Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Пролетарская социальная революция. Ч.4: пролетариат и его организация в класс

26.04.2015 21:17

-  Василиев Владимир
Пролетарская социальная революция. Ч.4: пролетариат и его организация в класс

В статье рассматривается пролетариат как общественный класс, его социальная структура и организация, а также "несомненность, ибо невозможность, бесспорность, ибо нелепость" его исторической миссии.

Пролетариат и "несомненность, ибо невозможность, бесспорность, ибо нелепость" его исторической миссии

Все социальные революции, имевшие место в рамках экономической общественной формации, совершались общественным классом, не относившимся к классам, производственные отношения между которыми образовывали самую общественную форму производства в предшествующую прогрессивную эпоху истории. Класс буржуазии не принадлежал к основным классом феодального или азиатского общества точно так же, как феодалы не принадлежали к основным классам античного или азиатского общества. Феодалов как таковых в этих обществах вообще не было в отличие от того, что буржуазия возникла и развивалась как класс и внутри феодального, и внутри азиатского общества. Пролетарская социальная революция - единственная из революций, которая, оставаясь в рамках экономической общественной формации и завершая её, совершается классом, являющимся основным в буржуазном обществе. И в этом - еще одно существенное отличие пролетарской социальной революции от любой иной социальной революции.

Если взятие и реорганизация государственной власти буржуазией является завершающим актом буржуазной социальной революции, то пролетарская социальная революция может начаться лишь актом взятия государственной власти пролетариатом, то есть только с установления пролетариатом своей революционной диктатуры. С учетом рассмотренных в предшествующих частях настоящей работы, а также в работе "К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов" специфических отличий пролетарской социальной революции, это неизбежно порождает вопросы не только и не столько о специфике революционной диктатуры пролетариата. Все это перед буржуазным и всяким иным иллюзорным (идеологическим) сознанием ставит неразрешимую проблему не только специфического отличия осуществления пролетариатом себя как общественного класса для себя, но и проблему специфического отличия пролетарской социальной революции от всех иных социальных революций. Суть этой проблемы буржуазного и всякого иного идеологического (иллюзорного) сознания (закономерно предстающей для него в качестве апории (безысходности), абсурда или нового откровения) может быть выражена совокупностью утверждений, приведенных в следующем абзаце.

Если пролетариат организуется в господствующий класс и осуществляет свое господство точно так же, как это делали все предшествующие ему господствующие классы, то этим самым пролетариат в своем развитии воспроизводит буржуазию как господствующий класс, самое себя как эксплуатируемый класс в себе и общественную форму капиталистического производства. В случае такого способа организации в господствующий класс пролетариат воспроизводит именно то, что он попытался упразднить своей организацией в господствующий класс, взяв государственную власть и установив диктатуру пролетариата. И, следовательно, в этом случае пролетарскую социальную революцию пролетариат не совершил, но своим успешным восстанием или взятием государственной власти иным способом в действительности совершил только лишь государственный переворот и только лишь для того, чтобы осуществить новацию буржуазной социальной революции, персонального состава буржуазии и всего буржуазного строя. Если же пролетариат организуется в господствующий класс и осуществляет свое классовое господство способом, в результате которого в действительности совершается пролетарская социальная революция, то с точки зрения всех предшествующих господствующих классов пролетариат этим самым опять-таки упраздняет самое себя в качестве господствующего класса, а равно и в качестве класса для себя. Иными словами, пролетариат с точки зрения буржуазного и всякого иного иллюзорного сознания в обоих случаях, организовавшись и осуществив самое себя как класс для себя, в действительности организуется не как класс для себя и осуществляет свое классовое господство отнюдь не для себя, но для других и как класс для других.

Для буржуазного и всякого иллюзорного (идеологического или религиозного) сознания в этой всемирно исторической миссии пролетариата есть очень близкая, но инверсивная, а потому и вызывающая страх и трепет, аналогия с тем, что выразил Тертуллиан в сочинении "О плоти Христа" (De Carne Christi), полемизируя с гностиком Маркионом: "И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно".

Напряженное искание путей спасения утонченным религиозным сознанием истинного иудео-христианина (= иудео-мессианина), разочаровавшегося в освящаемой официальной церковью общественной практике, в результате сведения таким сознанием всемирно исторической миссии пролетариата к указанным выше абсурдным высказываниям вполне закономерно квалифицирует это свое открытие как Откровение. Как Откровение о том, что марксизм, будучи таковым, есть вероучение о подлинном пути спасения не только со своими новыми пророками и апостолами, но и с новым культом - культом "рабочего класса", олицетворяющим пролетариат в посюстороннем мире. Ведь свидетельствовано же иудео-христианам, что уверовавшие могут войти в царствие Божие, лишь став неимущими (пролетариями), ибо "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие", а по учению их первоверховного апостола Павла (Шауля) "вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом".

В Российской империи для многих детей духовенства, семинаристов и иных выходцев из среды иудео-мессиан "рабочий класс" и марксизм не могли не стать именно таким Откровением, ибо для них по учению все того же первоверховного апостола их "человек оправдывается верою, независимо от дел закона". И, тем более, это не могло не стать таковым для иудеев, ибо "какое преимущество быть Иудеем..? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие". Что до разделения в среде самих иудеев, то опять-таки иудей Шауль учит, что "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников", дабы "положить их под ноги" иудеев. В силу этого в руководстве и активе РСДРП и последующей ВКП(б) иудеи и иудео-мессиане не могли не стать идеологически и политически господствующим большинством, тем более, что "не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога". Но обо всем этом речь в ином месте, а здесь - о пролетариате и его революции, а посему к ним и вернемся.

В действительности организованный как класс пролетариат не есть просто класс для себя, аналогичный всякому иному классу для себя. Пролетариат становится классом для себя, организуется как класс для себя, но лишь потому и лишь для того, что только в этом своем качестве организованного как класс он - единственный класс, который, будучи против всякого разделения на классы и, следовательно, против самого себя, есть для всего человечества. И лишь чрез эту организацию в класс для всего человечества пролетариат есть также и для себя, но уже не как класс, а как органическая часть человечества, в котором нет политического и социального неравенства между людьми. И поэтому понять, в чем специфика революционной диктатуры пролетариата, что есть эта диктатура и в чем ее специфическое отличие от обычного государства, невозможно без понимания того, чья это диктатура, о диктатуре какого по своей специфике общественного класса идет речь, во-первых. Далее, это невозможно понять без понимания того, какие группы людей объективно принадлежат к этому специфическому общественному классу, во-вторых, и какие группы людей не только объективно, но и субъективно принадлежат к нему, наиболее адекватно представляя его в качестве его самого, а не чего-то иного, в-третьих.

Самое латинское слово "proletarius" (неимущий), синонимом которому в английском и немецком является "Proletariat", в Древнем Риме обозначало лично свободных граждан Рима, источником средств к жизни которых является продажа своей способности к труду или тот или иной вид иждивения (полного содержания, обеспечивающего средствами к жизни), ибо не имеют они ни земли, ни иного имущества, кое может служить источником получения необходимых средств к жизни. Советским "марксизмом-ленинизмом" пролетариат отождествлен с "рабочим классом", однако сам Маркс отнюдь не "рабочим классом", но именно пролетариатом назвал один из двух общественных классов буржуазного общества, отношения между которыми (отношениями между трудом и капиталом) суть общественная форма капиталистического производства и, следовательно, суть материальная основа всего буржуазного общества. И революционным классом, согласно теории Маркса, на исторически определенной ступени своего развития становится отнюдь не "рабочий класс", но пролетариат.

Пролетариат (общественный класс), будучи соотносительным (парным) общественному классу буржуазии, в качестве общественных предпосылок и условий своего исторического бытия предполагает наличие исторически вполне определенных, а именно капиталистических, производственных отношений, без которых пролетариат как класс не существует. Отсюда в условиях буржуазного общества пролетарий - это индивид, который по своему объективному положению в производстве материального богатства является органической частью пролетариата как общественного класса, являющегося одной из сторон капиталистических производственных отношений. Или, иначе, пролетариат (и пролетарий) есть сами производственные отношения между трудом и капиталом в их (этих отношений) олицетворении со стороны труда. Объективным местом и ролью капиталистических производственных отношений в исторически определенном обществе определяется объективное положение в нем как пролетариев, так и буржуазии.

По своему объективному общественному положению пролетарий есть органическая часть пролетариата как общественного класса в действительности лишь тогда, когда он как индивид лишен всех иных способов добычи средств к жизни, кроме продажи рабочей силы (способности к труду) любому из капиталистов для извлечения последним прибыли путем производительного применения этой рабочей силы. То, каково институциональное или персональное олицетворение капитала, эксплуатирующего пролетария, равно как и то, в какой отрасли осуществляется эта капиталистическая эксплуатация, никакого значения в рассматриваемом отношении труда и капитала не имеет.

Люмпен-пролетарии, рантье и буржуазия как случаи социального паразитизма

И еще раз подчеркнем, что по своему объективному положению в обществе пролетарием (в смысле органической части пролетариата как класса) является не просто тот, кто в силу общественных условий и предпосылок своей жизни лишен всех иных способов добычи средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, кроме продажи своей способности к труду. Такая объективная вынужденность к продаже способности к труду имела место и в Древнем Риме, и во всяком ином обществе в рамках экономической общественной формации, но далеко не всегда в обществе имелся пролетариат в качестве одного из его общественных классов.

Мало того, и в самом буржуазном обществе есть достаточно большое и по мере развития капитализма растущее количество неимущих, которые пролетариями не являются, но относятся к так называемым люмпен-пролетариям. И относятся они к люмпен-пролетариям именно потому, что добывают средства к жизни не продажей капиталистам своей способности к приносящему капиталисту прибыль относительно производительному труду, но каким-либо иным способом. Речь идет обо всей совокупности иных, кроме продажи рабочей силы капиталистам, способов добычи или получения средств к жизни - от "приспосабливающих" внешнюю среду для себя, начиная с принудительных, способов до "приспосабливающих" самих себя к среде способов социального проституирования и иждивения. К первым относятся формы уголовно преследуемой деятельности и формы патроната (со стороны патрона = "крышеванию") во всех их разновидностях. Ко вторым относятся формы жизни неимущих, включая патронируемых, которые основаны на получении ими средств к жизни посредством подобающего или "правильного" поведения неимущих (кроме способов, относящихся к первым), мотивирующего частных лиц и/или государства к регулярному благодарению или вознаграждению неимущих.

Социальное проституирование - это не только женская и мужская проституция в форме торговли телом, но и приспосабливающая третьих лиц активная индивидуальная торговля делом и/или словом во всех случаях, когда она по своему существу не является разновидностью наемного труда по созданию товаров (услуг) для продажи на рынке. Индивид сам лично изыскивает заинтересованных в специфических услугах лиц и оказывает эти услуги, получая в обмен средства к жизни, но при этом, как минимум, оказывающий такие услуги индивид притворяется, будто он (она) оказывает эти услуги по совершенно иным - нравственным - мотивам, а не ради получения средств к жизни. Не только буржуазная семья и брак, но и отношения полов в целом, насаждаемые буржуазной культурой, кроме всего прочего есть также и форма социального проституирования, исторически и логически завершающая процесс развития семьи и отношения полов господствующих классов в качестве форм узаконенной проституции.

Проституирование - это один из частных случаев случай паразитирования, а именно адаптирующегося к среде паразитирования, в то время как жизнь капиталистического предпринимателя - частный случай другого, а именно адаптирующего, паразитирования. Другим частным случаем адаптирующегося паразитирования индивидов и целых социальных групп являются все случаи, когда эти индивиды, будучи трудоспособными, не продают свою рабочую силу, а своим положением и поведением добиваются того, что другие лица или государство берут их на социальное иждивение, то есть содержат их, обеспечивая паразитов средствами к жизни. К этим последним относятся не только нищие, личная прислуга (холопы), приживалы и "халявщики" всех видов и мастей, но и рантье (лично не управляющие производительным применением доставшегося им, а равно и присвоенного ими тем или иным способом капитала, но живущие с ренты или процентов на этот капитал) всех видов.

То, что предприниматели и рантье не относятся к люмпен-пролетариям, не мешает люмпен-пролетариям тянуться к буржуазии и наоборот - их роднит психология паразита, обусловливающая тот факт, что при определенных условиях одни достаточно быстро превращаются в других и наоборот. Поэтому социальной опорой буржуазной диктатуры в формах национал-социализма, бонапартизма и им подобных сплошь и рядом в истории были и остаются именно люмпен-пролетарии. В буржуазном обществе буржуа и люмпен-пролетарии - это "квантово неразделимые" и взаимно дополнительные "сиамские близнецы", обеспечивающие устойчивое воспроизводство не только всей гнусности буржуазной формы частной собственности, но и всей, развращающей человека и превращающей его в скотину, гнусности буржуазного строя в его целом.

Пролетариат или "рабочий класс"?

Итожа сказанное, подчеркнем, что пролетарием является не просто наемный работник, но лишь тот наемный работник, который, во-первых, нанят на работу и фактически работает по найму на капиталистическом предприятии не зависимо от институциональной (организационно-правовой и т.д.) формы и отраслевой принадлежности этого предприятия. И, во-вторых, пролетарием является лишь такой наемный работник капиталистического предприятия, который, оставаясь по-прежнему трудоспособным, кроме продажи своей способности к труду, независимо от его воли и сознания лишен всякого иного способа получения средств к жизни. Полупролетарием независимо от его воли и сознания является тот, кто в силу общественных условий и предпосылок своей жизни может разными способами добывать необходимые средства к жизни или непосредственно удовлетворять свои потребности, однако основной из этих способов независимо от воли и сознания индивида - продажа им своей способности к труду.

В условиях капиталистических производственных отношений выражение "рабочий класс" не есть синоним категории "пролетариат", как и рабочий не есть синоним пролетария. Отождествление пролетариата как общественного класса с рабочим классом есть сведение целого (пролетариата) лишь к одной из его частей (совокупности рабочих), подмена целого его частью. Рабочими и с точки зрения русского языка, и с точки зрения социологии, и с точки зрения права являются отнюдь не все те, кто независимо от своей воли и сознания суть члены пролетариата. Рабочими являются лишь те из пролетариев, которые, работая по найму, заняты тем или иным видом преимущественно физического, от самого простого до самого сложного, труда. Научные, инженерные, технические, административные и тождественные им по своему объективному положению в общественном производстве наемные работники, не имеющие иного способа добычи средств к жизни, кроме продажи капиталистам своей способности к труду, не принадлежа к так называемому рабочему классу, объективно суть пролетарии, либо, в соответствующем случае, полупролетарии.

Однако и это далеко еще не все. Капиталистические предприятия давно уже действуют не только в рамках общественного производства средств к жизни и средств их производства, но и в общественном воспроизводстве человека, его способности к труду и классовой самоидентификации, а равно и в общественном воспроизводстве всей идеологической и политической надстройки буржуазного общества. И на любом из капиталистических предприятий отношения наемного работника с нанимателем есть все те же самые отношения труда и капитала. Труд каждого из таких наемных работников есть относительно производительный труд, то есть - это такой труд, который в результате применения этого труда капиталом приносит прибыль. Если наемный работник "социальной сферы" или "сферы государственного и общественного управления" по своему объективному положению в общественном воспроизводстве в качестве единственного или основного способа не имеет иного способа получения средств к жизни, кроме продажи своей способности к труду капиталистам для воспроизводства капитала, то объективно он (она) - пролетарий, либо полупролетарий соответственно.

Работников указанных профессий, работающих по трудовому найму на капиталистических предприятиях (включая все учреждения и организации так называемых "социалистических государств"), все сталинисты, не говоря уже о тех, кто открыто представляет себя буржуазными идеологами, никогда не относили и не относят к пролетариату. И основным аргументом, а равно и критерием такой социологической классификации для "марксистов-ленинцев", прежде всего, является то, что эти наемные работники, дескать, своим трудом не создают стоимость, ибо стоимость, дескать, создается только и исключительно только трудом рабочих. Что аргумент этот опровергнут самим Марксом, для сталинистов этот неоспоримый факт никакого значения не имеет. Но в данном отношении дело даже не в самом этом факте ревизии сталинистами одного из положений научной теории марксизма, сформулированных и доказанных самим Марксом - дело не в таких частностях сталинизма, коим несть числа, а в том, что сталинизм буржуазной социологией подменяет всю общественную теорию Маркса в целом.

Так называемый "рабочий класс" - это в действительности "класс на бумаге" или, иначе, идеологический конструкт, понятие социологии. Никакой другой социологии, кроме буржуазной социологии, не существует точно так же, как не существует и никакой другой политэкономии, кроме буржуазной политэкономии. "Рабочий класс" в действительности не существует, ибо существовать не может, ни как класс в себе, ни, тем более, как класс для себя. Он существует лишь как понятие буржуазной идеологии, а равно и как объект религиозного по своему существу верования, одновременно и именно в силу этого являясь идеологическим средством сохранения и укрепления классового господства буржуазии над пролетариатом. "Рабочий класс" как орудие классового господства буржуазии есть "приводной ремень" к пролетариату, позволяющий идеологическим и политическим "представительством" подменять самоорганизацию пролетариата в класс для себя, вытесняя сам пролетариат как таковой в идеологическое и политическое небытие деятельностью от имени и в интересах "рабочего класса".

Социальная структура, классовая борьба и организация пролетариата в класс

Не зависящая не только от воли и сознания самих пролетариев и пролетариата в целом, но и от институциональной социальной организации общественного воспроизводства, то есть объективная социальная структура пролетариата определяется структурой общественного воспроизводства рода человеческого в его целом. Особенным частным случаем этого общественного воспроизводства является структура общественного воспроизводства конкретной нации в качестве обособленного общественного организма. В свою очередь, структура общественного воспроизводства определяется достигнутым на данный момент уровнем развития капиталистического способа производства вообще и соответствующих ему производительных сил, в особенности. Эта структура резюмируется общественным разделением и кооперацией труда, начиная с международного и заканчивая частным (на обособленных капиталистических предприятиях) разделением и кооперацией труда. Посредствующим звеном между процессом общественного воспроизводства и общественным разделением и кооперацией труда выступает институциональная социальная организация рода человеческого в целом и его обособленных частей (наций).

В структуре пролетариата независимо от национальных форм институциональной социальной организации в соответствии со структурой общественного воспроизводства объективно различаются два наиболее крупные общественные подразделения. Во-первых, пролетариат, занятый в общественном производстве средств к жизни и средств их производства, и, во-вторых, пролетариат, занятый в общественном воспроизводстве рабочей силы и человека в целом, идеологической и политической надстройки общества. Очевидно также, что независимо от форм национальной институциональной социальной организации, а тем более, независимо от воли и сознания людей (что пролетариев, что буржуа) пролетариат далее подразделяется в соответствии с объективным разделением каждого из двух этих наиболее крупных общественных подразделений общественного воспроизводства на свои крупные общественные подразделения. Таких крупных подразделений мною, вслед за Марксом и Ульяновым (Лениным), выявлено по три в каждом из наиболее крупных подразделений. Подробное рассмотрение этих подразделений и логики их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости дано во второй части моей статьи "Марксисты и 150 лет спустя так и не поняли Маркса", ранее опубликованной на сайте Dal.by (см. перечень опубликованных "новостей" в "профиле").

Дальнейшая структурная дифференциация, качественные и количественные характеристики каждого национального отряда пролетариата в текущий момент его воспроизводства обусловлены, во-первых, местом и ролью соответствующих национально обособленных общественных организмов в международном разделении и кооперации труда, в глобальной и региональной экономике. Они обусловлены, далее, вытекающими из предыдущего связями и переплетениями с другими национально обособленными хозяйствами посредством транснациональных корпораций, техническим базисом и тенденциями воспроизводства национально обособленного хозяйства, местом и ролью составляющих его межотраслевых и отраслевых комплексов в развитии соответствующих отраслей глобальной экономики.

Структурная дифференциация, качественные и количественные характеристики национального отряда пролетариата далее обусловлены, в-третьих, состоянием и тенденциями изменения институциональной социальной организации процесса воспроизводства капитала, эксплуатирующего данный национальный отряд пролетариата. И, следовательно, обусловлены структурой (составом, системой связей и отношений) соответствующих уполномоченных представителей этого капитала - номинальных собственников и всякого рода фактических участников управления процессом его производства и обращения. И, наконец, структурная дифференциация, качественные и количественные характеристики национального отряда пролетариата обусловлены, в-четвертых, определенными всем предшествующим институциональной социальной организацией, техническим базисом и перспективами существования каждого из обособленных капиталистических предприятий, ведущих деятельность на территории соответствующего государства.

Резюмируя сказанное о том, чем обусловлена объективная структура пролетариата, следует еще раз обратить внимание именно на объективность, то есть на независимость от воли и сознания пролетариата его качественного и количественного состава, системы связей и отношений, в которую мировым капиталом поставлены между собой различные структурные элементы пролетариата. Объективная структура пролетариата, являющаяся результатом всех указанных условий во всей их сложности, есть не что иное, кроме как общественная организация всемирным капиталом процесса применения рабочей силы пролетариата и его (пролетариата) воспроизводства в качестве одного из необходимых средств расширенного воспроизводства капитала. Именно эта общественная организация процесса применения труда пролетариата и его воспроизводства есть объективная, то есть не зависящая от воли и сознания, но существенно определяющая эту волю и сознание пролетариата его общественная организация в класс в себе и только. В действительности эта общественная организация процесса воспроизводства пролетариата и применения его труда и есть не что иное, кроме как общественная организация труда.

Общественная организация труда определяет не только общественные условия и предпосылки, которые одновременно и способствуют, и препятствуют самоорганизации пролетариата в класс для себя, но и существенно определяет волю и сознание отдельных пролетариев как представителей различных частей пролетариата. В то же самое время самая эта общественная организация труда, а равно и общественная организация капиталом процесса применения способностей пролетариев к труду и их (способностей к труду и самих носителей этих способностей) воспроизводства существенно определяется степенью организации пролетариата в класс для себя. Не только общественная организация труда (= общественная организация процесса применения рабочей силы и ее воспроизводства), но и все общественное воспроизводство и рода человеческого, и каждой отдельной нации в едино-раздельной целостности всей структуры этого общественного воспроизводства есть условие, предпосылка, момент и результат классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом. Существующая в любой текущий момент организация общественного воспроизводства есть достигнутый на этот момент баланс сил борющихся общественных классов.

Именно это является тем, по поводу чего, вокруг чего, из-за чего и за что ведется действительная классовая борьба между буржуазией и пролетариатом с привлечением к ней всех иных больших и малых социальных групп. Почему? Потому, что в действительности речь идет именно о том, что не только определяет текущие и будущие условия жизни ныне живущих людей и всего их потомства, практически все их человеческие отношения и связи, но и является содержанием всей их предметной жизнедеятельности и вчера, и сегодня, и завтра. Потому что в действительности речь идет именно о том, чем определяется, чтобы было не только сегодня, но и чтобы наступило завтра, и чтобы оно (это завтра) не только наступило, но и оказалось приемлемым для меня вместе со всеми теми, без которых моя жизнь утрачивает смысл для меня и моих близких.

Что касается логических моментов развертывания этой классовой борьбы и их содержания, определяемого диалектикой условий жизни и сознательной деятельности людей, то они сформулированы мною в заключительном разделе второй части работы "К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов". Однако подробно рассматривать процесс превращения пролетариата из класса в себе в класс для себя здесь не уместно, ибо предметом настоящей работы является пролетарская социальная революция, которая начинается актом взятия государственной власти пролетариатом, то есть тогда, когда пролетариат уже завершил свою самоорганизацию в класс для себя. Обратим лишь еще раз внимание на то, что рассмотрение процесса превращения пролетариата из класса в себе в класс для себя является неотъемлемой частью оценки общественных условий и предпосылок, определяющих возможность, необходимость и неизбежность того, что пролетариат приступит к своей социальной революции, начнет её.

Такая оценка включает в себя, во-первых, классовую оценку тех классовых позиций, которые в массе своей занимает каждый элемент имеющейся здесь и теперь социальной структуры пролетариата. Во-вторых, она включает классовую оценку тех элементов этой структуры, которые здесь и теперь выступают авангардом на пути превращения пролетариата из класса в себе в класс для себя. В-третьих, эта классовая оценка включает оценку возможностей, условий, очередности и форм поддержки авангарду (а равно и противодействия ему) со стороны каждого структурного элемента пролетариата по мере созревания и развития революционной ситуации и так далее. То есть речь идет об условиях, логике и формах субъективного перехода каждого из структурных элементов пролетариата на классовые позиции пролетариата, что выражается только в политических настроениях, а эти последние выражаются только в готовности к действию, подтверждаемому самим действием...

В действительности речь идет не только о выработке научно обоснованной стратегии и тактики пролетарской партии в целом, но и об определении, во-первых, социального состава этой партии, во-вторых, самого ее (партии) материального "фундамента", каковым является ее актуальная и перспективная "социальная база". Речь идет о научно обоснованном с классовых позиций революционного пролетариата определении условий, логики, форм и методов расширения "социальной базы" пролетарской партии в качестве стратегии и тактики подготовки пролетарской социальной революции, ее начала и развертывания в конкретных условиях и логике развертывания классовой борьбы внутри нации и всего рода человеческого. Неотъемлемой частью этой стратегии и тактики является также и обоснованная условиями и целями развертывания классовой борьбы стратегия и тактика не только политических союзов, но и противоборств по конкретным вопросам, целям и задачам на конкретных этапах развертывания классовой борьбы с полупролетарскими и иными социально-классовыми группами и выражающими их интересы организациями.

В конечном итоге речь идет об одновременной разработке и практическом применении социальной технологии подготовки, начала и последующего развертывания пролетарской социальной революции. Если внимательно исследовать всю теоретическую и практическую деятельность Ульянова (Ленина), то в ней добросовестный исследователь не обнаружит ничего другого, кроме разработки и применения такой социальной технологии подготовки, начала и развертывания пролетарской социальной революции. Это предполагает конкретный исторический анализ конкретной ситуации в каждой отдельной стране в контексте конкретной сложившейся ситуации во всем человечестве и тенденций их развития. Марксист не фантазирует насчет действительности, не подменяет действительность своими фантазиями о ней или абстракциями действительности. Марксист, изменяя действительность по законам ее развертывания в социальное пространство и время, постигает действительность такой, какова она есть, и, постигая ее законы и ее самую, изменяет действительность, шаг за шагом последовательно упраздняя существующее состояние отчуждения труда и самоотчуждения человека, иначе это уже не марксист, но религиозный деятель или созерцатель.

Но и без специальных конкретно-исторических исследований пролетариата сегодня несомненно, что вероятность адекватного осознания классовых интересов пролетариата и осознанного участия в классовой борьбе за их осуществление у представителей второго наиболее крупного общественного подразделения пролетариата объективно не может не иметь тенденцию стремиться к нулю. Почему? Прежде всего, потому, что целью всего общественного воспроизводства рабочей силы и человека как члена нации, а равно и идеологической и политической надстройки в буржуазном обществе не может быть ничто иное, кроме как расширенное воспроизводство классового господства буржуазии, увековечивание этого господства. Пролетариат, рабочая сила которого применяется в этом процессе общественного воспроизводства, и в силу объективных условий процесса этого общественного воспроизводства, и в силу его институциональной социальной организации выступает в нем главным средством производства, проводником, агентом насаждения классового господства буржуазии.

Вместе с тем теоретически вряд ли подлежит сомнению, что и вчера, и ныне, и завтра вероятность рекрутирования пролетариатом наиболее подготовленных для теоретической, пропагандистской и организаторской работы кадров, необходимых для успешного ведения организованной и целенаправленной пролетарской классовой борьбы, много выше именно из указанной в предыдущем абзаце среды, чем из какой-либо другой. Как точно подметил германский поэт начала 19-го века И.Х.Ф.Гёльдерлин, "там, где опасность, зреет и спасительное"...

Василиев Владимир, 25-26 апреля 2015 года.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть