Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Как дикий рынок убил советское кино

06.04.2021 20:35

-  свобода
Как дикий рынок убил советское кино

Российское кино редко окупается. Ироничные обзоры Евгения Баженова (BadComedian), порой, набирают больше просмотров, чем разрекламированные блокбастеры.

Даже удачные высокобюджетные картины быстро теряют актуальность и забываются — трудно назвать современные российские картины, сопоставимые с шедеврами советской эпохи. Кризис отечественного кинематографа совпал с распадом страны и стал его художественным отражением.

Репетиция перестройки

Первые признаки появились ещё в начале 80-х. Идеологически верные картины мэтров советского кино, все чаще проваливались в прокате, как это случилось в 1982 году с революционной эпопеей "Красные колокола" Сергея Бондарчука.

Некоторые критики винили в этом неправильную прокатную политику, которая допускала на экраны слишком много западных развлекательных картин. Другие упрекали партийную цензуру. Кино действительно до блеска лакировало действительность, в то время как зритель хотел видеть на экранах картины, отражающие и критикующие окружающую его реальность. Но чиновники от культуры думали о карьерах, а не о зрителях.

Читайте также: Советское кино глазами американцев

Ситуация начала меняться с началом перестройки. Кинематографисты первыми ответили на призыв правительства к обновлению системы. Знаковым событием стал Съезд Союза кинематографистов весной 1986 года. Впоследствии его стали называть "репетицией перестройки".

Впервые в состав делегатов вошли люди, которые не были заранее утверждены партийным руководством. По воспоминаниям участников, съезду предшествовали жаркие дебаты и открытые выборы делегатов внутри цехов. Предпочтение отдавалось молодым. А забаллотированными оказались даже такие легенды советского экрана как Лев Кулиджанов или Станислав Ростоцкий.

Съезд сменил руководство Союза кинематографистов, отодвинув "генералов" на второй план, практически отменил цензуру и снял с "полки" около 250 фильмов. Зритель впервые увидел картины, которые теперь входят в списки любимой советской классики. Среди них "Проверка на дорогах" Алексея Германа, "Комиссар" Александра Аскольдова, "Отпуск в сентябре" Виталия Мельникова и многие другие. Открылась дорога для молодых режиссеров. Например, получила возможность снимать, Кира Муратова, поставившая в годы перестройки одну из своих лучших работ "Астенический синдром".

Кинематографисты были воодушевлены и переполнены надеждами. Однако им не суждено было сбыться. Линия на демократизацию оказалась неотделима от идеологии рынка. "Наша безумная неграмотность политическая, идеологическая, юридическая и экономическая, — рассказывает режиссер Вадим Абдрашитов, — привела к тому, что на ура была принята идея рынка в искусстве, что вообще говоря, безумие".

Рыночные принципы привели на экраны массу западных картин. В основном второсортные примитивные развлекательные фильмы, которые стоили дешево. В появившихся повсюду видеосалонах крутили некачественные копии, часто нелегально привезенные из-за рубежа, с темной зеленоватой картинкой и плохим переводом, который иногда зачитывали прямо во время сеанса. Вопреки чаяниям кинематографистов, ожидавшим, что народ повалит в кинотеатры смотреть сложные картины Алексея Германа или Киры Муратовой, народ выбирал жанровое развлекательное кино, которое тогда казалось той "правдой, которую коммунисты скрывают от народа". Советское кино проиграло конкуренцию не лучшим образцам западного искусства, а дешевым поделкам.

И если прежде зритель ругал советские фильмы за недостаток реализма, то теперь место реальности заняла "американская мечта". Многим советским режиссерам казалось, что рецепт успеха заключается в копировании голливудской продукции. Они долго не понимали, что переплюнуть самый крупный кинобюджет в мире нельзя. И потому их работы выглядели жалкими подделками.

Рынок в кинотеатре

Рыночный вихрь захватил не только режиссеров, но и кинотеатры. Показательной стала судьба кинотеатра "Форум". В советское время в его залах проходили первые публичные показы фильмов Феллини, сюда бегал Евгений Евтушенко, в фойе перед сеансами пела его мама. А в 1994 году кинотеатр закрыли, а здание передали в аренду фирме Аллы Пугачевой. С тех пор уже 25 лет "Форум" ходит по рукам и разрушается. В 2017 году мне лично довелось участвовать в протестах против превращения этого легендарного кинотеатра в офисный центр. Но, увы, его судьба не уникальна.

В 1987 году в СССР насчитывалось 4856 кинотеатров. К 91-му году их количество сократилось почти на треть. И продолжало падать последующие годы. Принятая на съезде модель развития кинематографии, подразумевала отказ от государственной монополии на прокат. Предполагалось, что возникнет сеть независимых прокатчиков, которые будут самостоятельно закупать фильмы для показа.

В январе 1989 года в рыночном угаре упразднили Госкино, а вместе с ним и все органы кинопроката. Это разрушило связь между киностудиями и зрителем. Если прежде студии снимали, а затем копии фильмов автоматически распределялись по кинотеатрам, то теперь частным прокатчикам приходилось самим объезжать кинотеатры с предложениями. А директора в свою очередь самостоятельно искали прокатчиков.

Обеспечивать себя кинотеатрам тоже предложили самостоятельно — за счет доходов от кинопоказов. В результате сельская сеть умерла почти сразу. В городе кинотеатры тоже оказались на грани банкротства. Опыта жизни по законам рынка не хватало. И директорам приходилось идти на различные хитрости, чтобы получить деньги хотя бы для оплаты электричества и зарплаты сотрудникам. Так в фойе стали появляться вещевые рынки, бильярдные, видеосалоны, а где-то и автомобильные и мебельные салоны, которые в итоге и заменили собой кинотеатры.

Последним звеном кризиса стали сами киностудии. Перестройка началась с того, что старое руководство заменили на новое. Молодые кадры открыли дорогу режиссерам, которые раньше были скованы цензурой. Однако их фильмы не окупались. Рынок расколол советское кино на две части. С одной стороны, гиганты вроде "Ленфильма", пытались выпускать качественное авторское кино. Но реальные деньги потекли в руки только что возникшим кооперативным студиям однодневкам, ловившим дешевую популярность на боевиках и эротике. Вряд ли сегодня кто-то вспомнит хотя бы одно название из сотни таких кооперативных фильмов.

Реализм прибыли

Перестройка началась с бунта против цензуры и требования реализма. Но если на заре перемен социальному кино мешали идеологические догматы, то к концу Перестройки его просто прикончил рынок. Цензура денег оказалась эффективнее партийной.

Эта логика заставляла отечественных режиссеров неумело копировать голливудскую продукцию, снимать низкопробный развлекательный продукт. Когда к к середине 90-х публика наконец устала от бесконечного потока перестроечной чернухи, отечественный кинематограф фактически лежал в руинах.

Но спрос на осмысление реальности все же родил кое-какое предложение. На руинах начинает формироваться новое кино. Первыми ласточками стали "Брат" Балабанова, "Особенности национальной охоты" и "Блокпост" Рогожкина. Несмотря на свою гиперболизированность, эти картины хотя бы отчасти удовлетворяли желание зрителей понять реальность, в которой оказалась страна, и потому пользовались громадным успехом. Но мощностей не хватало, эти фильмы оставались редкими исключениями. Некогда гигантскую машину советского кинематографа невозможно было запустить заново в одночасье.

К началу нулевых свет в конце туннеля всё же стал виден отчетливо. В России вновь научились делать качественное кино, не только серьезное, но и развлекательное. На экраны выходит первый блокбастер "Ночной Дозор", совмещающий в себе западные спецэффекты с реальностью спальных районов Москвы.

Доля отечественной продукции в прокате растет, режиссеры получают призы на престижных международных кинофестивалях, открываются новые кинотеатры, российские фильмы на западе прокатывают известные продюсерские компании.

Но этот подъем из небытия, проходивший в болезненных муках, закончится в начале десятых с назначением новым министром культуры Владимира Мединского, при котором логика прибыли в киноиндустрии сохранилась, но была дополнена идеологическим госзаказом и новой цензурой. Чудесным образом современный российский кинематограф построен на сплаве всех недостатков эпохи застоя и 1990-х, но почти полностью лишен достоинств обеих периодов.


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

10.06.2013 8:24 - Wiki

Израильтянам ставят на лоб метки

Источник: Мы уже неоднократно публиковали материалы, касающиеся темы нанесения антихристовых начертаний на людей. Некоторые специалисты и эксперты считают, что наносить штрих-код (клеймо, печать) на лоб человека будут при фотографировании на новые биометрические электронные документы (паспорта-карточки).

26.01.2014 17:22 - Сокол

Как работает Государственная Дума в России. Даже нам стыдно…

Источник: Практикант рассказал, как депутаты проводят время в Госдуме. Орфография и пунктуация автора сохранены. “Подошла к концу первая неделя моей практике в одной из святынь российской государственности — Государственной Думе РФ, — пишет блоггер yeenzo.

15.09.2012 9:22 - 555

Говорят, что Путин не настоящий

Источник: Как говорится, факт налицо. Что с внешностью президента? Договорились до того, что Путин, которого мы видим, уже не Путин, а его двойник.

14.11.2019 19:28 - НСМБЖ

Свой среди чужих, или чужой среди своих?

Источник: Зимой 2019 года в блогосферу Гомельщины ворвалось никому ранее неизвестное упитанное бородатое лицо, и практически сходу, с колес начало строить у нас "Страну для жизни".

23.06.2014 9:33 - 555

Что пророчила Ванга про Украину

Источник: Интересно, что в свое время в предсказаниях Ванги был катрен, который все считали фантазией болгарской бабушки: "Крым оторвется от одного берега и прирастет к другому". Ну и впрямь — как может Крым оторваться? Теперь мы увидели, как...

27.08.2013 7:45 - солдат

Русский художник Виктор Васнецов "осуждён" посмертно по ст. 282 УКРФ

Источник: Ленинский районный суд в городе Кирове признал картину замечательного русского художника В.М. Васнецова "экстремистской"... Наконец-то "длинные руки" правоохранительной системы дотянулись до главного. Вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова

06.04.2012 17:29 - свобода

Кто должен платить долги и кредиты за тех, кто умер

Источник: В середине марта банк "Восточный экспресс" выставил на продажу просроченные кредиты своих умерших заемщиков.

12.08.2014 8:33 - prokrust

Кто сбил малазийский «Боинг» - анализ военного летчика

Источник: Валентин Василеску (Valentin Vasilescu), румынский военный эксперт, пилот и бывший заместитель командующего военным аэропортом "Отопень" изложил свою версию трагедии с малайзийским "Боингом" в небе над Украиной.

21.11.2012 7:33 - Sergey2013

Вертикаль гламурного фашизма

Источник: Новая советница Шойгу Мария Китаева. Групповуха с переодеваниями. Такими кадрами нельзя разбрасываться в Московской области. Надо немедленно тащить ее в Министерство обороны. Там столько вакансий освободилось после сердюковских девок.

02.04.2012 15:28 - свобода

Крупнейшие авиакатастрофы в России за последние 10 лет

Источник: Сегодня пассажирский лайнер ATR-72 разбился при взлете в аэропорту Тюмени. Самолет разрушился при падении и загорелся.

10.06.2014 18:42 - prokrust

Садальский рассказал где живут дети российских чиновник

Источник: Известный актер и блоггер Станислав Садальский 8 июня опубликовал в своем "Живом Журнале" пост "Они любят Россию и российский народ как источник дохода, но видят будущее свое и своих детей на западе". Он активно обсуждается

11.05.2014 22:04 - 555

Как это быть "ватником"

Источник: Недавно в прокате шел фильм А.Германа , по повести Стругацких , "Трудно быть богом" , я его не смотрел. Глядя на всю мою жизнь, мне почему-то захотелось написать, как трудно быть ватником. Почему трудно быть ватником и признаки ватника

02.02.2013 14:44 - frend

Рейтинг надежности автомобилей TÜV Report 2013 года

Источник: Ежегодно в Германии проводится оценка миллионов автомобилей на предмет надежности, по результатам которой составляется рейтинг TÜV В нынешнем году эксперты оценили

30.04.2014 7:08 - 555

Как укрСМИ оболгали Дюжева

Источник: Украинские СМД (средства массовой дезинформации) продолжают упражнения, связанные с тем, кто опубликует самый нелепый материал, "раскрывающий суть кровавого российского вмешательства" на востоке незалежной. "Пресса Украины" на днях решила внести

09.06.2014 7:35 - 555

Задорнов про "особый" украинский народ

Источник: Я уже не раз ранее писал о том, что у античных летописцев первых веков нашей эры существуют записи о том, как древние греки не могли отличить кельтов от венедов: выглядели эти народы одинаково, говорили на очень похожих языках, да и боги их были

02.10.2012 19:16 - свобода

Сколько платят органам опеки за изъятие детей?

Источник: На днях в Финляндии сотрудники опеки забрали у гражданки России Анастасии Завгородней четверых детей за "хлопок по попе". Русская женщина, видимо, предстала перед ними таким тираном, что органы опеки забрали даже младенца семи дней от роду.

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть