Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Условия и пределы расширения... Ч.10: Актуальность неизбежной смены общественной формы производства

16.09.2018 19:14

-  Василиев Владимир
Условия и пределы расширения... Ч.10: Актуальность неизбежной смены общественной формы производства

(Часть 9)
На основании всех предшествующих очерков впервые кратко резюмировано, что историческая задача перехода человечества к коммунистической общественной формации ныне поставлена в актуальную повестку дня человечества всем предшествующим развитием его (человечества) общественного воспроизводства.

Конфликт материального развития производства с его общественной формой.

В августе 1858 - январе 1859 годов Маркс в знаменитом "Предисловии" к первой публикации "К критике политической экономии" (первоначальный вариант первого отдела будущей "Критики политической экономии", то есть "Капитала") впервые сделал следующий вывод: "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке".

Там же Маркс указал, что "в общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества".

Сама эта историческая задача завершения предыстории человеческого общества, то есть историческая задача завершения экономической общественной формации, как и вытекающая из её решения историческая задача перехода к коммунистической общественной формации, "возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления". Но "при рассмотрении таких переворотов, - подчеркнул Маркс, - необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение".

В рукописях, включённых в 51-ую главу публикаций "Капитала" (3-ий том), Маркс подчеркивал, что "каждая определённая историческая форма... процесса [труда] развивает далее материальные основания и общественные формы его [процесса труда]. Достигнув известной ступени зрелости, данная историческая форма сбрасывается и освобождает место для более высокой формы" (Маркс). Это - кризис исторической формы процесса труда, то есть кризис материального базиса общества - совокупности данных производственных отношений, являющихся исторической формой общественного воспроизводства и, следовательно, общественной формой процесса труда. "Наступление такого кризиса, - продолжал Маркс в этих рукописях, - проявляется в расширении и углублении противоречий и противоположностей между отношениями распределения, ...с одной стороны, и производительными силами, производительной способностью и развитием её факторов - с другой стороны. Тогда разражается конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой".

Согласно этим выводам Маркса, наступление кризиса материального базиса общества определяется не изменениями в распределении продуктов труда как таковом, но изменениями в том распределении, "которое заключено в самом процессе производства и которое определяет организацию производства", во-первых. Иными словами, наступление кризиса материального базиса общества определяется перераспределением орудий производства и перераспределением членов общества по различным общественным подразделениям производства как развитие распределения орудий производства. И, во-вторых, наступление кризиса материального базиса общества определяется такими изменениями в распределении, которые при посредстве политической и юридической надстройки данного общества (в том виде этого посредства, как оно выражается в совокупности институтов данного общества) изменяют "доли [производителя] в мире продуктов".

В марте 1875 Маркс в "Замечаниях к программе Германской рабочей партии" ("Критика Готской программы") ещё раз подчеркнул, что "было вообще ошибкой видеть существо дела в так называемом распределении [предметов потребительного производства] и делать на нем главное ударение. Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства - рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное от современного. Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения. Но когда истинное отношение давным-давно уже выяснено, к чему же снова возвращаться вспять?"

Именно распределение орудий производства между людьми и самих людей по различным подразделениям производства вместе с опосредствованием этого распределения, осуществляемым общественными институтами (формальными и неформальными нормами права, обычаев и обыкновений) и в развитие первого определяющим долю каждого "в мире продуктов", как раз и определяют социально-классовую структуру общества как таковую. (Определение общественных классов, данное Ульяновым (Лениным), резюмирует именно эту суть дела, открытую Марксом). И, стало быть, изменение всех этих распределений (перераспределение), обусловливающих (определяющих) наступление кризиса материального базиса общества, выражается в кризисе всей социально-классовой структуры общества и всей его политической и юридической надстройки. Отсюда современные кризисы перепроизводства финансовых инструментов, будучи средствами глобального перераспределения институциональной власти над процессом общественного воспроизводства, являются кризисами всей социально-классовой структуры современного глобального мира и каждой из наций, каждого из народов, составляющих его.

В то же время, всё сказанное до сих пор - это лишь необходимое условие наступления кризиса материального базиса общества (исторической формы процесса труда), являющееся лишь одной стороной конфликта "между материальным развитием производства и его общественной формой" (Маркс), которым выражается этот кризис. Это не просто противоречия и противоположности "между отношениями распределения, ...с одной стороны, и производительными силами, производительной способностью и развитием её факторов - с другой стороны", но именно "конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой". Необходимым атрибутом этого конфликта является активная субъективная (зависящая от сознания и воли) вовлечённость (включённость) в него тех самых людей, в отношениях между которыми возникли и имеются объективные "противоречия и противоположности между отношениями распределения, ...с одной стороны, и производительными силами, производительной способностью и развитием её факторов - с другой стороны".

Одного наличия объективных (не зависящих от сознания и воли вовлечённых людей) противоречий и противоположностей для наступления такого кризиса недостаточно. Для его наступления необходимо, чтобы указанные объективные противоречия и противоположности углубились до такой степени, когда на поверхности общественной жизни они уже не могут не проявляться также и субъективно, и когда они действительно уже проявляются субъективно в качестве конфликта между людьми, вступающими и состоящими в соответствующих общественных отношениях. Иными словами, кризис материального базиса общества (исторической формы процесса труда) наступает лишь тогда, когда эти объективные противоречия и противоположности субъективно проявляются в общественной жизни - на поверхности общества. Как проявляются, посредством чего? Проявляются посредством субъективно ведущейся борьбы между большими социальными группами людей за то или иное конкретное их (этих объективных противоречий и противоположностей) разрешение, которая (эта борьба) в классовом обществе всегда является проявлением борьбы общественных классов.

Другой стороной этого конфликта, согласно Марксу, являются "производительные силы" данного общества, их (производительных сил и общества в целом) "производительная способность", "развитие факторов" этой производительной способности. Но что есть производительные силы общества, взятые со стороны их "производительной способности" и "факторов её развития"? Это, прежде всего, люди, являющиеся непосредственными производителями, взятые со стороны их способности производить продукты труда, самих себя и самое своё общество. Или, иначе, непосредственные производители и, шире, все способные производить члены данного общества, взятые со стороны их потенциальной производительной силы в её отношении к той производительной силе, которая фактически осуществляется в процессе общественного воспроизводства при данных общественных отношениях и всех прочих условиях. Главными факторами развития их производительной способности являются отнюдь не наличие достаточного количества орудий труда и ресурсов природы как таковых, но отношение к природе человека и технологическая наука, реализованные и реализуемые в организации общественного воспроизводства вообще и в распределении, в особенности.

Историческая актуализация более уже не снимаемой задачи перехода человечества к коммунистической общественной формации.

Глобальные финансовые кризисы, будучи кризисами перепроизводства финансового капитала и средствами перераспределения институциональной власти над процессом общественного воспроизводства, по своей общественной природе и содержанию являются кризисами между отношениями распределения, с одной стороны, и производительными силами, производственной способностью и развитием их факторов, с другой стороны.

Результатом глобального финансового кризиса является, во-первых, перераспределение орудий производства и перераспределение людей по различным общественным подразделениям производства как развитие перераспределения орудий производства. Во-вторых, глобальный финансовый кризис изменяет (перераспределяет) доли производителей в производительном потреблении и производстве продуктов. В-третьих, глобальный финансовый кризис изменяют распределение (перераспределяет) производителей между нациями и, следовательно, изменяют (перераспределяют) доли наций в производительном потреблении и производстве продуктов, место и роль каждой из наций в общественном разделении труда. В-четвертых, глобальный финансовый кризис изменяет (перераспределяет) доли, место и роль каждой из наций в потребительном производстве человека и общества и, следовательно, изменяет пропорции распределения рода человеческого между нациями.

Таким образом, результатом глобального финансового кризиса является изменение общественных условий воспроизводства каждой нации (народа) в отдельности и рода человеческого в его целом. А равно и результатом глобального финансового кризиса является изменение отношений распределения как первой стороны противоречия лежащего в основе кризиса материального базиса общества, второй стороной которого (противоречия) являются производительные силы, производственная способность и развитие её факторов.

Но только ли финансовые кризисы являются средствами соответственно глобального, регионального и национального изменения отношений распределения? Иными средствами глобального, регионального и национального изменения отношений распределения являются, прежде всего, соответствующие по своему масштабу карательные санкции (военные и специальные - "гибридные" - операции, в том числе так называемые валютные, торговые, информационные и кибернетические "войны", "антитеррористические операции", запреты, ограничения и преследование за их нарушение, включая экспроприацию).

К средствам глобального, регионального и национального изменения отношений распределения относятся также государственные перевороты (включая "цветные революции") и всякое иное практически значимое изменение "денежно-кредитной", фискальной (налоговой) политики и иных институциональных условий воспроизводства. Последние средства изменения отношений распределения (государственные перевороты и изменения иных институциональных условий воспроизводства) применяются внутри отдельных наций (государств), союзов наций (например, внутри Европейского Союза, Лиги арабских государств и т.д.) и в мире в целом (посредством ООН, МВФ, ВБ и т.д.).

Масштаб и глубина воздействия карательных санкций и иных изменений институциональных условий воспроизводства определяются не только характером, масштабом, интенсивностью и радикальностью этих изменений, но и местом и ролью в общественном воспроизводстве человечества тех объектов, к которым применены такие санкции и (или) внутри которых осуществлены такие изменения институциональных условий воспроизводства. Одно дело - изменение внешних (карательные санкции) и внутренних институциональных условий воспроизводства, осуществляемые последовательно в отношении и внутри Ливии, Югославии, Ирака, Ирана, Сирии и им подобных "государств". И совсем другое дело - изменение внешних и внутренних институциональных условий воспроизводства в СССР и затем в РФ (в связке с изменениями на Украине и СНГ) или в нефтедобывающих странах Ближнего Востока, в "Азиатских тиграх", Китае, Индии, Японии, либо в "государствах" Европейского Союза, либо в той или иной комбинации этих объектов.

После 1945 года и вплоть до 2000 года ("кризис доткомов") глобальные финансовые кризисы глобальному господствующему классу удавалось "сбрасывать" из центра глобального мира-экономики преимущественно на его периферию. Посредством таких кризисов в максимально полной мере удавалось реализовывать принцип "приватизации прибыли и национализации убытков", когда верхние слои глобального господствующего класса, доминирующая нация и большая часть наций, относящихся к "блистательным вторым", то есть члены G-7 приватизировали прибыль, а все прочие нации - национализировали убытки. Кризис "доткомов" на рубеже 1999-2000 годов окончательно "сломал" этот институциональный механизм изменения в пользу наций, являющихся цитаделью капитализма, отношений распределения и общественных условий воспроизводства человечества в их (как отношений распределения, так и условий воспроизводства) едино-раздельной целостности.

Массированное применение радикальных карательных санкций в отношении Ливии, Югославии и Ирака, которое вынужденно пришлось использовать глобальному господствующему классу в дополнение к системно применяемому институциональному регулированию условий воспроизводства, не спасло от глобального финансового кризиса, в 2008 году разразившегося в самом центре глобального мира-экономики и весьма чувствительно ударившего по самой цитадели капитализма. В результате в качестве приоритетного вопроса актуальной повестки дня, вставшего на очередь для решения в качестве актуальной исторической задачи, начиная с 2008 года уже внутри цитадели капитализма, не говоря уже об остальном мире, вновь все более угрожающе замаячил "конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой".

Это - тот самый конфликт и та самая историческая задача, которые глобальному господствующему классу удалось надолго снять с повестки дня посредством Великого Перелома (Краха) и двух фаз Второй мировой войны, превращения всего общественного капитала в финансовый капитал. И этот финансовый кризис, начавшийся в 2008 году и поныне перманентно (непрерывно) развивающийся волнами, глобально господствующему общественному классу до сих пор не удаётся разрешить. Более того, те средства, которые позволили временно снять остроту первой и второй волн нынешнего глобального финансового кризиса, оказались триггером (спусковым крючком, пусковой схемой или механизмом запуска) третьей волны, угрожающей всеобщим Крахом более разрушительным и катастрофическим для всей системы воспроизводства капитала, нежели Крах 1929 года, то есть Крахом тотальным и окончательным.

Суть дела в том, что общественная форма воспроизводства человечества вошла в конфликт с материальным развитием общественного воспроизводства. Сознанию всё большей части человечества становится всё более очевидным, что капиталистические производственные отношения, то есть материальный базис буржуазного общества, стали тормозом развития производительных сил, их производственной способности.

Именно этот конфликт ныне всё более активно проявляется на поверхности общественной жизни посредством различных форм классовой борьбы, ведущейся пока не только и не столько между общественными классами, сколько внутри каждого из общественных классов и их подразделений на глобальном, региональном, национальном и субнациональном уровнях. Даже ведущие буржуазные идеологи все чаще и чаще делают вывод, публично заявляя об этом, о начавшемся "транзите" человечества в целом и все большего числа наций к иному, нежели ныне, общественному устройству. Однако никакими паллиативами уже невозможно вновь снять с решения историческую задачу перехода к коммунистической общественной формации: затормозить решение этой исторической задачи на то или иное непродолжительное время, направив человечество по ложным путям, - можно, но снять с решения - уже невозможно.

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 15-16 сентября 2018 года.


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (10)

Одним из последних ярких примеров идеологической формы проявления классовой борьбы, идущей внутри глобально господствующего класса, одной из своих задач, однако, имеющей удержание пролетариата в идеологическом подчинении, стал так называемый Левый форум, который минувшим летом провели в Нью-Йорке «ведущие независимые экономисты и политологи мира». Тема этого форума: «Разрушенная система: как мы до этого дошли». Докладчиком на одном из заседаний этого форума выступил вице-президент Вольного экономического общества России, профессор МГУ В.Бузгалин, который также провёл беседы в кулуарах этого форума с рядом «авторитетных» его участников. На сайте «Вольная экономика» 2.09.2018 опубликована запись одной из этих его бесед, а именно с «марксистом» Бертелом Оллманом, профессором политической науки Нью-Йоркского университета, и Майклом Хадсоном, профессором экономики Университета Миссури, бывшим аналитиком Уолл-стрит, политическим консультантом, комментатором и публицистом. Резюме теоретических воззрений всех этих «марксистов» изложено далее.

ОтветитьПожаловаться

В ходе беседы с Бузгалиным Бертел Оллман утверждает, что «внутри… обобщённой системы, о которой писал Маркс, и которая просуществовала в более или менее неизменном виде до начала ХХ века, начала зарождаться новая форма капитализма. В итоге появился другой вариант (а возможно, и два других варианта) капитализма… Начался современный период… автоматизация, изменение климата, наличие у многих стран ядерного оружия. …ряд других изменений (например, трансграничные перевозки), многое из того, что свойственно глобализации… Он не заменяет капитализм Маркса... Марксов капитализм – необходимый контекст, в который следует поместить современный вариант капитализма. Система внутри системы. И этот современный вариант капитализма развивается примерно так, как об этом рассказывает Майкл [Хадсон]».

ОтветитьПожаловаться

Что касается Хадсона, то он утверждает, что «по Марксу, именно рост финансового долга ведёт к возникновению кризиса каждые 11 лет. Он пытался описать эти кризисы и финансовый сектор, который он считал хищническим и чужеродным по отношению к капитализму. Инородным телом, которое, как он думал, современный ему индустриальный капитализм, исторгнет из себя. Но этого не произошло, а в конечном итоге финансовый сектор возродился после Первой мировой войны и начал подминать под себя индустриальный капитализм, и этот процесс закончился в 1980 году. …сейчас мы живем в эпоху капиталистического постмодерна, а вовсе не модерна. Капиталистический же постмодерн на деле является возрождением феодального (Маркс называл его античным) способа производства, характеризующегося ростовщичеством и рабством (которое приняло форму долговой кабалы). Так что мы живём в период перехода от одного способа производства к другому».

ОтветитьПожаловаться

И российский «марксист» из нынешнего МГУ В.Бузгалин отвечает, что он «согласен, что сегодня финансовый капитал определяет все функционирование – не только воспроизводство – функционирование капитализма». В развитие темы Хадсон утверждает, что «стратегия финансового капитализма, как и любой диктатуры, – сделать изменения необратимыми. Есть лишь один способ вернуться к ситуации до 1980 года – обнулить долги. …если обнулятся долги, то обнулятся и накопления – огромная концентрация накоплений... в руках у одного процента населения (что зеркально отражает ситуацию с долгами у 99%)… С этим ярмом надо что-то делать, необходимо сбросить его, как это сделали в России после революции. И по крайней мере до 1991 г. …там не было издержек на землевладельцев, финансовых, долговых издержек или издержек монопольных цен. Вот что надо менять».

ОтветитьПожаловаться

Но прежде этих утверждений Хадсона Бузгалин вопрошал у Оллмана, в «какой точке», «когда количественные изменения в природе капитализма» перешли «в качественные», на что Оллман ответил: «В способе производства. Это ключевой момент». Бузгалин «уточнил понятие»: «Способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений». На что Оллман ответил: «Речь идёт не только о производстве, но и о распределении, обмене и потреблении. Об этих четырёх факторах в их взаимосвязи. Как только они вступают во взаимосвязь, они быстро начинают контактировать с государством и влиять на него, на характер культуры, религии и т.д.». И «марксист» Бузгалин в ответ на всё это говорит: «Согласен. Так когда же наступают изменения?» И вот в рамках обсуждения именно этого вопроса в дискуссию как раз и вступил Майкл Хадсон с теми утверждениями, которые нами уже приведены, и который предварительно заметил, что он «никогда не выражал несогласия с Бертелом [Оллманом]. Мы говорим о различных аспектах капитализма, и я сосредоточился на том аспекте, который я лучше всего знаю, – на финансовом секторе».

ОтветитьПожаловаться

В основном тексте мною сказано: "Второй стороной конфликта между материальным развитием производства и его общественной формой, согласно Марксу, являются «производительные силы» данного общества, их (производительных сил и общества в целом) «производительная способность», «развитие факторов» этой производительной способности. Но что есть производительные силы общества, взятые со стороны их «производительной способности» и «факторов её развития»? Это, прежде всего, люди, являющиеся непосредственными производителями, взятые со стороны их способности производить продукты труда, самих себя и самое своё общество". Однако в чём на поверхности общественной жизни для членов данного общества выражается сам этот конфликт между материальным развитием их производства и его общественной формой - это мною не детализировано. Настолько "хрестоматийным" в общественных науках стало положение о "конфликте" производительных и производственных отношений, что обычно "подразумевается", будто всем и так понятно то, о чём идёт речь, без дальнейшей её (этой речи) детализации. Но на деле оказывается, что самой этой речи-то как раз и нет даже у говорящего, а не токмо у слушающего.

ОтветитьПожаловаться

А конфликт этот проявляется в том, что для членов данного общества стало уже «очевидным», что они не воспроизводят ни самих себя в своей прежней социальной определённости, ни самое своё общество как таковое. Прежде всего, потому, что при существующих общественных отношениях производители в массе своей не могут производить даже ту совокупность продуктов труда, которая по своему перечню, количеству и качеству необходима в существующих условиях для воспроизводства ими самих себя и своего общества. Далее, потому, что при существующей организации производства продуктов труда и воспроизводства общества в целом объёмы производства продуктов труда не могут быть увеличены, а их качество не может быть улучшено в масштабах и в мере, необходимых для воспроизводства членами общества самих себя и всего своего общества. Ибо при сохранении этой организации общественного производства и воспроизводства на существующем техническом базисе объёмы производства продуктов труда не могут быть увеличены, их качество не может быть улучшено, увеличение производительности технического базиса общественного производства невозможно в требуемых обществом масштабах и темпах.

ОтветитьПожаловаться

В-третьих, потому, что при существующих отношениях распределения непосредственные производители продуктов труда, включая членов их семей, в массе своей не получают и уже не могут получить даже той минимальной совокупности средств к жизни, которая по своему перечню, количеству и качеству необходима в существующих условиях для воспроизводства ими самих себя как таковых. И, наконец, потому, что посредством своего жизненного опыта люди осознают – любые реформы норм и правил распределения продуктов труда, если эти реформы не перераспределяют орудия производства и людей по различным подразделениям производства и не изменяют отношения между людьми, не позволят непосредственным производителям получать средства к жизни, необходимые им для своего воспроизводства.

ОтветитьПожаловаться

В какой мере при сохранении данных общественных условий для исторически значимой массы членов данного общества «очевидность» невозможности воспроизводить самих себя обусловлена и объективно, и субъективно одновременно, а в какой – лишь субъективно – это уже несколько иной вопрос, нежели вопрос о самом конфликте между материальным развитием производства и его общественной формой. Однако идеологически, политически и экономически этот вопрос есть наиболее существенный вопрос не только для определения меры адекватности анализа исторически-конкретной ситуации, но и в целом для определения стратегии и тактики конкретных субъектов исторического развития и их идеологических, политических и экономических агентов.

ОтветитьПожаловаться

Однако самоё по себе осознание людьми противоречия между материальным развитием производства и его общественной формой ещё не есть конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой. Таковым (конфликтом) это противоречие между материальным развитием производства и его общественной формой становится лишь посредством массовых настроений, доминирующих внутри данного общественного производственного организма. А эти последние (массовые настроения) в общественной жизни проявляются исключительно и только как действия масс членов того материального государства, которое является материальным содержанием данного общественного производственного организма. Но в чем меньшей мере основная масса членов данного материального государства является действительными членами политического государства, тем в большей мере конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой предстаёт на поверхности общественной жизни в качестве конфликта между материальным государством, с одной стороны, и политическим государством, с другой. Именно этот конфликт как раз и осознаётся идеологически, и разрешается политически как конфликт низов и верхов.

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.03.2020 8:53 - Василиев Владимир

Чем завершится идущее ныне перераспределение власти в мире?

Источник: Характер, содержание, ход и исход тотального перераспределения власти над человечеством и его общественным воспроизводством кратко резюмированы как завершение развития

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть