Ждите...
Спасибо.
Закрыть

К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов. Ч.10

29.03.2015 17:59

-  Василиев Владимир
К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов. Ч.10

В этой части работы рассматриваются основные черты социалистического производства, осуществляемого на коллективных началах, диалектической взаимосвязи производственных отношений и производительных сил этого коллективного производства.

Производительная деятельность: общественная форма и ее структура

Маркс подчеркивал, что производительная деятельность людей, которая и есть их общественное производство, есть "вечное естественное условие человеческой жизни", которая не зависит "от какой бы то ни было формы этой жизни", но, напротив, одинаково обща "всем ее общественным формам". Однако "всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее", во-первых. Но для того, "чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство", во-вторых, потому что "они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью", в-третьих. Общественная форма, посредством которой осуществляется общественное производство, есть исторически определенный ансамбль общественных связей и отношений, в которые необходимо и неизбежно вступают люди для того, чтобы производить. Именно она, эта общественная форма производства, определяет характер и пределы присвоения людьми неорганической (не являющейся общественной сущностью и телом самого человека) и органической (являющейся общественной сущностью и телом самого человека) природы.

Производительная деятельность по своему содержанию есть не что иное, кроме как целесообразная деятельность человека, посредством которой он, используя необходимые для этого орудия, воздействует на присваиваемую неорганическую и органическую природу с целью непосредственного удовлетворения своих потребностей и создания необходимых средств (орудий и предметов) потребления. Процесс производительной деятельности является одновременно и процессом воздействия человека на предметы присваиваемой им его (человека) неорганической и органической природы с целью удовлетворения (непосредственного или опосредствованного) своих потребностей, и процессом, в пределах и посредством которого между людьми устанавливаются и поддерживаются общественные связи и отношения, в своей совокупности образующие исторически определенный ансамбль.

Процесс производительной деятельности (= процесс производства) с этой своей второй стороны, даже будучи взят в любой исторический момент в качестве одного-единственного акта (без учета его многократного повторения), есть процесс воспроизводства той конкретной исторически определенной общественной формы производства, в пределах и посредством которой только и осуществляется самая производительная деятельность. Иными словами, исторически определенная общественная форма является непосредственным условием, предпосылкой, моментом и результатом (результат деятельности в форме более или менее осознанно полагаемого субъектом этой деятельности его условия и предпосылки и есть цель) производительной деятельности соответствующих людей.

Но что есть эта общественная форма? Она есть ансамбль отношений общественного воспроизводства (непрерывно возобновляемого процесса общественного производства) или, говоря иначе, она есть ансамбль всех общественных отношений. То есть самая сущность человека и есть та общественная форма, которая есть условие, предпосылка, момент и результат производительной деятельности людей, непрерывное возобновление которой (воспроизводство) - "вечное естественное условие человеческой жизни". Материальной основой сущности человека, а равно и материальной основой общественной формы жизнедеятельности человека как человека, является исторически определенный ансамбль отношений и связей между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления средств к жизни и средств их производства.

А что (в рассматриваемом отношении к производительной деятельности = к общественному воспроизводству) есть производительные силы общества или человека как существа родового? Они суть первая сторона процесса производительной деятельности (= процесса производства). Производительные силы есть ансамбль условий, предпосылок, моментов и результатов производительной деятельности, посредством которой человек вступает в производственные отношения со своей неорганической и органической природой для ее присвоения, воздействуя на присваиваемую им природу с целью непосредственного удовлетворения своих потребностей и создания необходимых для этого средств.

Отсюда производственные отношения - производительная деятельность людей (в пределе - всего рода человеческого), взятая в качестве характеризующей ее исторически определенной общественной формы материальных связей и отношений между людьми с целью воспроизводства самих себя и своей жизни. Производительные силы - та же самая производительная деятельность людей, но взятая в качестве характеризующих ее исторически определенных средств (орудий и предметов), технологий и способов присвоения ими своей неорганической и органической природы с целью удовлетворения своих потребностей.

Производительные силы есть производственные отношения не только к неорганической, но и к органической природе человека, ибо они (производительные силы) есть самая общественная форма материальных связей и отношений между людьми в процессе и в пределах удовлетворения ими своих потребностей с целью воспроизводства самих себя и своей жизни. Производственные отношения (не только к неорганической, но и к органической природе человека) есть производительные силы, ибо они (производственные отношения) есть средство, технологии и способы осуществления материальных связей и отношений между людьми в процессе присвоения ими своей неорганической и органической природы с целью воспроизводства самих себя и своей жизни. Поэтому любое исторически определенное общественное производство всегда есть конкретный общественный способ производства в его непрерывном осуществлении. Исторически определенное общественное производство есть непрерывно воспроизводимый производительной деятельностью людей ансамбль их производительных сил и производственных отношений.

Радикальный переворот в содержании и цели производства при переходе к социализму

Общественное производство материального богатства, по своему вещественному содержанию оставаясь общественным производством средств к жизни и средств их производства (как и в условиях экономической общественной формации, и в условиях архаической общественной формации), в результате перехода от экономической общественной формации к коммунистической превращается в непосредственное общественное воспроизводство материальных условий жизни человека. Почему? Потому что радикально изменяются цель и общественная форма производства. В условиях капитализма по своей цели и общественной форме оно не является непосредственным удовлетворением потребностей человека и производством необходимых средств потребления, но является непосредственным производством стоимости в форме товаров. В условиях социализма оно изначально есть непосредственное удовлетворение потребностей человека, которому всецело подчиняется все распределение и производство необходимых средств потребления.

В условиях капитализма общественное производство (производство, распределение, обмен и потребление) стоимости в форме товаров опосредствует весь процесс удовлетворения потребностей человека, а равно и всю жизнедеятельность человека, подчиняя ее себе - процессу общественного воспроизводства стоимости. Общественное производство в условиях коммунистической общественной формации уже с момента вступления в социализм по своей цели и общественной форме есть непосредственное удовлетворение потребностей человека, которому всецело подчиняется все распределение и производство необходимых средств потребления. В этом отношении фазы коммунизма различаются структурой самих потребностей человека и степенью (полнотой) удовлетворения соответствующих потребностей.

До сих пор производственные отношения в непосредственном процессе производства представляли собой отношения и связи между людьми по поводу их воздействия на предметы труда для получения предметов потребления или непосредственного удовлетворения потребности как результата труда. В процессе и в результате превращения 6-го технологического уклада в основу общественного производства средств к жизни и средств их производства производственные отношения в непосредственном процессе производства превращаются в отношения между людьми по поводу управления роботизированным технологическим оборудованием, включая 3D принтеры, и основанными на таком оборудовании гибкими производственными системами. Вследствие этого не только изменяется содержание и характер труда, который превращается в научный по своему характеру преимущественно умственный труд, но и самая общественная организация всей производительной деятельности, которая вследствие этого по своему существу теперь есть общественная организация производства непосредственно предметов потребления.

Дж. Рифкин, П. Марш, К. Андерсон и ряд других исследователей из Западной Европы и США утверждают, что ныне речь идет о третьей индустриальной революции. Согласно принятым на Западе воззрениям первая промышленная революция была процессом превращения паровых машин в техническую основу промышленности и транспорта. Вторая промышленная революция связана превращением электродвигателей, электроники и двигателей внутреннего сгорания, а также конвейерных, электронных, ракетных, ядерных и связанных с ними технологий в техническую основу не только промышленности, транспорта, связи и строительства, но и во все возрастающей мере также коммунального хозяйства, сферы услуг и даже сельского хозяйства. По представлениям указанных авторов третья индустриальная революция в ближайшие десятилетия будет разворачиваться в процессе создания и все более масштабного промышленного применения новых материалов с заданными свойствами, новых и все более совершенных 3D принтеров и гибких производственных систем на технической основе баз знаний и систем искусственного интеллекта, нано- и био-, в том числе агро- и лесных, технологий, микроэлектроники и программируемой робототехники.

Внутренняя взаимосвязь результатов революции в развитии производительных сил

Третья индустриальная революция позволит, во-первых, не только создавать принципиально новые продукты, но и замещать технологии создания "старых" продуктов, применяя для этого новые материалы и готовые программы, и, во-вторых, что не менее важно, создавать продукты (предметы потребления) практически в любой стране, в любом месте и в необходимом количестве. Круг специальностей непосредственных производителей продуктов будет сводиться к последовательно сужающемуся перечню все более универсальных специалистов по проектированию, созданию и поддержанию в актуальном состоянии гибких производственных систем, робототехники, баз знаний, интеллектуальных систем и систем коммуникаций. В этот перечень войдут системные администраторы, программисты и операторы, которые будут управлять такими системами и робототехникой в процессе их непосредственного применения, то есть в процессе производства необходимых продуктов в требуемом количестве.

Превращение рассматриваемых и еще более совершенных технологий в основу технического базиса общественного воспроизводства неизбежно приведет к тому, что производительный труд перестанет быть непосредственным видоизменением предметов неорганической природы человека, но превратится в управление таким процессом. Однако самое это управление, в отличие от предшествующих ступеней развития производительных сил, теперь уже не есть управление деятельностью других людей, но есть кооперация (обмен деятельностями) со множеством, нередко не поддающимся точной идентификации, других людей в целях коллективного управления процессом непосредственного производства предметов потребления и средств их производства.

Неизбежным следствием этого станет упразднение необходимости в концентрации производства, то есть необходимости в крупных предприятиях, требующих создания и поддержания общих условий промышленного производства - совокупность основных производственных, вспомогательных, обеспечивающих и административных зданий и инфраструктурных сооружений со всей обеспечивающей процесс производства и внутреннюю логистику начинкой на больших по своей площади территориях. Ведь новые технологии не только исключают концентрацию рабочих мест в одном месте, но и нередко предполагают их (рабочих мест) пространственное распределение с использованием удаленного доступа нередко из любой точки мира.

Концентрация промышленного производства и обеспечивающей его инженерной и транспортной инфраструктуры является одним из главных факторов концентрации на пространственно ограниченных прилегающих территориях занятого на этом производстве и его инфраструктурном обслуживании населения вместе с дополнительным населением, занятым обслуживанием градообразующей части населения, охраной порядка, власти и т.д. Таким образом, отомрет нужда в крупных городах и, следовательно, нужда в сложном крупномасштабном жилищно-коммунальном, общественно-транспортном, энергетическом и ином хозяйстве крупных городов, а также в сложной сети транспорта и логистики, обеспечивающей доставку и реализацию товаров потребления в таких городах.

Быстрая печать индивидуальных и малоэтажных жилых домов под ключ совершенными 3D принтерами из новых материалов, исключающая последующие проблемы жильцов с внутренними инженерными, электрическими, климатическими и иными системами жизнеобеспечения в период эксплуатации. Одновременно аграрное и лесное хозяйство по своему типу, пусть и с некоторым запаздыванием, но неизбежно на основе биотехнологий и робототехники станет некоей сетью взаимосвязанных научно-производственных "лабораторий", по своему типу приближающихся к промышленным формам организации производства предметов потребления.

Вследствие этого изменится расселение и тип урбанизации. Неизбежно будет стираться граница между городом и деревней, расселение людей будут определять совершенно другие, нежели в прогрессивные эпохи экономической общественной формации, потребности и факторы. Забегая далеко вперед, можно сказать, что институциональной формой территориальной организации в этих условиях необходимо и неизбежно станет форма, во многом аналогичная древнерусской земледельческой общине (старонемецкой "Gemeinwesen" или французской "коммуне"). И численность такой новой территориальной "общины" будет определяться уже отнюдь не оптимальными масштабами и потребностями производства соответствующих предметов потребления и средств их производства в рабочей силе, но оптимальными масштабами единичной территориальной формы общественной организации воспроизводства человека.

Во второй части статьи "Марксисты и 150 лет спустя так и не поняли Маркса" мною сделан и обоснован вывод о том, что технологическая наука, социальная и технологическая организация производительной деятельности, в том числе общественное разделение и кооперация труда, как и производственные отношения - все это суть не только непосредственные производительные силы. Они также суть средства производства одновременно и самих производительных сил, и производственных отношений, а равно и предметов производительного потребления (средств труда) и предметов потребительного производства, то есть средств к жизни. Это такие средства производства, и - шире - это такие общественные производительные силы, которые предполагают комбинированный общественный труд и коллективное применение средств труда. Технологическая наука - это такая производительная сила, такое средство производства, которое может применяться только в качестве средства производства комбинированного общественного труда, который допускает и предполагает лишь коллективное применение.

Средства производства 6-го технологического уклада, ставшего основой технического базиса всего общественного воспроизводства, суть воплощенная, овеществленная технологическая наука, предполагающая в качестве необходимого условия своего воспроизводства (= своего производительного применения) соединения с нею научной по своему характеру производительной деятельности. Технологическая наука как средство производства существует в трех ипостасях: первая - собственно технологическая наука, включая НИОКР; вторая - средства и продукты производства (орудия и предметы труда, а также его результаты), в которых овеществлена эта технологическая наука; третья - способности к труду тех людей, в которых воплощена эта же самая технологическая наука. Даже в единичном случае эта технологическая наука требует соответствующей по своему качеству, по своей сложности способности к производительной деятельности.

Но дело-то в действительности идет и о массовом производстве и воспроизводстве (применении) технологической науки, определяющей 6-ой технологический уклад или третью индустриальную революцию, и о массовом потреблении ее продуктов, то есть о массовом производительном потреблении и потребительном производстве технологической науки. Стало быть, успешное осуществление третьей индустриальной революции невозможно без массового, расширяющегося вплоть до подавляющего большинства населения развитых и развивающихся стран, производства новых по своему качеству и по своей структуре потребителей технологической науки, как минимум относящейся к 6-му технологическому укладу. А это уже масштаб, как минимум, половины нынешней численности рода человеческого, а в действительности - это масштаб глобального мира.

Расширенное производство, применение и потребление этой технологической науки своим необходимым условием и своей обязательной предпосылкой имеет именно такое по своему масштабу общественное воспроизводство. Только в условиях глобального по своему масштабу общественного воспроизводства она возникла, и без него, то есть в меньшем - региональном или национальном - масштабе, расширенно производиться и воспроизводиться не сможет. Именно в глобальном, а не чуть не меньшем, масштабе только и сможет производиться, воспроизводиться (применяться) и потребляться это коллективное по своему общественному характеру средство производство, ибо оно есть коллективная производительная сила всего рода человеческого как единого целого. Из этого только и начинает проясняться характер и сущность подлинно коллективного производства, основанного на производстве и применении технологической науки в качестве доминирующего, основного средства производства, предполагающего исключительно коллективное применение в масштабе всего рода человеческого комбинированной совокупной производительной деятельностью непосредственных производителей.

Частная форма присвоения или, иначе, частная собственность на такие средства производства, а равно и на результаты производства и применения технологической науки во всех ее ипостасях на каждом шагу полагает пределы производству и применению этой технологической науки и ее результатов. Частная собственность, частная форма присвоения отрицает и исключает самое существенное - подлинно коллективный характер ее создания и применения комбинированной совокупной деятельностью непосредственных производителей. Поэтому частная форма присвоения несовместима с подлинно коллективным производством - она является абсолютными оковами для всех тех особенных способов производства, которые основаны на этой технологической науке и выросли в условиях монополии капитала на производство и применение (воспроизводство) этой технологической науки. Под особенными способами производства здесь понимается именно то, что они и есть на самом деле - способы производства различных предметов потребления и услуг. Следовательно, преобразование этой технологической наукой технического базиса всего общественного воспроизводства в качестве своего необходимого общественного условия предполагает упразднение монополизации капиталом (во всех его формах) самой технологической науки (во всех ее ипостасях) в качестве частной собственности.

Это требует упразднения общественной формы капитала в качестве формы общественного бытия технологической науки, во-первых, следовательно, упразднение стоимости и всех ее превращенных форм, начиная с денег, а значит, и всех форм товара, товарного производства и товарного обращения товаров, во-вторых, и организации общественного воспроизводства на коллективных началах, в-третьих. Иными словами, это требует перехода к коллективному производству = коллективной собственности = коллективному присвоению. В свою очередь, это невозможно не только без экспроприации буржуазии как класса, но и без упразднения хозяйственной обособленности непосредственных производителей, и без упразднения труда (отчужденной формы производительной деятельности) как причины частной собственности и как их следствия - самой частной собственности = частного присвоения = частного производства. Но это - переворот во всех общественных условиях всего общественного воспроизводства в масштабе всего человечества, который может быть совершен только посредством успешного осуществления пролетарской социальной революции.

Что означает этот переворот во всех условиях общественного воспроизводства? Он означает, что упразднено (отныне отсутствует) политическое и социальное неравенство, то есть разделение рода человеческого на общественные классы и обособленные общественные производственные организмы (материальное государство), одни из которых эксплуатируют других. Следовательно, упразднено также и политическое и институциональное оформление этого общественного неравенства и этого разделения в форме национальных государств (политическое государство). Упразднены (отныне отсутствует) территориальное, отраслевое и частное (внутри хозяйственно обособленных предприятий) разделение труда и внутренние рынки, имевшие место внутри прежних материальных государств, а также международное разделение и мировой рынок. Упразднены (отныне отсутствуют) рынок и рыночные отношения, а равно и товарное производство и обращение или производство и обращение предметов потребления (предметов производительного потребления и потребительного производства) в качестве стоимостей как таковые. Упразднены не только деньги, денежное обращение и денежные отношения, но и вся финансовая система как таковые.

Упразднен не просто наемный труд, но упразднен труд как таковой, превратившийся во всеобщую производительную деятельность, ибо упразднено отчуждение производительной и всякой иной деятельности, а не только ее результатов. Следовательно, упразднены заработная плата и отношения труда и капитала, как и все иные общественные формы отношений эксплуатации вообще. Упразднены посредствующие идеологические, политические и юридические формы, а вместе с ними и частные формы присвоения. Стало быть, упразднена (отныне отсутствует) также и противоположность города и деревни и, следовательно, упразднена превращенная форма отношений общественного производства - экономические отношения. Упразднена экономическая общественная формация как таковая.

Существенные черты общественных отношений коллективного производства

Производство (собственность) не только по своему общественному характеру, но и по своей общественной форме превратилось в коллективное производство, то есть в коллективную собственность и коллективное присвоение. И в нем коллективное производство (= коллективная собственность = коллективное присвоение) предметов производительного потребления и потребительного производства всецело подчинено коллективному воспроизводству человека в качестве человека, свободно присваивающего свою родовую сущность и посредством этого свободно развивающего свои человеческие задатки и способности. Ибо уровень развития коллективных производительных сил человечества уже таков, что подлинное общественное богатство измеряется уже не просто свободным временем индивидов, но его свободным использованием каждой личностью для всестороннего развития и применения своих родовых способностей коллективно сотворить по меркам всякого вида. (В отличие от животного, которое "творит" только по меркам своего вида.) Предыстория становления человека подлинно родовым существом, а равно и предыстория человека как человека завершилась, человек начал свою подлинно человеческую историю.

Вследствие этого переворота по мере того, как он происходит, радикально изменяется вся общественная организация труда, которая превращается в непосредственную организацию всеобщей производительной деятельности людей в качестве непосредственно родовых существ. Под общественной организацией труда до сих пор понималась внутренне структурированная совокупность общественных отношений, включающая отношения по поводу общественного разделения труда и его кооперации, вовлечения рабочей силы в процесс труда и ее (рабочей силы) соединения со средствами производства, распределения результатов труда и воспроизводства рабочей силы. Ульянов (Ленин) подчеркивал, что пролетарская социальная революция "представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма".

В новых общественных условиях на смену общественному разделению и кооперации труда приходит коллективное распределение и обмен деятельностями, являющееся диалектическим возвращением, только на несопоставимо более высокой ступени общественного развития к коллективному распределению и обмену деятельностями внутри племени и общины в рамках архаической общественной формации. Только последовательность общественных форм распределения и обмена деятельностями внутри ассоциаций свободных производителей теперь обратная, а сами общественные формы отнюдь не обедняются, не становятся все более примитивными, но, напротив, обретают все более богатое и более сложное содержание, в снятом виде содержа в себе все свое предшествующее развитие. Ибо эти формы суть формы распределения и обмена деятельностями, стремящиеся к расширению своего масштаба и достигающие предела такого расширения, лишь став распределением и обменом деятельностями между всеми людьми внутри всего человечества.

В условиях обеих фаз коммунистической общественной формации всякий дееспособный индивид не может не участвовать в производительной деятельности, ибо это является ни кем не подвергаемым сомнению, то есть само собой разумеющимся условием участия в распределении предметов потребления. Но в первой фазе еще действует принцип: "кто не работает, то не ест", хотя его исполнение уже и не обеспечивается силовым принуждением - никакого аппарата принуждения уже нет. Осуществление этого принципа обеспечивается институционально, организационно - всеобщим учетом и контролем меры участия в производительной деятельности и меры потребления, а также силой "обычного права", то есть силой коллективного мнения и обыкновений, силой становящихся новых привычек, обычаев и традиций. Поэтому Маркс в письме участникам Готского съезда германской рабочей партии, известном как "Критика Готской программы", используя понятную активистам рабочей партии буржуазную терминологию для объяснения специфики первой фазы коммунизма, не только ограничил это "право" распределением исключительно и только средств к жизни, но и взял это выражение в кавычки, написав "буржуазное право".

Даже сегодня там, где осуществлена полная информатизации и тотально применяются современные информационные технологии планирования, контроллинга и регулирования процессов производства и логистики по всей цепочке от снабжения производства до доставки товаров потребителям, а также контроля доходов и расходов индивидов, нет технических проблем с осуществлением планирования и регулирования, учета и контроля. Тем более никаких технических проблем с учетом и контролем натуральных параметров меры участия каждого дееспособного человека в производительной деятельности и мерой его потребления в условиях социализма, то есть на гораздо более высокой ступени развития всех этих технологий, уже не будет в принципе. Для иллюстрации социалистических производственных отношений в сфере распределения предметов личного потребления Маркс использовал пример постановки учета и контроля на основе бумажных носителей ("талоны"), но только лишь потому, что никаких других технических способов осуществления учета и контроля в 1870-х годах не было.

Гораздо сложнее для понимания людей, тысячелетиями живших и ныне живущих в условиях частной собственности, каким образом совместить коллективную собственность на средства производства с их распределением между производителями или их ассоциациями (это принципиально ничем не отличается от первого). Однако практические шаги в формировании принципов решении этой задачи передовые нации давно уже сделали. Речь идет отнюдь не о так называемом "народном капитализме", в рамках которого давно уже развивается акционерная форма частной собственности. Речь идет о некоторых принципах концепции так называемого социального рыночного хозяйства (о ней сказано во 2-ой части настоящей работы). А именно о принципе "собственность - для всех", который реализуется посредством другого принципа - "функционального распределения собственности" как распределения различных моментов права собственности между множеством разных лиц. В современной хозяйственной практике Западной Европы и США таких моментов, на которые раскладываются и из которых складываются права пользования, владения и распоряжения объектом собственности, насчитывается около полутора десятков.

Принцип функционального распределения между различными субъектами собственности на конкретный объект предполагает, что распределение собственности на объект осуществляется согласно функциональным ролям индивидов в хозяйственной деятельности, использующей этот объект. Частная собственность сводится в конечном итоге к монопольной (исключительной) воле соответствующего субъекта распоряжаться самим объектом частной собственности, то есть кто конкретно, какое лицо вправе принять окончательное решение об отчуждении этого объекта или о самом способе его использования, которое никто не вправе игнорировать, но из которого все обязаны исходить, во-первых. Во-вторых, частная собственность на объект сводится к монопольному (исключительному) праву распределения результатов использования этого объекта и определения посредством этого распределения меры и способа присвоения этих результатов теми или иными участниками процесса использования этого объекта. И, стало быть, в-третьих, частная собственность сводится к тому, в чьей институциональной власти в конечном итоге находится и сам объект этой частной собственности, и весь процесс его использования, и все участники этого процесса.

В условиях социализма все средства производства без исключения составляют органический момент коллективной собственности, то есть коллективного производства. Отчуждение как таковое отсутствует, в том числе невозможно отчуждение ни средств производства, ни производительной деятельности, ни результатов их соединения. Поэтому суть дела заключается только в институциональной организации эффективного коллективного производства - в организации, требующей и обеспечивающей применение оптимального способа рационального распределения средств производства между непосредственными производителями и подлинно коллективной институциональной власти человечества над процессом своего коллективного производства, включая распределение функций учета и контроля эффективности применения средств производства.

Место и роль конкретных лиц и их ассоциаций в этой организации определяется только и исключительно только теми функциональными отношениями коллективного производства, в которых они в текущий момент времени находятся с непосредственными производителями (или их ассоциациями), функциональной ролью которых в это же самое время является производительное применение данных средств производства. Изобрести и практически отладить конкретные формы институциональной социальной организации и самые институты (социальные и технологические нормы и правила) общественной организации коллективного производства вообще, а функционального распределения средств производства и коллективной власти и применения всех в особенности - это практическая задача пролетарской социальной революции перехода от капитализма к социализму.

В условиях социализма соединение средств производства с производительной деятельностью резюмируется в непосредственном управлении этими средствами производства в процессе их производительного применения. Поэтому и способ соединения производителей со средствами производства теперь сводится лишь к институциональной социальной организации коллективного производства вообще и к институциональным формам ассоциаций свободных производителей, которые непосредственно управляют конкретными средствами производства в процессе и в целях их производительного применения, в особенности. Точно так же и вопрос о том, как организована и как практически осуществляется координация коллективного производства во всей его едино-раздельной целостности в масштабе всего рода человеческого, есть другой момент все той же самой институциональной социальной организации коллективного производства.

Что касается воспроизводства человека в условиях социализма в качестве свободного производителя, то в действительности это уже один из моментов, причем подчиненный момент, сначала процесса производства, а затем и процесса коллективного воспроизводства человека как непосредственно родового существа, свободного не только от отчуждения, но и от самоотчуждения от своей родовой сущности, но и свободного для коллективного сотворчества вне кем бы то ни было извне положенных пределов. А это возможно лишь в результате превращения совокупности всех видов деятельности, связанных с производством и воспроизводством человека как человека, в главную, доминирующую производительную деятельность человека, всего лишь своей материальной предпосылкой и условием имеющую деятельность в рамках коллективного производства необходимых для своего осуществления средств потребления. То есть лишь в условиях, при которых человек в действительности стал и осуществляет самое себя в качестве господина всего своего коллективного воспроизводства в его целом. Но обо всем этом - в последующих частях настоящей работы.

Василиев Владимир, 27-28 марта 2015 года.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (5)

В этой части работы мною в качестве теоретического вывода сформулирован тезис о том, что в условиях социализма отчуждение средств производства невозможно точно так же, как невозможно отчуждение производительной деятельности, то есть обратное ее превращение в труд и его отчуждение, как невозможно и отчуждение предметов потребления. Многие скажут: «бред», либо: «ни на чем реально не основанное вранье». С теми, кто приведет в качестве аргумента утверждение, дескать, природа человека неизменна, а человек всегда «гребет до себе», все понятно – этот аргумент наукой уже неоднократно опровергнут, но дело в том, что аргумент этот отнюдь не рациональный, не от науки, а от веры, иррациональный. И он снят будет только вместе со снятием иллюзорного сознания вообще, разновидностью которого как раз и является сознание религиозное. Снятие иллюзорного или, иначе, идеологического сознания – один из необходимых и неизбежных результатов пролетарской социальной революции, то есть упразднение общественной почвы указанного и подобных ему аргументов – это вопрос времени, вопрос развития.

ОтветитьПожаловаться

Есть и «научные» аргументы от буржуазной экономической науки. Они не только интереснее, но и весьма показательные, причем самый сильный из них – редкость ресурсов (Л.Роббинс) – в действительности из аргумента против упразднения отчуждения и «за» якобы неизбежное возрождение частной формы присвоения в результате рассмотренного переворота в материальных условиях производства диалектически превращается в аргумент «за», но только от обратного. В 1930-х годах Л.Роббинс в статье «Предмет экономической науки» писал: «Рыночные отношения – это наиболее интересный, но все же частный случай основополагающего феномена редкости», указывая на то, что именно «редкость ресурса, редкость блага, редкость услуги» обусловливает, делает неизбежной и монополизацию (= присвоение в частную собственность) самого редкого ресурса, и наделение людьми этого редкого ресурса стоимостью. Что такое «редкость ресурса», если выразиться языком. Гораздо более понятном для вышедших из СССР людей? Это – дефицит.

ОтветитьПожаловаться

Не только англосакс Роббинс, но и вся австрийская экономическая школа, в конечном итоге, именно на этом «неустранимом дефиците» и вытекающей из него «ценности» строит «альтернативу» не только марксизму, но и всей «рикардианской школе».
В условиях, когда достигшая своей зрелости технологическая наука третьей индустриальной революции станет основой технического базиса всего общественного воспроизводства, любая попытка искусственно создать дефицит чего-либо, приватизировав (хозяйственно обособив) средства производства, обречена на мгновенный провал. Почему? Потому, что любая услуга, любой продукт производства, не исключая также и любое средство производства типа 3D принтера, технологической установки, конкретной гибкой производственной системы, может быть произведен в любом месте и в том количестве, которое требуется для производительного потребления (для производства) или для потребительного производства (потребления), во-первых. Любая услуга, любой продукт может быть и будет доставлен точно во время в любое место любому индивиду, во-вторых.

ОтветитьПожаловаться

Иными словами, хозяйственное обособление, приватизация, частное присвоение в условиях социализма невозможны и с точки зрения буржуазной экономических теорий «редкости ресурсов» и «теории ценности (стоимости)». Невозможны именно потому, что самих феноменов «редкости ресурсов» и «ценности (стоимости)» уже нет – они невозможны в силу материальных условий общественного бытия.

ОтветитьПожаловаться

И, кстати говоря, непрерывно воспроизводившийся в СССР на протяжении всей его истории тотальный дефицит вполне закономерно привел, ибо не мог не привести, к тому финалу, к которому и пришел СССР задолго до 1991 года - к нарастанию тотальной "прихватизации" всего и вся, право на распределение и частное присвоение чего можно было обособить и монополизировать в силу занимаемого места и роли в общественном производстве СССР по мере расширения таких возможностей. А они неизбежно и необходимо расширялись, ибо не могли не расширяться, по принципу снежного кома. В этой части теории "редкости" и "ценности" верны, ибо они суть теории монополизации и олигополизации ресурсов в частную собственность, теории частного присвоения, что ничуть не противоречит теории Маркса, но подтверждает, доказывает ее, хотя и методом от противного (есть такой метод доказательства в математике).

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть