншею" буржуазии, за которой следует другие "опорные пункты" и укрепленные позиции. Наряду со
стратегией завоевания политической власти его также интересуют конкретные вопросы экономического,
политического и религиозного характера, которые в обычных условиях волнуют различные слои трудящихся.
В своих журнальных статьях он ставит и решает эти вопросы.
"Красное двухлетие" (1919 —1920 годы) в Италии ознаменовалось рождением фабрично-заводских советов
в Турине и других итальянских городах. Эти советы сумели овладеть рядом промышленных предприятий страны,
наладив в них производство и сбыт продукции. Характерно, что у истоков фабрично-заводских советов стояли
идеи еженедельника "Ордине нуово" ("Новый порядок"), основанного Грамши и Тольятти. К
сожалению, эти идеи не были поддержаны центральным руководством социалистической партии и связанной с нею
профсоюзами, что в конечном итоге привело к свертыванию рабочих советов. Осмысливая практический опыт
рабочих по захвату фабрик и заводов в северных городах Италии, он прямо связывает поражение рабочих с
оппортунистической линией руководства социалистической партии и профсоюзов, призвавших рабочих
возвратить захваченные ими предприятия капиталистам. Исходя из этого Грамши вместе с Тольятти и другими
левыми социалистами сначала создают свою коммунистическую фракцию, а затем в январе 1921 года выходят из
социалистической партии. В итоге они основывают Итальянскую коммунистическую партию, которой сразу
пришлось включиться в активную борьбу с фашизмом. В это время он приходит к власти, использовав в своих
интересах патологический страх буржуазии перед революционными настроениями народных масс.
Грамши постоянно боролся не только с оппортунизмом, но и с проявлениями "левачества" в рабочем
движении. Применяя идею гегемонии рабочего класса к итальянской действительности, он приходит к выводу, что
тактика радикальных левых "класс против класса" не выдерживает критики. Она не может привести к
успеху не во время революции, не в борьбе с фашизмом. Как уже говорилось, рабочий класс не может осуществить
революцию и свою гегемонию в обществе без своих массовых союзников, без крестьянства, интеллигенции и
других мелкобуржуазных слоев общества. Успех революции непосредственно зависит от умения рабочего класса и
его партии повести за собой абсолютное большинство народа, от способности превратить классовую революцию в
общенародную. Без широкого и прочного блока всех прогрессивных сил, по мнению Грамши, не может быть и
успешной борьбы с возникшей фашистской диктатурой.
С приходом фашизма к власти в Италии Грамши оказывается в тюрьме, не смотря на то, что был избран членом
итальянского парламента. В своих знаменитых "Тюремных тетрадей" он анализирует причины фашизации
страны, пытается осмыслить в новых условиях теорию и практику левого движения. Он считает, что взятие
фашистами власти в Италии есть результат союза крупного капитала с мелкобуржуазными массами. В итоге,
фашистам удалось установить свою гегемонию над обществом, приведшую к активному наступлению на левые силы
страны. К сожалению, для предотвращения фашизма последние не смогли вовремя договориться между собой и
перетянуть на свою сторону демократические слои итальянского общества. В этой связи Грамши критикует тех
левых политических деятелей (Бордигу и др.), которые не видели разницу между режимом буржуазной демократии и
фашизмом, утверждая, что приход к власти фашистов лишь "простая "смена министерств".1
Анализируя политическую ситуацию в Италии и в Европе в конце 20-х начале 30-х гг., он задолго до VII Конгресса
Коминтерна выдвигает идею создания единого антифашисткого фронта всех прогрессивных демократических сил,
которая затем сыграет свою положительную роль в истории борьбы с усиливающимся в Европе фашизмом и
надвигающейся мировой войной.
Находясь в тюрьме, Грамши уделяет первостепенное внимание разработке марксистского наследия, ее
теоретическим и идеологическим вопросам, роли интеллигенции в распространении социалистических идей и т.д.
Он считает, что среди левых сложилось неверное, вульгарное прочтение марксистского мировоззрения, которое
стало восприниматься как метафизическая теория, далекая от потребностей революционного движения и
коренных интересов народных масс. Исторически это было связано с тем, что основатели и руководители
Итальянской социалистической партии считали долгое время марксизм дополнением к теориям Дарвина и
Спенсера. По мнению историка Лопухова Б.Р. эти теории, распространенные на общественную жизнь, бьши призваны
доказать, что "переход от капитализма к социализму" должен был "совершиться так же закономерно и
фатально неизбежно, как переход от обезьяны к человеку".1 Задача социалистической партии в этом случае
заключалось лишь в том, чтобы "по мере сил и возможностей способствовать этому естественному
процессу" (там же). Такое понимание истории и социалистического движения совершенно исключало
возможность революционного изменения буржуазного общества, служило идеологическим оправданием
сотрудничества рабочего класса с буржуазией.
Влияние подобных идей в левой среде привело к искаженному пониманию марксизма, который стал
рассматриваться как дополнение к позитивистским интерпретациям общества. В итоге марксизм стал
представляться многими социалистам и коммунистам как вульгарно-материалистическое или механистическое
мировоззрение, в котором экономический базис жестко и однозначно определяет не только политическую
надстройку, но и все явления в жизни общества. Этому способствовали в определенной степени работы таких
сторонников экономического толкования марксизма, как Лафарг во Франции, Плеханов и Бухарин в России. Именно
эти авторы, исходя из абстрактного понимания и толкования исторического материализма, доказывали
прямую и одностороннюю зависимость идеологической надстройки от экономического базиса. Про подобных
теоретиков Маркс говорил, что если они считают себя марксистами, то в этом случае "я знаю только одно, что
я не марксист".
Теоретические взгляды Грамши, сформировавшиеся под влиянием классических работ Маркса и Энгельса и
полузабытых в его время трудов Лабриолы, принципиально расходились с вульгарно-материалистическими
интерпретациями марксизма. Не разделял Грамши и идеалистическую трактовку марксизма со стороны крупного
итальянского философа Бенедетто Кроче, который вульгаризированные марксистские представления выдавал за
аутентичный марксизм. Критикуя подобные представления, с позиций идеалистической диалектики, Кроче впадал
в противоположную крайность, в своеобразный "социальный расизм" в духе Платона. Например, он
доказывал изначальное духовное превосходство интеллигенции над "грубым материализмом" и
"здравым смыслом" трудящихся масс, которым в политике не стоит предавать большое значение. С точки
зрения Грамши подлинный марксизм, или "философия практики", напротив, требует никогда не
игнорировать развития массового сознания. Последнее всегда нуждается во внимательном изучении, а при
необходимости в подъеме до уровня высокой культуры. По его мнению, без такой культуры, без соответствующих
знаний и способностей масс невозможно сознательно управлять общественными процессами.
В чем же, по Грамши, заключалась специфика и преимущество марксистского мировоззрения по сравнению с
историческим идеализмом Кроче и "вульгарно-материалистическими" взглядами Плеханова? В том, что
марксизм считает историю непосредственным результатом практической деятельности людей, а не неких
анонимных метафизических сил, не подвластных человеку. Марксизм, или "философия практики", с одной
стороны, впитывает в себя все лучшие достижения человеческой мысли прошлой истории, включая немецкую
классическую философию, французский материализм и английскую политэкономию, с другой, принципиально
отличается от этих идейных источников. С точки зрения Грамши, "философия практики" не является
только философией элиты общества. Она представляет собой сугубо новое и оригинальное мировоззрение,
которое в перспективе должно охватить широкие массы народа.
Грамши считал, в частности, что "творческий и конструктивный" взгляд на мир Маркса и Энгельса не
сумели в полной мере понять и оценить их ученики, включая Плеханова. Он писал: "Способ постановки
проблемы, принятый Плехановым, типичен для позитивистского метода и отражает его ограниченные
спекулятивные и историографические способности".1 Далее он он обобщал эту мысль в следующих словах:
".. .Так называемые ортодоксы, озабоченные тем, чтобы найти философию, которая была бы в соответствии с их
очень ограниченной точкой зрения чем-то большим, нежели "просто" истолкование истории, в основном
отождествили ее с традиционным материализмом".2 Но традиционный, по словам Грамши, "метафизический
материализм", исследуя, например, природу, не видел ее диалектического характера, тем более он не понимал
истории с ее взаимодействием базиса и надстройки, ролью идей и идеологии в жизни общества. Для
метафизического материализма надстройка лишь отражение базиса, не более того. Отсюда, на наш взгляд, ошибки
Плеханова, например, в оценке первой мировой войны, в непонимании исторического значения Октябрьской
революции, в вульгарно-социологической интерпретации творчества Толстого и др.
Особенно много в своих "Тюремных тетрадях" Грамши полемизирует с Н. Бухариным, в частности, с его
работой "Теория исторического материализма", которая претендовала на популярный учебник по
марксистской социологии. По мнению Грамши, автор этого учебника сводил оригинальную "философию
практики" к "социологии", в основе которой лежит метафизический материализм, с его формальной
логикой и механической причинностью. Грамши доказывал, что механическая причинность, по сути своей, не в
состоянии объяснить историю и деятельность людей. Дело в том, что в рамках механического или
метафизического материализма следствие "никогда не сможет превзойти причину"3, а это ведет к тому,
что в теории начинает господствовать вульгарный эволюционизм, не способный понять и объяснить
"переворачивание практики", то есть революционное изменение существующего общества. Сведение
многообразных общественных явлений к одной конечной причине, например, к экономическому базису напоминает,
по Грамши, своеобразный "поиск бога".
Полемизируя с подобными вульгарными интерпретациями марксистского мировоззрения, Грамши часто ссылается
на Энгельса, который в письме к Йозефу Блоху от 21-22 сентября 1890 года говорил: "Согласно
материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете
является производство и воспроизводство действительной жизни.
Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что
экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в
ничего не говорящую абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение - это базис, но на ход
исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее
различные моменты надстройки".1 Аналогичную мысль Энгельс повторил через четыре года в письме к В.
Боргиусу. Подчеркнув, что историю делают люди, Энгельс написал: "Дело обстоит совсем не так, что только
экономическое положение является причиной, что только оно является активным".2 Такой причиной может
быть, например, государственная политика "покровительственных пошлин, свободы торговли", даже
"смертельная усталость и бессилие немецкого мещанина", выражающаяся в "пиетизме" и
"сентиментализме".3
Критикуя книгу Бухарина, Грамши показывает, что ее автор, как правило, отождествляет природные и
общественные явления: трактует, например, "производительные силы" по аналогии с природными
явлениями, проводит поверхностные аналогии между открытиями в физике и социальной структурой общества
(например, сравнение атомной теории с "робинзонадой"). По мнению Грамши, в книге Бухарина дается
ошибочная интерпретация законов и категорий материалистической диалектики, которая часто сводится к сумме
примеров, весьма далеких от подлинной диалектики как логики и теории познания, в рамках которой борьба
противоположностей есть глубинный источник развития всех явлений окружающего нас мира. Так, Грамши,
называет "игрой в слова" известный пример с различными агрегатными состояниями воды как
иллюстрацией закона перехода количества в качества. Он пишет: "...Упоминается вода, изменяющая свое
состояние с изменением температуры (твердое, жидкое, газообразное), в то время как этот феномен чисто
механический и вызывается внешним агентом (огонь, солнце, испарение твердой углекислоты и т.д.)".1 В
подтверждение этих слов достаточно вспомнить, сколько подобных примеров "диалектики" мы изучали в
школе.
С точки зрения "философии практики", утверждает Грамши, производительные силы общества являются
"кристаллизацией всей прошлой истории и базой настоящей и будущей истории, документом и вместе с тем
активной современной движущей силой".2 Однако такую активность нельзя смешивать "с активностью в
физическом или метафизическом смысле. Электричество исторически активно, но не как чисто природная сила
(скажем, как электрический заряд, вызывающий пожар), а как элемент производства, укрощенный человеком"3,
как объект собственности определенных социальных сил, и, следовательно, как выражение общественных
отношений. Электричество всегда существовало в качестве природной силы, но "не действовало в истории, а
было лишь объектом гипотез в истории естественных наук".4 То же относится и к атомной теории: "не
атомная теория объясняет человеческую историю, а наоборот, ибо подобно всем научным гипотезам и воззрениям,
она является надстройкой".
По Грамши, не следует трактовать производительные силы и по аналогии с техникой, с устройством машины (это
предмет изучения технологии). По нашему мнению, Грамши рассматривал технику как овеществленную силу
человеческого знания и лишь таковой она выступает как производительная сила. Главной производительной
силой, наряду с техникой является сам человек: именно он движет историю. Человек одновременно выступает и
элементом производительных сил и субъектом производственных отношений, в этом смысле никакого автоматизма
в отношении производительных сил и производственных отношений не существует. Историю делают люди, а не
некие безликие и мистические "производительные силы", как это представлено в популярном учебнике по
теории исторического материализма. Следует отметить, что подобная методология, не смотря на ее известную
критику и обвинение в механицизме, была заимствована Сталиным в освещении его известных разделов по
философии диалектического и исторического материализма в "Кратком курсе истории ВКПб".
С точки зрения Грамши корень всех ошибок Бухарина кроется в "попытке разделить "философию
практики" на две части: "социологию" и систематическую философию. Философия, отделенная от
теории истории и политики, - по его мнению, - не может быть не чем иным, как метафизикой, тогда как великое
завоевание в истории современной мысли, которое являет собой философия практики, заключается как раз в том,
что философия понимается в ее конкретной историчности и отождествляется с историей".1 С абстрактным,
метафизическим материализмом, игнорирующим диалектику, нельзя идти в массы, тем более невозможно совершать
революцию. Здесь во многом существует прямая перекличка взглядов Грамши и Ленина на философские и
теоретические работы Бухарина. Как известно, Ленин в своих последних работах отмечал, что взглядам Бухарина
присуща определенное схоластическое теоретизирование и непонимание диалектики. Правда, Ленин допускал, что
этот недостаток Бухарин в будущем может исправить. В этой связи интересны недавно опубликованные Тюремные
рукописи Бухарина, написанные в 1937 году, в которых осмыслению диалектики отводится значительное место.1
Как уже неоднократно отмечалось, Антонио Грамши считал, что отличительным признаком марксизма является его
тесная связь с практикой, с конкретными нуждами людей и их социальными группами. Историю творят люди своей
трудовой, социальной, политической и духовной деятельностью, то есть своей практикой в широком смысле этого
слова. Философия является ее отражением и обобщением, следовательно, она, прежде всего, выступает как
философия истории. В отличие от традиционной философии истории, имеющей дело с вечными и неизменными идеями,
законами и категориями, "философия практики" буквально пронизана "историцизмом" (термин
Грамши), то есть действительной диалектикой классовой борьбы.
Существует мнение, что Грамши якобы отказался от понятия "класс" в традиционном понимании этого
слова. На самом деле, ничего подобного не было. И хотя в целях конспирации, он не часто употреблял слова
"класс" и "классовая борьба", в его "Тюремных тетрадях" постоянно употребляется
такие их синонимы, как "социальная группа", "борьба социальных групп" и т.п. Раскрывая идею
гегемонии, он писал: "...Главенство социальной группы проявляется в двух формах: в форме
"господства" и в форме "духовного и нравственного руководства". Первая форма, т.е.
"господство", — это отношения с враждебными группами. Вторая форма, т.е. "духовное и
нравственное руководство",- это и есть, собственно говоря, гегемония".2
По Грамши, борьба социальных групп, или классов в обществе есть одновременно и реальная история. В истории
ничего не совершается помимо людей и их социальных групп. Противоречия и борьба этих групп является мотором
истории на протяжении всей человеческой цивилизации. "Философия практики" отражает диалектику этой
борьбы. Грамши не уставал говорить о тождестве истории и "философии практики". По его мнению "..
.Философия определенной исторической эпохи — это не что иное, как "история" этой эпохи, не что
иное, как совокупность изменений, которые руководящая группа сумела произвести в прошлой действительности;
в этом смысле, история и философия неразделимы, они образуют "блок".1
Подлинная, а не фантастическая история осуществляется реальными людьми, реальными политическими силами,
выступающими ее субъектами и творцами. Поскольку простые люди, совершая практические дела, руководствуются
тем или иным мировоззрением, той или иной идеологией или философией, они являются стихийными философами. В
этом смысле следует изучать мировоззрение "широких масс", а не только "философию
философов".2 Фактически историческое значение любой философии и идеологии определяется тем, какое
воздействие они оказывают на массовое сознание и поведение людей. Рассматривая вопрос об обратном влиянии
философии на общество, Грамши пишет: ".. .Это обратное воздействие, и есть мера ее исторического значения,
того, что она не плод индивидуального "ученого корпения", а "исторический факт".
Марксизм как новое мировоззрение является для Грамши одновременно наукой и идеологией. Наука исследует
закономерности исторического развития, а вытекающая из нее идеология побуждает рабочий класс и его
союзников к действию. Таким образом, марксистская наука, ее основные идеи и выводы, овладевая сознанием масс,
превращаются в материальную силу. Но это происходит лишь в той мере, в какой наука и основанная на ее
выводах идеология отвечают коренным интересам этих масс, совпадают с их жизненными целями и
нравственностью. Грамши четко различал идеологию как иллюзорные или "произвольные измышления
определенных индивидов" и идеологию как надстройку, с необходимостью вытекающую из соответствующего
базиса и обратно воздействующую на него. Он писал: "В той мере, в какой идеологии исторически необходимы,
они имеют действенность, "психологическую" действенность, они организуют людские массы, служат той
почвой, на которой люди движутся, осознают свои общественные позиции, борются и т.д.".
"Философия практики" в антагонистическом обществе является одновременно философией политики. В
политике происходит взаимопроникновение объективных и субъективных моментов в развитии общества.
"Невозможно представить, себе - говорил Грамши, - распространение в реальной жизни философии, которая не
являлась бы в то тоже время актуальной политикой, тесно связанной с основным видом деятельности в жизни
народных масс, то есть с их трудом".
Раскрывая содержание понятия "философия практики", Грамши показывает связь и различие политики и
диалектики. Политика и диалектика всегда реализуются через противоречия, но диалектика вечна, а политика
преходяща. Последняя существует лишь до тех пор, пока сохраняются социальные антагонизмы, однако она
исчезает с исчезновением этих антагонизмов, то есть когда происходит "переворачивание
практики", когда "царство необходимости" сменяется "царством свободы". Мировой процесс
исчезновения политики сменяется становлением в истории подлинного гуманизма. Здесь наблюдается
определенное словесное совпадение мысли Грамши и мысли Маркса, приравнявшего коммунизм к "реальному
гуманизму" в своих ранних "Фило-софско - экономических рукописях", которые, по всей вероятности,
автор Тюремных тетрадей не читал.
Гуманистическая интерпретация будущей истории особенно актуальна сегодня в России, когда значительная
часть интеллигенции оказалась идейно дезориентированной. Отказавшись в свое время от советской идеологии,
имевшей во многом догматический характер, она под воздействием разрушительных последствий неолиберальных
реформ, сегодня все чаще уходит в религию, или начинает исповедовать сугубо консервативную идеологию
дореволюционной России с ее националистическими и державными ценностями. Эта новая "смена вех" в
последнее десятилетие охватила почти все сферы духовной и культурной жизни российского общества, порождая
новые неразрешимые противоречия в политике и идеологии.
Однако этот процесс не может продолжаться вечно. В последнее время СМИ все чаще стали говорить о
наметившемся "левом повороте" в нашем обществе и во всем мире. И он действительно происходит во
многих странах старого и нового света. Достаточно сослаться на пример недавних революционных изменений в
Латинской Америке. Под воздействием реальной жизни и нарастающих социальных противоречий в мире все
большее количество людей начинает обращаться к левым ценностям и идеалам. Отвергая порядки буржуазного
общества с его всеобщим отчуждением людей друг от друга, с его культом эгоизма, денег и выгоды, они
утверждают, что "иной мир возможен". Человек в этом мире является не средством, а самоцелью
общественного развития. В нем люди не враждуют, а дополняют друг друга, в нем межличностные и
межгосударственные отношения исключают любую эксплуатацию, насилие и взаимную ненависть. Но именно о
возможности таких общественных отношений всегда говорила "философия практики", осмыслению и
популяризации которой Грамши посвятил всю свою жизнь. Вот почему его идеи сегодня особенно востребованы в
мире.
Славин Борис
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымПопулярные новости

26.09.2013 9:27 - солдат
Откуда пошло выражение...
Давайте вместе разберемся откуда эти выражения пришли в нашу жизнь. Вашими молитвами. Это разговорное шутливое выражение говорится в ответ на вопрос "Как поживаете?" или "Как ваше здоровье?" - в значении "спасибо, ничего" как выражение благодарности за участливое отношение.

06.07.2013 7:13 - smeshinka
Су-35 против F-35: дядя избивает дубинкой ребенка
Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35? Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение, пишет indrus.in 26 июля.

20.12.2013 8:18 - 555
Фильм "Ликвидация": что осталось за кадром
Ретротелефильм "Ликвидация" с Владимиром Машковым в роли одесского опера Давида Гоцмана стал одной из главных удач на поприще российских сериалов. Критики ставят "Ликвидацию" в один ряд

26.09.2013 9:32 - солдат
Откуда пошло выражение...(продолжение)
Это шутливое выражение употребляется, когда хотим сказать, что мужа сейчас нет. Происхождение этой фразы точно до конца так и не выяснено. Одни знатоки языка утверждают, что это просто шутливая рифмовка, как например "ну - баранки гну".

09.09.2012 16:16 - солдат
Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ
Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации

05.03.2014 11:04 - советский солдат
Родовая фамилия Юлии Тимошенко - Капительман
Настоящая родовая фамилия премьер-министра Украины Юлии Тимошенко - Капительман. Такие данные обнародовал на пресс-конференции в Киеве сегодня, 1 октября, бывший соратник

17.09.2016 9:10 - next
Как продвинуть свой сайт в интернете?
Самым трудоемким считается не само создание сайта. А вот продвижение и раскрутка своих страниц потребует намного больше сил и времени вебмастеров. И от таких затрат напрямую зависит популярность.

19.11.2017 9:17 - Сокол
26-летняя генеральша станет лицом Минобороны
26-летняя российская телеведущая Россияна Марковская назначена на должность пресс-секретаря министра обороны РФ Сергея Шойгу, сама Марковская информацию подтвердила. Марковская родилась

20.09.2012 22:55 - солдат
Занимательная фармакология
"ЯДИБИЛ" — последнее достижение немецкой фармакологии. Ни один лекарственный препарат прежде настолько не влиял на работу головного мозга как "Ядибил". Это лучший друг молодежи, в первую очередь тех, кто не хочет идти служить в армию.

05.04.2012 15:14 - endruse
Все самое-самое на планете
Интерес людей ко всему самому-самому прослеживается на протяжении всей истории человечества.

28.07.2013 9:45 - 100/500
Павел Глоба: О будущем России
Он знает ответы на любые вопросы: что было, что будет и чем сердце успокоится? Причем частности не так важны. Назвался же Глобой - вот и мыслит глобально, в масштабах, так сказать, всей страны. И даже шире! Чернобыль, распад СССР, теракт 11 сентября в Америке, войны в Ираке и Ливии...

21.08.2012 7:33 - 100/500
Где еще живут "дикие" люди
Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было...Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове

29.12.2022 8:37 - 555
Алена Полынь: каким будет 2023 год
Каким будет 2023 год, волнует сейчас каждого. По уже доброй традиции мы спросили о событиях 2023 года у всемирно известной ведьмы Алены Полынь. Ведь именно Алена Полынь всегда четко предсказывает грядущие события. Игры политиков на мировой арене, которые мы видим в новостях, ковид и многое другое были предсказаны Аленой Полынь заблаговременно. Очень уж хочется хороших событий! Что же о годе 2023-м известно провидице? - Алена, спасибо, что любезно согласились рассказать нашим читателям о грядущем 2023 годе. Чего ждать? Чего опасаться? Будет ли что-то хорошее? - Мы с вами живем в период колоссальных перемен, и безболезненными они быть не могут. Цикл начал год Крысы: именно этот зверек - самый хитрый и расчетливый - подготовил почву для перемен. Если же говорить о Тигре, то он, несомненно, хищник

26.01.2012 13:13 - ёжик в тумане
Экстрасенс и целительница Джуна Давиташвили
Экстрасенс Джуна Давиташвили родилась в 1949 году в небольшом селе Урмия (Краснодарский край). В детстве девочка упала в колодец, где просидела около получаса. Маленькая Женя чудом оказалась жива и невредима.

19.05.2018 10:26 - next
Как пошить шторы под заказ?
Вот вы решили что-то изменить в своём доме. А именно заказать пошив штор для своих окон, обновить или впервые взяться за это неизведанное пока для вас дело. Скорее всего, вы об этом практически ничего не знаете - не каждый же день шьём шторы.

09.05.2013 20:07 - 100/500
Интересные факты о Второй Мировой войне
Операция по высадке союзных войск в Нормандии в июне 1944 года готовилась в условиях строгой секретности. Незадолго до неё британская разведка была сильно озадачена кроссвордами в газете Telegraph, в которых то и дело появлялись кодовые слова операции. Среди них были Utah и Omaha —