Ждите...
Спасибо.
Закрыть

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

18.07.2015 8:42

-  Василиев Владимир
К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии.

Род человеческий и народы как действительный субъект исторического развития

Вот уже более двух десятков лет радетели "народного счастья" сокрушаются: почему в России "народ безмолвствует"? и доколе он будет безмолвствовать? Но мало кто дает себе труд понять, что революцию никогда и нигде не начинали сами народные массы, во-первых. И что практически все попытки подвигнуть народные массы к началу революции, предпринимавшиеся не "революционерами сверху", а "революционерами из средины" (ибо "революционеров снизу" в народе нет, иначе бы он не безмолвствовал) не находили и не находят поддержки со стороны народных масс доколе сами верхи не вынудили народные массы к этому, во-вторых.

Даже Ульянов (Ленин) за месяц до падения самодержавия был убежден, что при его жизни в России революция не произойдет. Но она произошла. Даже владея той методологией анализа конкретной исторической и политической ситуации, которой и как владел Ильич, основываясь на том, о чем, что и как сообщают не столько СМИ, сколько проверенные и квалифицированные информаторы с мест, как правило, невозможно сделать никакой иной вывод, кроме как о невозможности революции. Либо же, что есть частный случай предыдущего, даже при таких условиях и предпосылках возможен лишь вывод о возможности революции только в качестве "сверхъестественного" сбоя в системе. Зигзаг истории - вот что есть этот сбой системы, который не исчислим не только средствами буржуазной науки, но и средствами пролетарской революционной науки, находящейся на том уровне ее развития, на который к началу 1917 поднялся Ульянов (Ленин).

Историю делает весь род человеческий, орудиями которого выступают конкретные народы, а не общественные классы как таковые и, тем более, не политические партии. И социальную революцию совершает народ, авангардом которого выступает соответствующий общественный класс, мобилизующий широкие народные массы на свершение своей социальной революции и, следовательно, на преобразование самих себя (широких народных масс) и самое себя (народа и рода человеческого) в свое новое социальное качество. Социальная революция, если рассматривать ее лишь в той части, которая развертывается в границах обособленного общественного организма, - это переворот в самой общественной природе соответствующих народов и в общественной природе являющихся их органическими представителями (частями) индивидов.

Однако в действительности социальная революция развертывается, совершается и завершается отнюдь не в рамках отдельного народа или обособленного общественного организма (государства), и даже не в рамках отдельной - цивилизационной (культурной) - группы народов. Она, в конечном итоге, охватывает весь род человеческий, и только тогда в действительности завершается, когда завершает соответствующий переворот в общественной природе всего рода человеческого и человека, то есть во всей совокупности производственных и иных общественных отношений всего рода человеческого. Социальная революция завершается лишь тогда, когда стал необратимым переход к новому ансамблю всех общественных отношений во всем человечестве, идущему на смену предшествующему ему ансамблю всех общественных отношений, включая отношения всего рода человеческого как целого ко всей своей неорганической (освоенной и присваиваемой) и органической (собственно человеческой) природе.

Экономическая социальная революция, в результате которой на смену архаической общественной формации пришла экономическая общественная формация, завершилась лишь тогда, когда все отношения, входящие в ансамбль общественных отношений рода человеческого, по своей общественной природе стали экономическими общественными отношениями, основанными на отделении общественных классов, господстве и подчинении, эксплуатации человека человеком, частичном человеке. Коммунистическая социальная революция завершится лишь тогда, когда все общественные отношения рода человеческого станут коммунистическими общественными отношениями, основанными не просто на отсутствии политического и социального неравенства между людьми и эксплуатации человека человеком (это лишь диалектически отрицательная характеристика). Она завершится лишь тогда, когда все общественные отношения будут основаны на таких общественных условиях и предпосылках, которые обусловливают необходимость и неизбежность полного и всецело присвоения каждым человеком своей родовой сущности, ее свободного развития вне кем бы то ни было положенных пределов.

Экономическая социальная революция совершалась и свершилась посредством ряда материальных и социальных переворотов (социальных революций), каждый из которых стал прогрессивной эпохой развития экономической общественной формации - азиатской, античной, феодальной и капиталистической. Но если античная, феодальная и капиталистическая эпохи есть особенные эпохи развития всего лишь одной - малой - части рода человеческого, то азиатская и капиталистическая эпохи есть всеобщие эпохи развития всего рода человеческого. Человечество посредством выделения и революционного развития малой своей части - Запада - и его революционизирующего (по большей части сопряженного с насилием и грабежом) воздействия на все другие части рода человеческого создало материальные и иные предпосылки перехода всех частей рода человеческого на капиталистическую ступень развития, чтобы, опираясь на нее, совершить коммунистическую социальную революцию. Посредством выделения малой части, насилия, грабежа и эксплуатации этой малой частью всех остальных частей человечеством совершалась концентрация ресурсов для опережающего развития малой части, без чего невозможно становление человечества новой органической целостностью на качественно более высоком уровне. Так же посредством отделения классов и эксплуатации совершается концентрация ресурсов и развитие малой части конкретного народа, а чрез это, в конечном итоге, - и всего народа, но лишь до предела, полагаемого соответствующим общественным качеством - ансамблем всех воспроизводственных отношений или, иначе, общественной формой производства.

Но и это далеко еще не все. Все иные, кроме Запада, части рода человеческого отнюдь не прозябали в те эпохи, в которые Запад развивался революционно и более интенсивно. Речь идет об античной, феодальной и собственно буржуазной эпохе развития самого Запада до ее превращения в капиталистическую эпоху всего рода человеческого. Технический базис античного и феодального способов производства в действительности создан отнюдь не Западом, но Востоком, то есть всем прочим человечеством, без чего Запад как таковой и его интенсивное развитие были невозможны, во-первых. Но и Запад в эпоху античности и феодализма оказывал и оказал существенное модифицирующее воздействие на Восток, не говоря уже о буржуазной - западной - эпохе становления капитализма в качестве всеобщей прогрессивной эпохи развития всего человечества.

Всеобщая капиталистическая социальная революция рода человеческого представляет собой весьма долгую - более чем трехтысячелетнюю - эпоху "долголетних битв, ...нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог" античного, феодального и азиатского строя. То, как протекала эта эпоха на Западе, специфически отличается от того, как она протекала на Востоке, и наоборот, но и на Западе, и на Востоке она есть своя специфическая эпоха долголетних битв, нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог. То же относится и к особенным социальным революциям, то есть к социальным революциям перехода от феодализма к капитализму на Западе вообще и в каждой из стран Запада, в особенности. Это верно и для перехода от азиатского строя (на техническом базисе феодализма) к капиталистическому строю через азиатский строй на техническом базисе капитализма, то есть для так называемых второй и последующей волн капиталистического развития.

Да и коммунистическая революция не может свершиться иначе, кроме как волнами с промежутками контрреволюционных судорог и т.д., хотя во всех иных отношениях она существенно отличается от всех предшествующих социальных революций, что по многим параметрам подробно рассмотрено в предыдущих моих статьях. Ныне, в процессе анализа соотношения социальной революции и Смуты вообще и в истории России последнего столетия, в особенности, мы вплотную подошли к рассмотрению субъективного фактора социальной революции и Смуты, соотношения пролетариата и политических партий, провозглашающих в качестве своих знамен и лозунгов борьбу за "Светлое будущее".

Субъективный фактор социальной революции

Субъективный фактор или, иначе, подлинный субъект социальной революции, более или менее осознанно и целенаправленно осуществляющий её, отнюдь не сводится ни к совокупности политических корпораций духовного родства (= совокупности политических партий), ни к той политической партии, которая является авангардом общественного класса, определяющего специфическое отличие и характер соответствующей социальной революции. И совсем другой вопрос - каково это революционное сознание, насколько оно есть иллюзорное (= идеологическое) сознание, во-первых, какова та действительная цель, к которой посредством совершения социальной революции стремится её подлинный субъект, во-вторых, и какова та цель, которая декларируется субъектом социальной революции в качестве её цели, в-третьих.

Подлинным субъектом социальной революции, то есть ее субъективным фактором, является, прежде всего, революционный общественный класс, который в процессе и процессом возникновения революционной ситуации и развертывания из неё полномасштабной социальной революции утверждает самое себя в качестве класса для себя - как организованный для своего господства класс. Но одним только революционным классом, организующимся в господствующий класс, субъективный фактор социальной революции отнюдь не ограничивается. До сих пор в истории ни один революционный класс не смог завоевать и удержать государственную власть, а равно и стать действительно господствующим классом без стратегических и тактических союзов с социально близкими большими социальными группами, являющимися частями иных общественных классов, и без использования всякого рода попутчиков из других общественных классов. Иными словами, субъективным фактором социальной революции в действительности является совокупность движущих сил этой революции, исторически определенным способом организованная и в той или иной мере отмобилизованная на решение задач этой социальной революции и достижения ее целей.

Главными организаторами и руководителями движущих сил социальной революции до сих пор выступали и выступают политические партии не зависимо от того, оформлены они институционально в качестве политических партий, либо же они возникли и действуют в иных формах институциональной социальной организации корпораций духовного родства. Чем определяются место и роль политической партии революционного класса в этом процессе его (общественного класса) самоорганизации в господствующий класс? Прежде всего, они определяются уровнем развития соответствующего обособленного общественного производственного организма (одновременно и материального, и политического государства) вообще и самого революционного класса, политическим и идеологическим авангардом которого является эта партия, в особенности. Далее, партия не есть нечто само по себе и для самой себя сущее, она есть производная от класса его часть, а именно выражающая его классовые интересы и служащая их осуществлению передовая часть класса - его авангард. Однако всякая политическая партия есть выделенная классом форма институциональной социальной организации, которая не есть форма организации всего данного класса как класса, но есть всего лишь одна из институциональных форм его (этого класса) социальной организации.

В-третьих, место и роль политической партии определяются тем, в какой мере осознанно и насколько адекватно она сама как общественная корпорация (как целое) политически и идеологически выражает и осуществляет классовые интересы того общественного класса, действительной частью которого и (или) орудием которого она является. Место и роль партии в организации класса в класс для себя определяется именно тем, насколько адекватно, а не иллюзорно осознает данная партия классовые интересы своего общественного класса в его целом, с одной стороны, и насколько адекватно она выражает и осуществляет на практике эти классовые интересы, с другой. Поэтому, с одной стороны, место и роль конкретной партии определяется тем, является ли присущее ей как целому осознание интересов своего класса формой выражения идеологии всего этого общественного класса в его целом или оно есть форма выражения идеологии только некоей особенной части этого класса (и тогда - какой именно части). А с другой стороны, подлинные место и роль партии определяются теми классовыми интересами, которые в действительности, а не на словах, не декларативно только выражает и осуществляет на практике данная политическая партия, и в какой части она выражает и осуществляет эти интересы этого класса. Либо она в действительности выражает и осуществляет интересы всего того общественного класса, частью которого она является, либо - интересы некоей особенной части (и какой конкретно особенной части) того общественного класса, частью которого она в действительности, а не на словах, не декларативно является.

Отсюда неизбежны два особенных идеально-типических случая. Первый - политическая партия, оставаясь по своему социальному составу по преимуществу частью одного, а именно эксплуатируемого класса, в действительности может изначально являться или чрез некоторое время стать орудием политического и идеологического господства над ним другого (господствующего) класса, то есть приводным ремнем господствующего класса к классу эксплуатируемому. И второй - и по своему социальному составу, и по своей действительной общественной практике являясь частью господствующего класса, некая партия в общественной жизни представляет самое себя в качестве политической партии эксплуатируемого класса, на практике "соединяющей передовую теорию с эксплуатируемым классом", будучи в действительности не более чем приводным ремнем к эксплуатируемому классу.

В-четвертых, политическая партия не есть единственный или всеобщий авангард класса, но она есть особенный политический авангард класса или, иначе, она есть особенная политическая корпорация духовного родства. В отличие от иных институциональных форм организации класса (= в отличие от иных классовых корпораций), политическая партия создается и действует с целью возведения классовых (по существу своему частных) интересов класса в интересы общие и всеобщие и осуществление этих частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов обособленного общественного организма (общества). Каковы главные условия или, иначе, каковы главные предпосылки осуществления частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов всего обособленного общественного организма (общества)? Общим таким условием, а равно и общей предпосылкой является завоевание (установление) и удержание классового господства соответствующего общественного класса в данном обособленном общественном организме, то есть в данном материальном и политическом государстве. Поэтому особенным условием, а равно и особенной предпосылкой, резюмирующей в общественной практике общее условие и предпосылку, является завоевание (установление), осуществление и удержание государственной власти в руках общественного класса, практическим институционально организованным орудием чего как раз и является политический авангард класса.

Формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними

Всеобщей формой институциональной социальной организации класса как класса является иная, нежели политическая партия или любая другая единичная или общая форма его институциональной социальной организации. Различные общественные классы предполагают различные всеобщие формы социальной организации общественного класса в класс для себя. Всеобщей формой институциональной социальной организации буржуазии является нация, которая суть органическая целостность национального государства и обособленного общественного организма нации или, иначе, органическая целостность национально обособленного политического и материального государства. Если это так, а это действительно так, то какова всеобщая форма институциональной социальной организации пролетариата, организованного как класс? Такой всеобщей формой институциональной социальной организации пролетариата в господствующий класс может быть только революционная диктатура пролетариата, понимаемая именно как государство (и политическое, и материальное одновременно) периода революционного преобразования экономической общественной формации в коммунистическую общественную формацию вообще и капитализма - в социализм, в частности.

Русский пролетариат в 1905-1918 годах изобрел и опробовал на практике не просто исторически конкретную, но и наиболее адекватную форму революционной диктатуры пролетариата - Республику Советов. Уже в феврале - марте 1917 года на промышленных предприятиях, на железнодорожном и морском транспорте России снизу возникла первичная территориально-производственная форма институциональной социальной организации пролетариата в класс для себя - фабрично-заводские комитеты. Именно они в период от февраля к октябрю 1917 и вплоть до весны 1918 года практически повсеместно снизу формировали первичную территориальную форму институциональной социальной организации пролетариата в господствующий класс - городской Совет. Фабзавкомы организовывали и вели агитацию, создавали военно-революционные комитеты, пролетарские вооруженные отряды (Красная Гвардия), боролись с саботажем чиновников, осуществляли неотложные меры по борьбе с разрухой и голодом вплоть до инициирования снизу и организованного осуществления первых шагов по экспроприации буржуазии и национализации банков, промышленности и транспорта.

Фабзавкомы избирались по инициативе снизу всеми рабочими и служащими из числа работников одного или нескольких соседних предприятий, за исключением из их числа представителей буржуазной администрации, вне зависимости от партийной принадлежности, членства в профсоюзе или профессии избираемых в них пролетариев и полупролетариев. Все выборные члены фабзавкома строго подотчётны избравшему их совокупному рабочего (трудовому коллективу) предприятия или группы предприятий и сменяемы в любое время по их требованию. В действительности в пролетарские и полупролетарские массы России посредством фабзавкомов снизу доверху устанавливали и осуществляли революционную диктатуру пролетариата, изобретя фабзавкомы не только в качестве наиболее эффективной низовой формы подлинной пролетарской демократии, но и в качестве основы конституирования и функционирования всей Республики Советов. И эта первичная форма революционной диктатуры пролетариата не осталась только русским явлением - в 1919-1921 г. в Италии, например, фабрично-заводские комитеты (нередко прямо называвшиеся советами фабрики или завода) также приобрели массовый характер.

В общественной практике России начала 20-го века фабзавкомы смогли выполнять по их общественной природе присущую им общественную функцию революционной диктатуры пролетариата лишь до тех пор, пока сверху "центром" не была назначена повсеместно "новая", подотчетная уже не фабзавкомам, но "центру" производственная, хозяйственная и иная "советская" администрация губернии, города, завода или фабрики. Это же самое происходило и в 1918, и в 1919 годах во всех тех местах бывшей Российской империи, в которых только-только осуществлялся переход к власти Советов. Однако в советские учебники и энциклопедические словари фабзавкомы, во-первых, вошли лишь как органы рабочего контроля и самоуправления на производстве, которые в зависимости от местных условий нередко вынуждены были в течение короткого времени выполнять ряд функций общественного самоуправления. К этим последним относятся снабжение семей рабочих продовольствием, их социальная поддержка и здравоохранение, охрана общественного порядка и т.п. Во-вторых, роль фабзавкомов сведена к роли чрезвычайного, а потому временного и промежуточного, приводного ремня большевиков к пролетарским массам на период до взятия институциональной власти и формирования (назначения) новой администрации (правительства и его органов на местах). И наконец, в-третьих, фабзавкомы были превращены в первичные ячейки профессиональных союзов.

Пролетарии и, в особенности, полупролетарии России в первой трети 20-го века, прежде всего, не только в массе своей были заняты по преимуществу физическим, а не умственным трудом, но к тому же по большей части были малограмотны или неграмотны во всех иных отношениях, начиная с общей грамотности и заканчивая политической, экономической и идеологической грамотностью. Существовавшими условиями политического, идеологического и экономического строя России обусловливалось, что, кроме политических партий социалистической ориентации, пролетариат России не имел никакой другой формы организации отбора, подготовки и расстановки руководителей как процесса производства, так и процесса своей самоорганизации в класс, а равно и мобилизации полупролетарских и крестьянских масс под своими знаменами, во-первых. А, во-вторых, пролетариат России в те времена, кроме политических партий, не имел никакой другой формы институциональной социальной организации и осуществления процесса стратегической и тактической координации действий различных своих частей во всех сферах и на всех полях классовой борьбы. Чем ниже уровень общественного развития совокупного пролетария страны, и чем более в ней ограничена свобода самоорганизации пролетарских и полупролетарских масс, тем в большей мере пролетариат этой страны, чтобы организоваться в господствующий класс, нуждается не просто в политической партии, но в политической партии ленинского типа, и наоборот.

Что касается собственно большевиков, то в 1916-1917 годах отнюдь не под знаменами и не под руководством, не вследствие деятельности большевиков революционная ситуация в России возникла и развилась до февральского политического переворота и последующее начало пролетарской социальной революции. Да и главной формой самоорганизации революционных масс были отнюдь не политические партии социалистической и демократической ориентации вообще и уже тем более не РСДРП(б), в особенности, но территориально-производственные и территориальные Советы (фабзавкомы и городские Советы). Лишь в уже набравшем определенное ускорение процессе самоорганизации революционных масс большевики перехватили политическое и идеологическое руководство революционными массами, но не столько потому, что большевики были самой радикальной, последовательной и организованной политической партией, сколько потому, что сами пролетарские массы на своем опыте, получаемом ими в процессе развития революционной ситуации и начала пролетарской социальной революции, не просто пошли за РСДРП(б), но и в саму РСДРП(б). В апреле-октябре 1917 года количество членов РСДРП(б) выросло в 10 раз - с 24 до 240 тыс. человек.

И совсем не под пролетарскими знаменами произошла политическая революция февраля 1917 года в России. Она произошла под буржуазно-демократическими знаменами. А под чьим руководством она началась? Под буржуазно-демократическим руководством не столько национальным, сколько интернациональным, не столько внутренним, сколько внешним. Но ведь именно эти буржуазно-демократические лозунги и это интернациональное руководство запустили процесс самоорганизации пролетарских масс России в господствующий класс. Однако разве сам пролетариат России на рубеже 1916-1917 годов начал политическую революцию, переросшую в начало пролетарской социальной революции? Отнюдь не пролетариат, но часть буржуазии с участием множества разночинных национально-демократических элементов, части духовенства и дворянства, включая представителей правящей династии.

В самом начале 2015 года в одном из комментариев к моим статьям было сказано, что не совсем понятен смысл приведенного мною в заключение второй из статей о "переходном обществе" вывода Маркса: "Имя, с которым связано начало революции, никогда не бывает написано на ее знамени в день ее победы. В современном обществе революционные движения для того, чтобы иметь какие-либо шансы на успех, должны вначале заимствовать свое знамя у тех элементов народа, которые, хотя и настроены оппозиционно против существующего правительства, однако целиком принимают существующий общественный строй. Словом, революции должны получать свой входной билет на официальную сцену от самих же правящих классов". С учетом того, что изложено не только до этого момента настоящей статьи, но и далее, этот вывод Маркса вряд ли нуждается в разъяснениях.

Операция по низведению фабзавкомов до роли первичной ячейки профосоюзов и, следовательно, по превращению революционной диктатуры пролетариата в диктатуру руководства "пролетарского авангарда" была начата Свердловым в союзе со Сталиным уже в мае 1917 года. Началом стала подготовка 1-ой Петроградской конференции фабзавкомов, состоявшейся 30 мая - 3 июня (12-16 июня) 1917г. под председательство Свердлова - с конца апреля 1917 единственного секретаря ЦК - руководителя всего партийного аппарата РСДРП(б). В качестве альтернативы Петроградскому Совету, возглавляемому Троцким, эта конференция фабзавкомов избрала Центральный Совет фабзавкомов Петрограда, изначально контролируемый Свердловым. Этот совет фактически присвоил себе полномочия Всероссийского Центрального совета фабзавкомов, тем саамы выступив также и в качестве альтернативы общероссийскому центру Советов, в тот период еще находившихся под контролем меньшевиков и эсеров.

Именно Свердлов в союзе со Сталиным подготовил и 7-12 (20-25) августа 1917 провел вторую конференция фабзавкомов Петрограда, на которой присутствовали представители ряда других промышленных центров России, и был утвержден устав фабзавкомов. Фактически руководимый Свердловым Центральный Совет фабзавкомов к осени 1917г. подчинил фабзавкомы более 50 промышленных центров России. Буквально в канун Второго всероссийского Съезда Советов (17-22 октября или 30 октября - 4 ноября 1917) в Петрограде состоялась первая и последняя Всероссийская конференция фабзавкомов, делегаты которой на две трети состояли из лиц, подобранных под руководством Свердлова, который действовал в союзе со Сталиным. Конференция признала необходимым переход всей полноты власти к Советам, тем самым во многом предопределив решения Съезда Советов, и объединение фабзавкомов с профсоюзами. Первый Всероссийский съезд профсоюзов (январь 1918) и 6-ая конференция фабзавкомов Петрограда (февраль 1918) окончательно подчинили фабзавкомы профсоюзам, превратив их в первичные ячейки профсоюзов и лишив общественной функции первичной территориально-производственной формы революционной диктатуры пролетариата.

В 1919 г. в своей книге "Фабрично-заводские советы и государство рабочего класса" А.Грамши резюмировал: "Профессиональные союзы... - это пролетарские организации, характерные для периода господства капитала. В известном смысле... они являются составной частью капиталистического общества... выполняемая ими функция неотделима от строя, основанного на частной собственности. ...рабочие... сделались продавцами своей единственной собственности - рабочей силы и профессионального умения. Более подверженные риску конкуренции, рабочие объединили свою собственность в "фирмы", которые с каждым днём растут и приобретают всё больший опыт, создали огромный аппарат, концентрирующий рабочую силу, установили цену и продолжительность рабочего дня, дисциплинировали рынок. Они пригласили извне или выдвинули из своей среды доверенных администраторов, опытных в делах такого рода, способных контролировать рынок, умеющих заключать договоры, оценивать коммерческую обстановку, предпринимать экономически выгодные действия. Природа профсоюза в основном конкурентная, а не коммунистическая. Профсоюз не может быть орудием радикальной перестройки общества. Он может дать пролетариату опытных бюрократов, технических экспертов..., но он не может стать основой пролетарской власти, он не может способствовать отбору пролетарских деятелей, способных и достойных руководить обществом, не может служить основой для создания таких органов, которые явились бы олицетворением свободного развития, ...свойственного коммунистическому обществу".

Резюме соотношения пролетариата со своим революционным авангардом

Сказанное позволяет ответить на вопрос чрезвычайной теоретической и практической значимости о соотношении пролетариата как общественного класса с его (пролетариата) политическим авангардом или, что с момента организации пролетариата в класс есть то же самое, о соотношении революционной диктатуры пролетариата и революционной пролетарской партии. В действительности этот вопрос есть вопрос о соотношении части (революционной пролетарской партии) и целого (организованного как класс пролетариата). Ответ на этот вопрос не только для мышления формально-логического, но и для мышления "системного" однозначен - доминировать должно целое, которое первично, часть - подчинена целому, ибо она есть часть целого, определенная целым, и производна от целого. Авангард - это всего лишь авангард армии, но отнюдь не самая армия и тем более не штаб или командование этой армии, хотя в составе авангарда нередко находится и часть (представители) штаба армии, ее командования.

Однако для мышления буржуазного, впрочем, как и для мышления религиозного, то есть для мышления идеологического, авангардом (передовой частью) общественного класса (как и передовой частью всякой корпорации духовного родства) является его "элита". "Элитой" же такое сознание признает тот слой, который собственно и руководит, управляет ("окормляет" и "пастырствует" над) всем классом (корпорацией), и действует от имени класса (корпорации), и единственно только и выражает идеологию, интересы и волю класса (корпорации). Такое сознание подразумевает, что этот слой ("элита") есть "элита" не одного только класса (корпорации), но всего обособленного общественного организма, то есть что она есть правящая часть господствующего класса. Именно это и было утверждено в РСФСР под руководством Свердлова при активнейшем соучастии Сталина, именно так в СССР и было всегда при Сталине и всех его преемниках, и так есть в РФ и прочих осколках СССР вплоть до дня сегодняшнего.

Но для мышления подлинно марксистского дело обстоит иначе. А как именно? Сказать, что диалектически, исходя из конкретных общественных условий конкретной исторической ситуации - значит спрятаться за демагогически-догматической фразой, не сказав ничего по существу. Посредством выделения малой части - научного и политического авангарда, - и ее революционизирующего воздействия на остальные свои части пролетариат создает необходимые факторы, условия и предпосылки для организации в класс для себя, опираясь на которые в процессе дальнейшего своего революционного развития пролетариат организуется как класс, революционно преобразуя самое себя и все общество. Маркс отказывался быть руководителем революционной пролетарской партии, требуя, чтобы большинство ее руководителей вообще и центральных органов, в особенности, были кадровыми рабочими. Точно так же и Ульянов (Ленин) в рамках и на основе "коренной перемены всей точки зрения нашей на социализм" потребовал обеспечить большинство кадровых рабочих не только и не столько в составе ЦК, хотя и в нем также, сколько в Советах, исполкомах и ВЦИК, в СНК и СНХ, а, в особенности, в главных контрольных органах Республики Советов и ВКП(б) - в Рабоче-Крестьянской инспекции и центральной контрольной комиссии.

Рассмотренное соотношение общественного класса со своим авангардом вообще и пролетариата со своим революционным авангардом, в особенности, относится к субъективному фактору социальной революции, то есть имеется лишь тогда и в той мере, когда и в какой в действительности имеет место быть социальная революция, а не Смута. Субъективный фактор Смуты вообще и тем более Смуты в государстве-химере и по своей общественной природе, и по своей структуре (составу входящих в него элементов, характеру и природе связей между ними), и по своим формам существенно отличается от субъективного фактора социальной революции. Однако тогда и в той мере, когда и в какой Смута накладывается на социальную революцию, а тем более когда и в какой мере Смута выражает революцию на поверхности общества, имеет место специфическое совмещение субъективного фактора Смуты с субъективным фактором социальной революции, модифицирующее характеристики каждого из них. Но об этом речь пойдет в иной части настоящей статьи.

Василиев Владимир, 12-17 июля 2015.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (1)

В дополнение к этой статье см. статьи:
1) Андрей Морозов. "Украину съела жаба, которая ест Россию" (4-12-2015) - http://www.dal.by/news/109/05-12-15-31/
2) Василиев Владимир. "О содержании современных политических процессов в РФ" (26-12-2011) - http://newsland.com/news/detail/id/851645/

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.03.2020 8:53 - Василиев Владимир

Чем завершится идущее ныне перераспределение власти в мире?

Источник: Характер, содержание, ход и исход тотального перераспределения власти над человечеством и его общественным воспроизводством кратко резюмированы как завершение развития

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть