Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Основы обучения: что помогает нам учиться?

21.02.2021 16:42

-  555
Основы обучения: что помогает нам учиться?

Автор книги Станислас Деан "Как мы учимся" озвучил четыре столпа научения. К ним относятся внимание, активное вовлечение, обратная связь и консолидация.

Мы перечитали книгу и рассказали подробнее об этих функциях и о том, что способствует их укреплению.

Внимание

Внимание решает одну распространенную проблему: переизбыток информации. Органы чувств ежесекундно передают миллионы битов информации. Эти сообщения на первом этапе обрабатываются нейронами, но более глубокий анализ невозможен. Пирамида механизмов внимания вынуждена производить выборочную сортировку. На каждом этапе мозг решает, насколько важно то или иное сообщение, и выделяет ресурсы на его обработку. Правильный отбор является основополагающим для успешного научения.

Задача учителя заключается в том, чтобы постоянно направлять и привлекать внимание учащихся. Когда вы обращаете внимание на иностранное слово, только что произнесенное учителем, оно закрепляется в памяти. Неосознанные слова остаются на уровне сенсорных систем.

Американский психолог Майкл Познер выделяет три основные системы внимания:

  1. систему сигнализации и активации, которая определяет, когда нужно обратить внимание;

  2. систему ориентировки, которая подсказывает, на что обратить внимание;

  3. систему управляющего внимания, которая определяет, как обрабатывать полученную информацию.

Управление вниманием можно связать со "сосредоточением" (концентрацией) или "самоконтролем". Управляющий контроль развивается по мере формирования и созревания префронтальной коры в течение первых двадцати лет нашей жизни. Благодаря пластичности эту систему можно совершенствовать, например, с помощью познавательных задач, соревновательных техник, игр. 

Вовлечение

Пассивный организм учится мало или не учится вовсе. Эффективное обучение предполагает вовлеченность, любопытство, активное генерирование гипотез и их проверку.

Одной из основ активного вовлечения является любопытство — та самая жажда знаний. Любопытство считается фундаментальным стремлением организма: движущей силой, которая побуждает к действию, как голод или потребность в безопасности.

Читайте также: Как современная официальная наука исследует мозг

Психологи, начиная от Уильяма Джеймса до Жана Пиаже и Дональда Хебба, задумывались об алгоритмах любознательности. По их мнению, любопытство — это "непосредственное проявление детского стремления к познанию мира и построению его модели".

Любопытство возникает, как только наш мозг обнаруживает расхождение между тем, что мы уже знаем, и тем, что мы хотели бы знать

Благодаря любопытству человек стремится выбрать действия, которые позволят заполнить этот пробел в знаниях. Противоположностью является скука, из-за которой быстро теряется интерес и осуществляется переход в "пассивный режим".

При этом прямой связи между любопытством и новизной нет — нас могут не привлекать новые вещи, однако притягивают те, которые способны заполнить пробелы в знаниях. Также слишком сложные понятия могут отпугивать. Мозг постоянно оценивает скорость научения; если он обнаруживает, что прогресс происходит медленно, интерес пропадает. Любопытство подталкивает к наиболее доступным областям, при этом степень их привлекательности меняется по мере развития образовательного процесса. Чем понятнее одна тема, тем выше потребность в поиске другой.

Для запуска механизма любопытства необходимо осознавать то, чего вы еще не знаете. Это метакогнитивная способность. Быть любознательным — значит хотеть знать, если вы хотите знать — значит, вы знаете то, чего пока не знаете.

Обратная связь

По мнению Станисласа Деана, именно от качества и точности получаемой обратной связи зависит то, насколько быстро мы учимся. В этом процессе постоянно происходят ошибки — и это абсолютно естественно.

Ученик пробует, даже если попытка обречена на провал, а затем, исходя из величины ошибки, думает над тем, как улучшить результат. И на этом этапе анализа ошибок нужна правильная обратная связь, которую часто путают с наказанием. Из-за этого появляется отторжение к обучению и нежелание что-то пробовать вовсе, ведь ученик знает, что за любую ошибку он будет наказан.

Два американских исследователя, Роберт Рескорла и Аллан Вагнер, в 70-ых годах прошлого столетия выдвинули гипотезу: мозг учится только в том случае, если замечает разрыв между тем, что он прогнозирует, и тем, что он получает. И ошибка как раз указывает, где именно не совпали ожидания и реальность.

Объясняет эту мысль теория Рескорлы-Вагнера. В павловских экспериментах собака слышит звон колокольчика, который изначально является нейтральным и неэффективным стимулом. Потом этот колокольчик вызывает условный рефлекс. Теперь собака знает, что звук предшествует появлению пищи. Соответственно, начинается обильное слюноотделение. Правило Рескорлы-Вагнера предполагает, что мозг использует сенсорные сигналы (ощущения, генерируемые колокольчиком) для прогнозирования вероятности последующего стимула (пищи). Система работает следующим образом:

  • Мозг прогнозирует, вычисляя сумму поступающих сенсорных сигналов.

  • Мозг обнаруживает разницу между прогнозом и реальным стимулом; ошибка прогноза определяет степень неожиданности, ассоциированную с каждым стимулом.

  • Мозг использует сигнал, ошибку, для коррекции внутренней репрезентации. Следующее предсказание будет ближе к реальности.

Данная теория совмещает столпы обучения: научение происходит в том случае, если мозг отбирает сенсорные сигналы (с помощью внимания), использует их для прогнозирования (активное вовлечение) и оценивает точность этого прогноза (обратная связь).

Предоставляя четкую обратную связь насчет ошибок, преподаватель направляет ученика, и это не имеет ничего общего с наказанием

Сказать ученикам, что они должны были сделать так, а не иначе, не равно сказать им: "Вы не правы". Если ученик выбирает неправильный ответ A, то дать обратную связь в виде: "Правильный ответ — это Б" — все равно что сказать: "Ты ошибся". Следует детально объяснить, почему вариант Б предпочтительнее А, так ученик сам придет к тому, что он ошибся, но при этом у него не возникнет угнетающих чувств и тем более страха.

Консолидация

Учимся ли мы печатать на клавиатуре, играть на пианино или водить машину, сначала наши движения находятся под контролем префронтальной коры. Но благодаря повторению мы прикладываем все меньше и меньше усилий, и можем выполнять эти действия, параллельно думая о чем-то другом. Под процессом консолидации понимается переход от медленной, сознательной обработки информации к быстрой и бессознательной автоматизации. Даже когда навык освоен, он требует поддержки и закрепления, пока он не приобретет автоматический характер. Благодаря постоянной практике функции контроля переходят к моторной коре, где регистрируется автоматическое поведение.

Автоматизация высвобождает ресурсы мозга

Префронтальная кора не способна к мультизадачности. Пока центральный исполнительный орган нашего мозга сосредоточен на задаче, все остальные процессы откладываются. Пока некая операция не автоматизирована, она требует усилий. Консолидация позволяет направить наши драгоценные мозговые ресурсы на другие дела. Здесь помогает сон: каждую ночь наш мозг консолидирует то, что ему поступило днем. Сон — не период бездействия, а активная работа. Он запускает специальный алгоритм, который воспроизводит события прошедшего дня и переносит в отсек нашей памяти. 

Когда мы спим, мы продолжаем учиться. А после сна когнитивная деятельность улучшается. В 1994 году израильские ученые провели эксперимент, который это подтвердил. "В течение дня добровольцы учились обнаруживать полосу в определенной точке сетчатки. Эффективность выполнения задачи медленно увеличивалась, пока не достигала плато. Однако стоило ученым отправить испытуемых спать, как их ждал сюрприз: когда те просыпались на следующее утро, их производительность резко повышалась и оставалась на этом уровне на протяжении следующих нескольких дней", — описывал Станислал Деан. При этом, когда исследователи будили участников во время стадии быстрого сна, никаких улучшений не наблюдалось. Из этого следует, что глубокий сон способствует консолидации, в то время как быстрый сон содействует закреплению перцептивных и моторных навыков.

Итак, научение стоит на четырех столпах:

  • внимание, обеспечивающее усиление информации, на которую оно обращено;

  • активное вовлечение — алгоритм, побуждающий мозг проверять новые гипотезы;

  • обратная связь, дающая возможность сравнивать прогнозы с реальностью;

  • консолидация, позволяющая автоматизировать то, чему мы научились.

Любовь Карась


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

10.06.2013 8:24 - Wiki

Израильтянам ставят на лоб метки

Источник: Мы уже неоднократно публиковали материалы, касающиеся темы нанесения антихристовых начертаний на людей. Некоторые специалисты и эксперты считают, что наносить штрих-код (клеймо, печать) на лоб человека будут при фотографировании на новые биометрические электронные документы (паспорта-карточки).

26.01.2014 17:22 - Сокол

Как работает Государственная Дума в России. Даже нам стыдно…

Источник: Практикант рассказал, как депутаты проводят время в Госдуме. Орфография и пунктуация автора сохранены. “Подошла к концу первая неделя моей практике в одной из святынь российской государственности — Государственной Думе РФ, — пишет блоггер yeenzo.

15.09.2012 9:22 - 555

Говорят, что Путин не настоящий

Источник: Как говорится, факт налицо. Что с внешностью президента? Договорились до того, что Путин, которого мы видим, уже не Путин, а его двойник.

14.11.2019 19:28 - НСМБЖ

Свой среди чужих, или чужой среди своих?

Источник: Зимой 2019 года в блогосферу Гомельщины ворвалось никому ранее неизвестное упитанное бородатое лицо, и практически сходу, с колес начало строить у нас "Страну для жизни".

23.06.2014 9:33 - 555

Что пророчила Ванга про Украину

Источник: Интересно, что в свое время в предсказаниях Ванги был катрен, который все считали фантазией болгарской бабушки: "Крым оторвется от одного берега и прирастет к другому". Ну и впрямь — как может Крым оторваться? Теперь мы увидели, как...

06.04.2012 17:29 - свобода

Кто должен платить долги и кредиты за тех, кто умер

Источник: В середине марта банк "Восточный экспресс" выставил на продажу просроченные кредиты своих умерших заемщиков.

12.08.2014 8:33 - prokrust

Кто сбил малазийский «Боинг» - анализ военного летчика

Источник: Валентин Василеску (Valentin Vasilescu), румынский военный эксперт, пилот и бывший заместитель командующего военным аэропортом "Отопень" изложил свою версию трагедии с малайзийским "Боингом" в небе над Украиной.

21.11.2012 7:33 - Sergey2013

Вертикаль гламурного фашизма

Источник: Новая советница Шойгу Мария Китаева. Групповуха с переодеваниями. Такими кадрами нельзя разбрасываться в Московской области. Надо немедленно тащить ее в Министерство обороны. Там столько вакансий освободилось после сердюковских девок.

27.08.2013 7:45 - солдат

Русский художник Виктор Васнецов "осуждён" посмертно по ст. 282 УКРФ

Источник: Ленинский районный суд в городе Кирове признал картину замечательного русского художника В.М. Васнецова "экстремистской"... Наконец-то "длинные руки" правоохранительной системы дотянулись до главного. Вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова

02.04.2012 15:28 - свобода

Крупнейшие авиакатастрофы в России за последние 10 лет

Источник: Сегодня пассажирский лайнер ATR-72 разбился при взлете в аэропорту Тюмени. Самолет разрушился при падении и загорелся.

10.06.2014 18:42 - prokrust

Садальский рассказал где живут дети российских чиновник

Источник: Известный актер и блоггер Станислав Садальский 8 июня опубликовал в своем "Живом Журнале" пост "Они любят Россию и российский народ как источник дохода, но видят будущее свое и своих детей на западе". Он активно обсуждается

11.05.2014 22:04 - 555

Как это быть "ватником"

Источник: Недавно в прокате шел фильм А.Германа , по повести Стругацких , "Трудно быть богом" , я его не смотрел. Глядя на всю мою жизнь, мне почему-то захотелось написать, как трудно быть ватником. Почему трудно быть ватником и признаки ватника

02.02.2013 14:44 - frend

Рейтинг надежности автомобилей TÜV Report 2013 года

Источник: Ежегодно в Германии проводится оценка миллионов автомобилей на предмет надежности, по результатам которой составляется рейтинг TÜV В нынешнем году эксперты оценили

09.06.2014 7:35 - 555

Задорнов про "особый" украинский народ

Источник: Я уже не раз ранее писал о том, что у античных летописцев первых веков нашей эры существуют записи о том, как древние греки не могли отличить кельтов от венедов: выглядели эти народы одинаково, говорили на очень похожих языках, да и боги их были

30.04.2014 7:08 - 555

Как укрСМИ оболгали Дюжева

Источник: Украинские СМД (средства массовой дезинформации) продолжают упражнения, связанные с тем, кто опубликует самый нелепый материал, "раскрывающий суть кровавого российского вмешательства" на востоке незалежной. "Пресса Украины" на днях решила внести

02.10.2012 19:16 - свобода

Сколько платят органам опеки за изъятие детей?

Источник: На днях в Финляндии сотрудники опеки забрали у гражданки России Анастасии Завгородней четверых детей за "хлопок по попе". Русская женщина, видимо, предстала перед ними таким тираном, что органы опеки забрали даже младенца семи дней от роду.

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть