Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Как и почему развивалась исходная социальная организация племени?

23.09.2019 18:42

-  Василиев Владимир
Как и почему развивалась исходная социальная организация племени?

(Первая часть) Впервые кратко изложены объективная обусловленность и логика исторического развития исходной социальной организации и архаических способов производства племени как начало процесса становления экономической общественной формации, а равно и как начало процесса создания условий и предпосылок, обусловивших переход от матриархата к патриархату.

Развитие разделения труда в условиях исходной социальной организации племени.

В 1-ом томе "Капитала", говоря о формах разделения и кооперации труда, Маркс указывает, что "естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т.е. на чисто физиологической почве, и оно расширяет свою сферу с расширением общественной жизни, с ростом населения". Однако рост сложности особых видов труда, в особенности таких, которые предполагают не только затраты психофизических сил соответствующих полов, но и наличие достаточно развитого мастерства, которое уже не есть исключительный результат опыта одного работника, но есть результат передачи опыта из поколения в поколение, выводит разделение труда за пределы естественного разделения труда.

Видами труда, согласно естественному разделению труда выполняемыми преимущественно мужчинами, становятся такие, которые требуют, прежде всего, систематических затрат значительной мускульной силы и тех психофизиологических особенностей, которые присущи исключительно мужчинам в отличие от женщин. Это не только особые виды труда, как, например, вооружённое единоборство, охота на крупных животных, забой и разделка туш крупных животных (скота), выделка шкур и кож, перемещение тяжёлых грузов и погрузочно-разгрузочные работы, "судоходство" с применением вёсел, подъёмов вверх и сплавов вниз по рекам. И это также не только требующее физических усилий изготовление орудий труда из камня и дерева, средств передвижения по воде и по суше, строительство зданий и сооружений, обработка древесины и камня, изготовление крупных керамических изделий, корчевание и подготовка полей, тяжёлые земляные и горнорудные работы, металлургическое (включая кузнечное) ремесло и так далее. То есть речь идёт не только о тех видах работ, которые вполне могут выполняться одним работником-мужчиной (с использованием труда помощников или нет - это, но только в рамках рассматриваемого здесь самого простого отношения, не существенно).

Ведь речь также идёт и о непосредственном руководстве процессами труда, предполагающими, как минимум, простую кооперацию нескольких и, тем более, множества людей (одновременное выполнение одного и того же труда множеством работников), каждый из которых выполняет какие-либо из тех особых видов труда, которые предполагают их выполнение преимущественно мужчинами. В ещё большей мере это относится к процессам труда, предполагающим разделение этих (названных ранее) особых видов труда между несколькими работниками-мужчинами, кооперацию и координацию во времени и пространстве выполняемых каждым из них особых работ, без чего конечный продукт труда такого совокупного работника не может быть получен.

А то, о чём только что сказано, уже требует иного мастерства - мастерства непосредственного управления сложными процессами кооперации и координации труда множества людей, не говоря уже о множестве мастеров. Это мастерство управления процессами кооперированного труда предполагает владение, хотя бы и даже самыми примитивными, но необходимыми и относительно "точными" "шаблонами" или "схемами" технологической организации процесса труда по изготовлению конечных продуктов кооперированным трудом соответствующего особого совокупного работника.

Однако самоё владение такими "шаблонами" или "схемами" предполагает наличие вполне определённых условий. Либо хранение таких "шаблонов" или "схем" в памяти соответствующего руководителя работ и в соответствующих случаях их воспроизводство по памяти, либо наличие внешних носителей этой памяти в виде графических или иных символьных описаний (совокупностей "образов", "чертежей" и т.п., представляющих последовательность работ и организацию работников на каждом "шаге" этой последовательности), во-первых. Но "внешняя" память предполагает умение руководителя работ на основе таких "схем" и символических описаний воображать соответствующий процесс организации труда, во-вторых.

"Внешняя" память предполагает наличие умений и навыков переводить эти графические или символьные "схемы" в зримые образы последовательностей технологической организации труда (комбинаций в пространстве и времени распределения и соединения трудовых операций между всеми органическими участниками, изменения в пространстве и по времени их расстановки и выполняемых ими работ) совокупного работника. И первое, и второе, даже на самом примитивном уровне их развития, предполагает соответствующее развитие головного мозга и психики индивида, выполняющего функцию руководителя таких работ, а также его умений и навыков. А оно - это развитие - как правило, относится к более высокому (более развитому) уровню, чем не только у всех прочих членов племени, но и у большинства, если не у всех, мастеров, являющихся органическими участниками соответствующего совокупного работника, необходимого для изготовления конечного продукта таких видов кооперированного труда.

"Проблема" развития мастерства и её снятие в исходных условиях матриархата.

Передача мастерства (социального опыта) выполнения особых видов работ, выходящих за пределы естественного разделения труда, достаточно долгое время, пока воспроизводство племени базируется на относительно низких уровнях развития его общественного производства (собирательство, охота, самое примитивное земледелие, скотоводство и ремесло), в большинстве случаев может осуществлять в пределах периода "обучения" взрослеющего поколения мужчин.

Здесь имеют место быть два способа такого "обучения". 1-ый способ - непосредственное участие в выполнении соответствующих коллективных работ бывшей пуналуальной группы, превратившейся в род, синдиасмической (парной) семьи или племени в целом. И 2-ой способ - индивидуальное "обучение" (буквально - натаскивание) своих взрослеющих помощников теми взрослыми мужчинами семьи или рода, которые уже овладели мастерством и нуждаются в помощниках.

В парной (синдиасмической) семье взрослый мужчина формально знает "своих" сыновей, но согласно институтам племени это не его сыновья, ибо они не из его рода, а из рода его "временной" напарницы-жены (в действительности сожительницы точно так же, как и муж здесь - сожитель взрослой женщины). Такая "жена" вправе в любое время "прогнать" своего "временного" сожителя, оставив с "собой" своих сыновей и "выбрав" затем (по решению своего рода) иного сожителя. Но ведь точно так же и рождённые ею дочери - это не её дочери, а дочери другого рода, представителем которого является их физиологический отец, который так же может "уйти" с ними от их физиологической матери.

Эти институты, обеспечивающие воспроизводство племени в условиях счёта родства по женской линии (в условиях матриархата) через достаточно короткий ряд полной смены поколений (2-3 поколения в среднем) неизбежно приводят к тому, что женский род, оставаясь самим собой, в действительности состоит отнюдь не из дочерей женщин этого рода. Он теперь, как и всегда в последующем, состоит из дочерей женщин других родов данного племени. Ведь всякая дочь женщины данного рода с момента своего (этой дочери) рождения была членом рода отнюдь не своей физиологической матери, но членом того женского рода, к которому принадлежал её физиологический отец. Эти институты в их "чистом" изначальном виде исключают возникновение даже зачатков наследования, характерного для отношений частной собственности на объективные и субъективные условия труда, как и зачатков самих отношений частной собственности.

Такой социальной организацией и реализующими её институтами, в том числе и прежде всего, обусловлено, что, во-первых, "брачные отношения", кроме всего прочего, должны институционально регулироваться так, чтобы максимально затруднить, если не исключить вообще, "перекрестное" сожительство представителей двух родов. Иначе неизбежно вырождение племени. И что поэтому, во-вторых, количество родов в составе племени не могло быть меньше 3-4-х, а оптимально должно составлять 6-8 родов. Большее количество родов предполагает высокий уровень управленческого мастерства руководителей племени, что, в свою очередь, предполагает необходимый уровень развития их психики, то есть долгое предшествующее историческое развитие.

Указанные объективные и субъективные условия отнюдь не способствуют возникновению у мужчин личной мотивации к "обучению" своих сыновей (сыновей у мужчины институционально вообще нет - они не его сыновья, а сыновья другого рода - рода его сожительницы). И, тем более, они не способствуют возникновению у мужчин личной мотивации к передаче секретов своего мастерства "чужим" сыновьям, на каком бы примитивном уровне не находились это мастерство и его секреты. Точно так же это не способствует возникновению личной мотивации у женщин к передаче своего мастерства своим дочерям, ибо институционально у них нет дочерей - они дочери того женского рода, к которому принадлежит физиологический отец этих дочерей.

Но ведь в силу сказанного в предыдущих абзацах ни взрослые мужчины, ни взрослые женщины не были мотивированы к этому также и своим родом. Источником мотивации и индивидов, и родов к этому могло быть только племя в его целом как первичный (базисный) общественный воспроизводственный организм, только оно и было таковым. Эти объективные и субъективные условия не могут не тормозить процесс исторического накопления мастерства выполнения специализированных видов работ, выходящих за пределы естественного разделения труда, а, следовательно, и развитие всего племени.

Таким образом, развитие самих потребностей племени как целого в производстве достаточного количества средств к жизни, то есть развитие потребности в повышении производительной силы труда племени, что тождественно потребности развития производства необходимых племени средств к жизни, входит в противоречие с социальной организацией племени, основанной на синдиасмических (парных) семьях в условиях матриархата. Это отнюдь не тождественно тому, что у племени вообще нет иных возможностей и способов передачи и накопления мастерства от поколения к поколению, кроме как на основе личной мотивации физиологических родителей. Общественная практика племён нашла решение этой задачи, которая проблемой является лишь с нашей современной точки зрения, но отнюдь не с точки зрения древних общественных организмов.

Общественные условия, необходимые для развития специализации индивидов.

Род (а не семья) был обособленным подразделением воспроизводства индивидов и, следовательно, производства их способностей к жизнедеятельности в составе парных семей и племени в целом, а равно и основным подразделением производства средств к жизни и накопления необходимого для всего этого имущества. Но род всегда был и оставался неполон, частичен во всём этом общественном производстве и воспроизводстве - ни один род не был в состоянии самостоятельно осуществлять своё общественное воспроизводство без производственной и воспроизводственной кооперации со всеми другими родами внутри своего племени.

Формой производственной кооперации родов внутри племени была не только и не столько синдиасмическая (парная) семья. Каждый род, во-первых, по мере развития производства средств к жизни вообще и особых родов производства (земледелия, скотоводства и ремесла), в особенности, и, во-вторых, по мере развития объективной потребности в этом специализировался на выполнении особых видов работ. Для этого, прежде всего, требовалась изобрести способы развития мастерства своих членов (как мужчин, так и женщин), то есть отдельных индивидов. Это может быть достигнуто только специализацией тех из них, у кого выявляются соответствующие способности.

Рассматривая эту и любую другую ступень исторического развития, не следует забывать ещё одно существенное обстоятельство. Даже хорошо образованные древние эллины и римляне с очень высоким для своего времени развитием их индивидуальной психики по уровню развития функциональных (в т.ч. интеллектуальных) систем своей психики соответствовали детям 7-9, а в среднем 5-7-летнего возраста второй половины 20-го века. Речь идёт о способности индивида выполнять такие операции, как различение количественных и порядковых чисел, исчисление и выполнение арифметических действий, письма и элементарных геометрических и визуальных построений. А также об умении читать вслух и "про себя", связно словесно описывать увиденное, пересказывать услышанное и прочитанное, выполнять прочие операции, предполагающие наличие тех же самых или таких же, как и для названных операций, функциональных систем головного мозга и психики индивида в целом.

Для достижения такого уровня развития психики индивидов, как у древних эллинов и римлян, потребовалось не одно тысячелетие предшествующего исторического развития. На всех предшествующих ступнях исторического развития уровень развития психики индивидов и, следовательно, их психологические способности был ниже, и чем глубже в древность, тем в большей мере ниже, чем у древних эллинов и римлян.

Чем более полная специализация индивидов на особых видах работ требуется, тем в большей мере необходимо высвобождение этих индивидов от большей части, если не от всех других работ, что предполагает не только рост производительной силы племени в целом, но и создание условий обеспечения таких индивидов необходимыми средствами к жизни. А это уже система распределения работ и средств к жизни не только внутри племени в целом, но и внутри каждого рода и каждой семьи, а равно и система обмена деятельностями внутри племени в целом и внутри каждого рода и семьи.

Без адекватных систем и реализующих эти системы институтов распределения работ, средств к жизни и обмена деятельностями задача углубления специализации индивидов решена быть не может. На этой ступени развития уровень развития производительной силы труда ещё был таким низким, что не позволял синдиасмическим (парным) семьям жить в отдельном жилище и вести, стало быть, обособленное хозяйство. Несколько парных семей с детьми, если не весь род или его половина, жили в одном большом жилище и вели совместно также и все сугубо домашние (бытовые) дела в жилом здании, а не только на полях, производственных сооружениях и в производственных зданиях.

Даже в условиях Ботайской археологической культуры, приручившей лошадь для верховой езды более 6 тысяч лет назад и изобретшей сбрую, люди жили в одном большом жилище в количестве около 40-50 человек, а это в среднем порядка 4-5-ти парных (синдиасмических) семей, если в Ботайской культуре ещё сохранялась эта социальная организация. Это предполагает ведение хозяйства вообще и всех домашних (бытовых) работ, в том числе, большим коллективом не столько потому, что таковы институты социальной организации повседневной и хозяйственной жизни. Это имеет место, прежде всего, потому, что производительная сила труда племени в целом, каждого рода и каждой парной семьи в среднем не позволяют жить и производить никаким иным способом, кроме как коллективным.

Однако социальная организация и реализующие её институты племени ещё достаточно долго поддерживают такую организацию повседневного быта и ведения домашних (бытовых) дел и после того, как производительная сила труда племени позволяет перейти к иному - более развитому - способу организации повседневно быта членов племени. Но этого не происходит, а медленно модифицируется уже существующий традиционный способ такой организации быта, включая также и переход к размещению рода не в одном жилом здании с сопутствующими ему хозяйственными постройками и сооружениями, но в нескольких. Таким историческим примером вполне могут быть однотипные комплексы ("кластеры") жилых и хозяйственных строений близкородственных Кысыкульско-суртандинской и Ботайской археологических культур.

Численности порядка 40-50 человек одна семья достигает лишь в условиях большой семейной общины, когда 2-3 поколения (родители и их взрослые дети со своими супругами и детьми) живут в одном большом доме и ведут коллективное хозяйство, во-первых. Либо, во-вторых, когда это патриархальная полигамная семья, в состав которой входят не только патриарх с его жёнами и детьми, но и иные лично зависимые от патриарха люди, относящиеся к имуществу такой патриархальной семьи.

Однако оба эти варианта предполагают совсем другую, нежели на рассматриваемом уровне развития, социальную организацию, которая ещё не скоро возникнет, ведь во втором случае это, вне всякого сомнения, предполагает, как минимум, начало перехода к счёту родства по мужской линии. Да и случай большой семейной общины также относится, как минимум, к начальным стадиям перехода к счёту родства по мужской линии, а это предполагает очень много таких общественных условий, которые на рассматриваемой здесь ступени исторического развития ещё отсутствуют.

Всякая специализация индивида на выполнении особого вида работ предполагает, что уровень его мастерства становится всё более и более недоступен для всех других без научения их этому мастерству теми, кто им владеет. Личной мотивации к такому научению представителей "чужих" родов в синдиасмических (парных) семьях нет ни у мужчин, ни у женщин, составляющих такие парные семьи, а все дети и взрослые в детородном возрасте (то есть почти все, если не вообще все взрослые) живут такими семьями.

Поскольку это так, постольку единственным выходом является институциональная организация процесса обучения внутри племени и институциональная мотивация соответствующих мастеров к этому со стороны того рода, к которому принадлежит каждый из них. В то же время ничто и никто не препятствует роду изъять любого своего подрастающего члена из такой парной семьи и передать его (её) на обучение своему же взрослому члену, являющемуся "мастером" ("мастерицей"). То есть передать таких детей на "обучение" (а оно тождественно постоянному проживанию в течение всего периода "обучения") в тот род и в ту парную семью, в которой "временно" живёт и работает этот "мастер" или "мастерица". Напротив, социальная организация племени вообще и правила, вытекающие из счёта родства в нём, предполагают также и это - они императивны для всех членов племени без исключения.

Развитие общественных условий технического прогресса племени.

Вооружённые столкновения с другими племенами, охота на крупных зверей, особые виды физически тяжёлых и опасных видов работ неизбежно влекут за собой сокращение численности мужской части племени вообще и тех родов, которые специализированы на таких видах деятельности, в особенности. Вследствие этого в племени в целом и в отдельных родах, в том числе, возникает дефицит мужчин и избыток женщин, который требует устранения. Что касается отдельных родов, то этот дефицит мужчин или избыток женщин может быть быстро устранён лишь одним способом - посредством института "усыновления" ("удочерение" - это то же самое) из двух возможных источников: либо за счёт других родов, либо за счёт других племён (или кровнородственных, или же "чужих" в восприятии данного племени).

В первом случае речь идёт о перераспределении мужчин и женщин между родами внутри племени - это наиболее простой и практически безболезненный способ "устранения" дефицита/избытка представителей разных полов в отдельных родах. Но этим способом не решается проблема дефицита/избытка представителей одного пола для племени в целом, во-первых, а тем более проблема дефицита определённых мастеров в данном племени, во-вторых. Для решения этой насущной задачи применяется "усыновление" представителей других племён. Если есть возможность сделать это за счёт кровнородственного племени, то это и делается в первую очередь - в этом случае издержки "усыновления" минимальны и для племени-реципиента, и для племени-донора.

Но если такой возможности нет, то не остаётся ничего другого, кроме как осуществить "усыновление" за счёт "чужого" племени. А это чревато вооружённым столкновением с ним сразу же (нападение на другое племя как способ захвата недостающих людей вообще и мастеров, в особенности), либо тогда, когда тем племенем, у которого похищены эти люди, будет установлен факт похищения этих своих членов и его виновники. Но есть выход и из этой ситуации - приобретение людей в "обмен" на то, в чём нуждается племя, членами которого эти люди являются до "обмена". Порядок и специфика организации и осуществления каждой из таких "операций" по приобретению людей для их последующего "усыновления" к рассматриваемому предмету отношения не имеют.

И в первом случае "усыновления" за счёт кровнородственных племён обмен дарами тоже предполагается - одно племя дарит отдельных своих членов, а другое - то, что по представлениям и обоюдному согласию сторон компенсирует первому племени утрату этих своих членов, которых оно дарит второму племени. По мере развития отношений обмена между племенами вообще и его превращения в обмен товарами, в том числе и людьми (совсем не обязательно используемыми в качестве рабов или лично зависимых людей - до этого ещё очень и очень далеко), в особенности, решение задачи приобретения людей, необходимых для "усыновления", упрощается. Но самоё это упрощение отнюдь не отменяет всех других способов приобретения племенами людей для их "усыновления".

В то же время возможности "усыновления" мастеров посредством их вооружённого захвата или похищения из других племён весьма ограничены до тех пор, пока не возникла практика обращения похищенных или захваченных в лично несвободных людей или в "говорящие орудия". А это требует множества других общественных условий, которые возникнут весьма не скоро. Возможности похищения и захвата как способов приобретения необходимых мастеров ограничены, прежде всего, потому, что в отсутствие цепей всякий взрослый человек (мужчина или женщина) постоянно изыскивает возможность бегства к своим сородичам, то есть в своё племя. И происходит это в мере тем большей, чем больше в рассматриваемых общественных условиях не является личным мотивом для сохранения синдиасмической (парной) семьи наличие у "мастера-пленника" физиологически кровнородственных детей в чужом ему племени - его захватчике (похитителе). У всякого такого "пленника" нет никаких других мотивов оставаться в чужом (враждебном своему родному) племени, кроме трудностей и рисков побега и возвращения в своё племя.

Поэтому проблема приобретения уже подготовленных мастеров вообще и мастеров новых для племени и жизненно важных для него ремёсел, в особенности, не просто остаётся, но периодически обостряется. По мере технического прогресса, каким бы медленным он ни был, к этому постепенно добавляется и обостряется задача обеспечения таких новых мастеров необходимым сырьём и орудиями труда. Она, в свою очередь, требует для своего снятия не только новых мастеров, но и соответствующих сооружений, и территорий, имеющих необходимое сырьё в достаточном количестве при доступных племени способах его добычи. А это требует выстраивания и поддержания такой системы отношений обмена, а равно и отношений "баланса сдержек и противовесов" с соседними и иными племенами, конкурирующими за кормящие территории и мастеров, которые обеспечивали бы необходимые "внешние" условия воспроизводства племени.

Объективная необходимость и неизбежность начала исторического процесса становления экономической общественной формации и перехода к патриархату.

Со стороны субъектов (со стороны индивидов, в особенности индивидов мужского пола) практическая задача подготовки мастеров и их приобретения со стороны в условиях счёта родства по женской линии институционально может вполне успешно решаться в течение исторически достаточно длительного времени. Но вот решение этой практической задачи совсем с другой её - объективной - стороны превращается в проблему. Со стороны объективной, то есть со стороны условий труда мастера-мужчины счёт родства по женской линии неизбежно создаёт целый ряд сложных проблем. Крупногабаритные средства труда мастера, если они предполагаются выполняемым им особым видом труда, вообще, а производственные здания и сооружения, относящиеся к общим условиям его труда, тем более, принадлежат отнюдь не ему, но женскому роду - либо роду его "временной" сожительницы ("жены"), либо роду, к которому принадлежит он сам.

Имущество рода за пределы рода не уходит никак иначе, кроме как посредством дарения или перераспределения внутри племени в связи с "усыновлениями". В условиях счёта родства по женской линии средства труда и общие условия труда мастеров-мужчин являются имуществом соответствующего женского рода. Если таким родом является род "временной" сожительницы (парной жены) мужчины-мастера, то институционально это вроде бы самый простой случай - всякий взрослый мужчина, образовав парную семью, тем самым переходит жить и работать в родовой коллектив своей сожительницы ("жены"). Этим решается также и вопрос его соединения с объективными условиями (средствами и общими условиями) своего труда.

В то же время в этом случае вроде бы само собой решается и вопрос обучения этим мастером своему мастерству взрослеющих мальчиков, принадлежащих к женскому роду сожительницы ("жены"). Но ведь эти мальчики, повзрослев и вступив в сожительство (в "парный брак"), обязаны будут уйти в родовой воспроизводственный коллектив (общину) своей сожительницы ("жены"). Однако объективные условия их труда остались в воспроизводственном коллективе их физиологической матери. Остались не только потому, что институционально они принадлежат этому роду - эта проблема решаема институционально. Важнее другое - производственные здания и сооружения, прежде всего, физически невозможно переместить на другое место, да и строить их заново на новом месте далеко не всегда возможно, не говоря уже о том, что для племени такое хищническое использование его ресурсов и производительных сил убийственно.

Но ведь и в случае "изгнания" самого мастера-мужчины его сожительницей (а институционально ей не может быть это запрещено никем), чтобы сохранить возможность применять свои средства труда и далее, такой мужчина-мастер должен вступить в сожительство с другой женщиной из этого же самого рода. А на это требуется согласие не только этой другой женщины, но и руководителей всего этого рода, что само по себе далеко не всегда беспроблемно в тех условиях и на той ступени исторического развития, на которой в действительности находится данное племя.

В то же время развитие производительной силы труда племени, возникновение и развитие новых родов производства, которыми племя воспроизводит самоё себя, а равно и его (этого племени) производственного отношения со своей кормящей территорией, необходимо влечёт за собой также и развитие его социальной организации, да и самой общественной природы членов данного племени. В том числе развивается также и племенное сознание, и индивидуальное сознание, и психика, то есть психология, каждого из членов племени, что неизбежно влечёт постепенное обновление не только содержания всех институтов данного племени, но и личных отношений между индивидами, являющимися членами данного племени, и мотивации каждого из них.

Племя, с одной стороны, не может ставить себя в зависимость от капризов любого из своих членов, а, с другой, не может также и нарушать своих институтов - и первое, и второе невозможно в условиях племени вплоть до его разложения как первичного (базисного) общественного воспроизводственного организма. Исторически племя является пока единственной формой общественного воспроизводственного организма, ибо для возникновения государства Востока необходимые условия и предпосылки ещё не возникли и, тем более, не созрели.

Но изменения объективных условий своего воспроизводства понуждают племя постепенно модифицировать свои институты и социальную организацию так, чтобы всякий мастер не зависимо от его пола и родовой принадлежности, всегда оставался в той родовой общине, в которой изначально созданы и воспроизводятся общие условия труда и средства труда, необходимые соответствующему мастеру для работы. Эти постепенные малые изменения институтов как раз и ведут шаг за шагом к возникновению таких отношений собственности (то есть отношений производства, а равно и отношений присвоения), которые создают предпосылки и условия, необходимые для возникновения в будущем отношений частной собственности.

С течением времени по мере развития племён не только война, но и производство средств производства, в том числе и для ведения войны, постепенно становятся всё более важными средствами присвоения и производства средств к жизни, а равно и средствами присвоения средств производства, в том числе людей. Одновременно человек (член племени), хотя и не сразу, а весьма постепенно, но всё же неуклонно и окончательно перестаёт быть целью всего общественного производства. Человек как член своего племени, не говоря уже о "чужих" племенах, превращается в одно из средств достижения совсем другой цели всего общественного производства и воспроизводства племени. А именно целью всё большего числа племён становится производство средств к жизни во всё более возрастающих масштабах и объёмах, тождественное расширенному производству (накоплению) материального богатства.

Поскольку это так, постольку все те малые изменения институтов и социальной организации племён, которые медленно шаг за шагом создают предпосылки и условия, необходимые для возникновения в будущем отношений частной собственности, являются также и процессом становления экономической общественной формации как таковой. Накопление таких условий и предпосылок есть также и исторический процесс создания предпосылок и условий, не только необходимых для начала перехода от матриархата к патриархату, но и обусловливающих начало такого перехода.

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 22-23 сентября 2019 года.


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 11:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

19.01.2015 10:41 - Orlovsky

И снова о логике и о Старикове в ней.

Источник: И снова Стариков вешает о том, что главная цель госдепа - это втянуть Россию в войну с Украиной. И снова приходится усомниться в способности Старикова к анализу: Втянуть Россию в войну - как два пальца об асфальт!

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть