Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Условия и пределы расширения... Ч.9: Исторический предел капиталистического воспроизводства.

12.08.2018 11:02

-  Василиев Владимир
Условия и пределы расширения... Ч.9: Исторический предел капиталистического воспроизводства.

(Часть восьмая)
Впервые резюмированы общественные условия, определяющие финансовый капитал в качестве исторического предела воспроизводства капитала, который (финансовый капитал) завершает капиталистическую эпоху экономической общественной формации.

Стоимость - экономическое отношение товарного производства.

Стоимость - это, прежде всего, экономическое отношение товарного производства. Всякое экономическое отношение есть опосредствованная идеологической и политической надстройкой общества совокупность производственных отношений, формой проявления которых как раз и являются отношения экономические. В свою очередь производственные отношения есть отношения к органической (собственной) и неорганической (внешней) природе человека, в которые вступают люди в процессе воспроизводства самих себя и своего общества. Они суть отношения одновременно и к природе самого человека (органическая природа человека), и к неорганической - внешней по отношению к человеку - природе. Это отношения, осуществляемые людьми в процессе воспроизводства ими самих себя "в пределах определённой общественной формы и посредством неё", суть не что иное, кроме как присвоение человеком двух этих природ в процессе и посредством общественного производства.

Производственные отношения, далее, суть указанные отношения по поводу производства (создания, сотворения), распределения, обмена и потребления средств производства и средств к жизни. Только в процессе и посредством создания (сотворения), распределения, обмена и потребления средств к жизни и средств производства осуществляется присвоение органической и неорганической природ человека, во-первых. И этот процесс присвоения (= воспроизводства) людьми своей неорганической и органической природы осуществляется только посредством потребления (применения) соответствующих средств производства и средств к жизни, во-вторых. Ибо "потребление... не только тот завершающий акт, благодаря которому продукт становится продуктом, но и тот, благодаря которому производитель становится производителем" (Маркс). Поскольку стоимость есть экономическое отношение (форма проявления производственных отношений) товарного производства, постольку, в-третьих, средства производства и средства к жизни производятся (создаются, сотворяются, воспроизводятся) и потребляются здесь как товары. В том числе посредством этого процесса общественного воспроизводства также и обе природы человека (органическая и неорганическая) присваиваются (= производятся и потребляются) как товары, в-четвертых.

Но что значит "производятся как товары"? Это значит, что средства производства и средства к жизни производятся (создаются, сотворяются, воспроизводятся) не для потребления самим их непосредственным производителем (производственной единицей = единичным совокупным работником, а также членами семей индивидов, входящих в состав этого единичного совокупного работника), но для их потребления иными индивидами. Эти последние осуществляют такое потребление посредством иных процессов потребления или производства, нежели процессы производительного потребления и потребительного производства, осуществлённые непосредственным производителем, результатом которых стали эти товары. Потребление таких продуктов труда (средств производства и средств к жизни) обособлено, на поверхности общественного процесса жизнедеятельности людей проявляясь как независимое, от процесса их (этих продуктов труда) производства (= присвоения), совершённого их (этих средств производства или средств к жизни) непосредственными производителями (обособленными совокупными работниками).

Следовательно, необходимым условием потребления и, следовательно, производства продукта труда в качестве товара является отчуждение не только этого продукта труда, но и самого труда, затраченного на производство этого продукта. Более того, необходимым условием потребления и производства продукта в качестве товара является самоотчуждение человека, то есть отчуждение человеком самоё своей родовой сущности. Сказанное означает, что соответствующие средства производства, средства к жизни, равно как и неорганическая и органическая природы человека, производятся (создаются, сотворяются, воспроизводятся) и присваиваются разными совокупными работниками, обособленными друг от друга в рамках общественного разделения труда и противостоящими друг другу в рамках общественного воспроизводства в целом. Каждый из таких обособленных совокупных работников специализируется на выполнении некоей части общественного труда, необходимого для соответствующего общественного воспроизводства (регулярно повторяющегося процесса производства = присвоения).

Каждая такая часть необходимого общественного труда выполняется не как непосредственно общественный труд, но лишь как частный труд, который только посредством последующего применения его продукта (результата) в процессах производства и присвоения иными людьми постфактум получает опосредствованное признание в качестве необходимого общественного труда. Каждый такой совокупный работник является лишь частным работником (производителем), получающим общественное признание необходимости продуктов своего труда и его самого лишь постфактум. Такое общественное признание продукты труда и создавший их труд получают лишь посредством потребления этих продуктов частного труда не самими их непосредственными производителями (вместе с членами их семей), но иными, обособленными от них, участниками процесса общественного воспроизводства. В этих условиях и труд совокупных работников, который по своему содержанию в качестве процесса труда вроде бы является всеобщим трудом, по общественному характеру этого труда, выполняемого его производителем не как непосредственно общественный, а как частный труд, необходимо и неизбежно остаётся частным трудом.

Субстанция и формы проявления стоимости.

Далее, стоимость есть категория конкретно-историческая, получавшая свою специфическую определённость в рамках каждой прогрессивной эпохи экономической общественной формации, то есть в рамках каждого способа производства. Однако своё наиболее полное развитие она (стоимость) получила лишь в условиях развитого товарного производства. Последнее (развитое товарное производство) есть не что иное, кроме как общественное производство, осуществляющееся капиталистическим способом производства. Формы стоимости, получив соответствующее развитие, исторически изменялись, но всегда было и до тех пор, пока экономические отношения стоимости воспроизводится, останется неизменным по своему существу (но отнюдь не по величине и прочим характеристикам) то, чем определяется субстанция стоимости, а именно общественное рабочее время. "При определении стоимости речь идёт об общественном рабочем времени вообще, о количестве труда, которым вообще может располагать общество и долей поглощения которого различными продуктами соответственно определяется их общественный удельный вес" (Маркс). "Общественный удельный вес продукта труда", то есть его стоимость, определяется долей общественного рабочего времени в его (общественного рабочего времени) целом, которым в данный момент вообще может располагать общество и которое "поглощено" этим продуктом.

Иными словами, разные продукты, став товарами, различаются разной долей "поглощенного" каждым из них общественного рабочего времени, которым в данный момент вообще может располагать общество. И, следовательно, товары различаются разной плотностью общественного рабочего времени, "поглощённого" каждым из них как товаром в каждый данный момент их (общественного рабочего времени и товара) общественного бытия как таковых. Или, с иной точки зрения, товары различаются разной ёмкостью по объёму поглощаемого каждым из них общественного рабочего времени. Уже самое "поглощение общественного рабочего времени" прямо указывает на общественно обусловленное производство как на осуществляемый определённым обществом способом процесс создания (сотворения) и/или последующего воспроизводства (тиражирования) коллективным работником соответствующих продуктов труда.

Этим выражением (поглощение общественного рабочего времени) товарам как таковым, во-первых, уже предпосланы исторически определённые отношения общественного производства и, следовательно, отношения распределения, обмена и потребления, являющиеся необходимыми историческими предпосылками и условиями общественного бытия продуктов труда как товаров. Однако, во-вторых, этим же самым прямо указывается на то, что исходным пунктом, с которого всякий раз весь процесс начинается заново, являются отношения производства (первичного создания, сотворения или последующего воспроизведения) продуктов труда. В то же время, в-третьих, доля общественного рабочего времени, которое может быть поглощено каждым конкретным продуктом труда и, следовательно, количественные пропорции между ними (соотношения их количеств), а также перечень производимых продуктов труда определяются тем общественным рабочим временем, которым в данный момент вообще может располагать общество.

Но как иначе может быть поименован "общественный удельный вес продукта труда"? Он вполне может быть поименован (квалифицирован) как оценка (рейтинг) данного продукта труда, произведённая относительно общественного рабочего времени, которым в данный момент вообще может располагать общество, а потому такая оценка есть не абсолютная, но относительная и, более того, соотносительная оценка всех продуктов труда, являющихся товарами в этот же самый момент.

Поскольку различные предметы соизмеримы лишь постольку, поскольку все они сведены к одному качеству, постольку и все продукты труда могут быть соизмеримы как товары лишь тогда, когда все они самим процессом их соизмерения и в процессе этого соизмерения сведены к одному, присущему каждому из них, качеству - общественному рабочему времени. Это происходит в условиях отчуждения (продуктов конкретного труда и самого этого конкретного труда) и самоотчуждения родовой сущности человека, вследствие чего человек присваивает свою родовую сущность не всецело, но лишь частично, превращаясь этим самым в частного и частичного человека. Поэтому условия отчуждения и самоотчуждения являются необходимыми и неизбежными всеобщими условиями общественного бытия продуктов труда в качестве товаров. Вследствие этого общее присущее всем товарам качество (общественное рабочее время) не дано восприятию индивидов непосредственно.

В общественной практике и общественном сознании любой прогрессивной эпохи экономической общественной формации общественное рабочее время не может проявиться непосредственно как таковое - как общественное рабочее время. Оно проявляется на практике и выявляется сознанием лишь посредством разных форм своего опосредствования как абстрактное (абстрагируемое общественной практикой и мышлением) рабочее время, общественно необходимое для производства товара в данную прогрессивную эпоху развития товарного производства в рамках соответствующих условий общественного воспроизводства.

Маркс 1-го том своей "Критики политической экономии", кратко поименованной им "Капиталом", начинает доказательства вывода о том, что субстанция стоимости - это абстрактное рабочее время, общественно необходимое для производства товаров. Это доказательство и этот вывод Маркс излагает языком, наиболее понятным его современникам из всех языков, возможных тогда для западного европейца по самой природе публично представляемого им предмета. Но что означает это выражение "субстанция стоимости" для самого Маркса?

Латинское "substantia" в буквальном значении обычно переводят как "сущность, существо", а равно и как "нечто, лежащее в основе". Слово "substantia" образовано посредством добавления префикса "sub", обозначающего "пребывание под чем-либо", к слову "stantia", обозначающему "вещество". Поэтому слово "substantia" в латыни буквально указывает на некую сущность, которая, "находясь, лежа под" неким веществом, этим самым делает возможным и действительным самое это вещество как таковое. И лишь в этом смысле именно эта сущность является основой данного вещества - основой его (этого вещества) бытия самим собой (именно этим веществом).

Критически переосмыслив наследие Гегеля, в том числе и трактовку Гегелем понятия "субстанция", Маркс под субстанцией общественного явления понимает сущность этого явления, исторически развёртывающуюся в своём (сущности) диалектически конкретном содержании посредством прогрессивного развития форм своего (сущности) проявления в общественной практике. Этим определено содержание и логика всей 1-ой главы 1-го тома "Капитала", озаглавленной Марксом "Товар". Содержание и логика этой главы включает не только определение двойственного характера товара, субстанции стоимости и величины стоимости, но и раскрытие форм логически-последовательного (исторического) развития форм проявления стоимости в общественной практике, каковыми являются формы меновой стоимости, а также раскрытие тайны товарного фетишизма.

Краткий свод основных выводов Маркса в 1-ой главе "Капитала".

Основные выводы Маркса о стоимости как об одной из двух форм товара, о её (стоимости) субстанции и соотношения с неё различных меновых стоимостей, изложенные в 1-ой главе 1-го тома "Капитала", вкратце сводятся к следующему. "Предметы потребления становятся вообще товарами лишь потому, что они суть продукты не зависимых друг от друга частных работ. Комплекс этих частных работ образует совокупный труд общества". Продукты различных видов частного труда "являются товарами, или имеют товарную форму, лишь постольку, поскольку они обладают... двойной формой - натуральной формой [= потребительная стоимость] и формой стоимости" или "меновой стоимостью". Но "форма стоимости, или меновая стоимость... вообще может быть лишь способом выражения, лишь "формой проявления" какого-то отличного от неё содержания". "...различные конкретные формы... видов труда... сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду". "Всякий труд есть... расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров". Но "сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предметной форме". Поэтому "когда мы говорим: как стоимости, товары суть простые сгустки человеческого труда, то наш анализ сводит товары к абстрактной стоимости, но не дает им формы стоимости, отличной от их натуральной формы".

Далее, все продукты труда, будучи товарами, "представляют собой... лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости. ...тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил". Поэтому "в стоимость не входит ни одного атома вещества природы... товары обладают стоимостью лишь постольку, поскольку они суть выражения одного и того же общественного единства - человеческого труда, ...их стоимость имеет поэтому чисто общественный характер, ...и проявляться она может лишь в общественном отношении одного товара к другому. ...Стоимостное отношение двух товаров дает, таким образом, наиболее простое выражение стоимости данного товара". И только посредством стоимостных отношений различных товаров, то есть только посредством какой-либо из форм меновой стоимости "конкретный труд становится выражением... формой проявления своей противоположности, абстрактно человеческого труда", а равно и "частный труд становится формой своей противоположности, т.е. трудом в непосредственно общественной форме". Поэтому "развитие товарной формы совпадает c развитием формы стоимости".

Вследствие того, что "люди так или иначе работают друг на друга, их труд получает тем самым общественную форму". "Равенство различных видов человеческого труда приобретает вещную форму одинаковой стоимостной предметности продуктов труда; измерение затрат человеческой рабочей силы их продолжительностью получает форму величины стоимости продуктов труда; наконец, те отношения между производителями, в которых осуществляются их общественные определения труда, получают форму общественного отношения продуктов труда. Следовательно, таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей. Благодаря этому quid pro quo [появлению одного вместо другого] продукты труда становятся товарами, вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными. ... товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеют решительно ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из нее отношениями вещей. Это - лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами. ...Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары, и который, следовательно, неотделим от товарного производства".

Соотношение распределения и обмена с отношениями и формами стоимости.

Формы стоимости есть формы обмена (мены) одних товаров на другие товары посредством рынка - отсюда и формы стоимости являются и развиваются именно как формы меновой стоимости. Но обмен как таковой отнюдь не сводится к регулярно совершающимся менам товаров и не ограничивается такой меной, то есть обмен не сводится к обращению товаров на рынке и не ограничивается этим обращением. Обмен как таковой во всей его целостности и единстве составляющих его моментов "есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны...". Однако сам "обмен... во всех своих моментах или непосредственно заключён в производстве, или определяется этим последним" (Маркс).

Мена товаров лишь в определённых исторических формах процесса труда опосредствует обмен веществ между человеком и природой, равно как и между людьми, а также обмен деятельностями и способностями. Именно эти обмены, опосредствуемые меной (обращением) товаров, в их единстве и взаимной обусловленности как раз и составляют содержание процесса труда как такового. Процесс труда, то есть обмен веществ и обмен деятельностями и способностями, возможен и без его опосредствования меной продуктов труда (включая услуги) в качестве товаров. Такой процесс труда и составляющий его внутреннее содержание обмен были возможны не только до возникновения товарного производства и экономической общественной формации вообще, но и совершается во всяком процессе производства товаров, относится прямо к нему и составляет его существенную сторону. Такой "обмен есть акт, входящий в производство" (Маркс), включая также и производство самого человека в семье, которое (производство) само по себе, как таковое, не предполагает мены товаров между членами одной и той же производственной единицы (одного и того же совокупного работника).

Не опосредствуемый меной товаров, обмен опосредствует не только самое производство, но и распределение, и потребление - посредством такого обмена совершается не только производство, но также и распределение, и перераспределение, и потребление. Однако это же самое верно также и в отношении обмена (обращения) товаров, опосредствующего не только производство, но также и распределение, и перераспределение, и потребление. Опосредствование обмена деятельностями, способностями и веществами между людьми обменом товаров общественно необходимо лишь постольку, поскольку при данной организации производства такой обмен не может быть замещён ни непосредственным обменом деятельностями, способностями и веществами, ни их распределением в качестве способов обмена, общественно более эффективных в данных условиях. Большая общественная эффективность способа обмена веществами, деятельностями и способностями определяется способностью соответствующего способа обмена обеспечить на практике большую экономию общественного рабочего времени или более высокую производительную силу общественного труда.

Однако суть дела не в сравнительной общественной эффективности или неэффективности тех или иных конкретных способов обмена в исторически данных условиях производства, и даже не в сравнительной общественной эффективности обусловливающих эти способы обмена систем и способов общественного разделения и кооперации труда. Суть дела в том, что "...каждая определённая историческая форма... процесса [труда] развивает далее материальные основания и общественные формы его [процесса труда]. Достигнув известной ступени зрелости, данная историческая форма сбрасывается и освобождает место для более высокой формы" (Маркс). Это и есть кризис исторической формы процесса труда, то есть кризис материального базиса общества - совокупности данных производственных отношений, являющихся исторической формой общественного воспроизводства и, следовательно, общественной формой процесса труда.

"Наступление такого кризиса, - писал Маркс в рукописях, включённых Энгельсом в 51-ую главу "Капитала" (3-ий том), - проявляется в расширении и углублении противоречий и противоположностей между отношениями распределения, ...с одной стороны, и производительными силами, производительной способностью и развитием её факторов - с другой стороны. Тогда разражается конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой".

Наступление такого кризиса определяется отнюдь не обменом как таковым, не экономическими отношениями по поводу обмена, а распределением, то есть экономическими отношениями по поводу распределения. И опять-таки определяется не распределением продуктов труда, но тем распределением, "которое заключено в самом процессе производства и которое определяет организацию производства", а также "долю [производителя] в мире продуктов". Но и эта последняя (доля производителя) определяется распределением не непосредственно, а при посредстве "общественных законов". Ведь, во-первых, именно распределение в целом (во всех его разновидностях) стоит "между производителем и потреблением" (Маркс), Но, во-вторых, и в этом суть дела, "прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть: 1) распределение орудий производства и 2) - что представляет собой дальнейшее определение того же отношения - распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидуумов определённым производственным отношениям)" (Маркс). А что касается распределения продуктов труда, то оно "дано само собой вместе с этим распределением, составляющим с самого начала момент производства" (Маркс).

Следовательно, рассмотренное распределение есть не только "распределение членов общества по различным родам производства", но и распределение абстрактного рабочего времени (формы проявления общественного рабочего времени), которым может располагать общество, по производствам различных товаров, коль это общественное производство есть товарное производство. Этим самая организация производства уже предполагает распределение общественных удельных весов (величин стоимости) между товарами, подлежащими производству и поставке для потребления. Конкуренция всех видов и экспроприации, осуществляемые любыми способами и в отношении любых средств производства, средств к жизни или членов общества, перераспределяют это, распределённое организацией производства, абстрактное рабочее время. Речь идёт о перераспределении действительных величин стоимости или об отклонении цен (денежной формы меновой стоимости) товаров от их стоимости, как о частном, но наиболее развитом случае этого же самого перераспределения. Речь идёт, в том числе, об отклонении цен от стоимости также и вследствие неравномерного изменения производительности труда разных производителей одних и тех же товаров.

Однако мерой стоимости одного товара (измерителем количества поглощённого им абстрактного труда) может быть только определённое количество другого товара, эквивалентного по своей суммарной величине стоимости величине стоимости измеряемого товара. Никакой другой меры стоимости никогда не было и по самой общественной природе стоимости быть не может. Только в случае эквивалентности обмениваемых товаров по их стоимости нет никакого перераспределения стоимости между владельцами обмениваемых товаров, ибо эти товары, будучи эквивалентными по стоимости, на стороне каждого участника сделки замещают собою одну ту же величину стоимости. Во всех других случаях есть либо экспроприация (частичная или полная) соответствующих продуктов труда как товаров и/или их владельцев (производителей и т.д.), либо нормальное в данных условиях производства отклонение цен товаров от их стоимости.

Но и это ещё не все случаи - кроме этих групп, есть также и четвёртая группа случаев, а именно распределение продуктов труда, хотя бы и совершаемое в условиях товарного производства, но в действительности не являющееся меной этих, распределяемых, товаров на другие товары. К этой последней - четвёртой - группе случаев как раз и относится добровольное с обеих сторон отчуждение товаров, совершаемое этими сторонами под видом мены и как мены, но в "обмен" на то, что в момент этого "обмена" товаром не является и стать им не может. Опосредствование процесса общественного воспроизводства симулякрами денег и прочими финансовыми инструментами, производными от симулякров денег или аналогичными им, как раз и относится к этой четвёртой группе случаев. Но означает ли это, что капиталистический способ производства и основанное на нём буржуазное общество разлагаются, и внутри последнего возникает и развивается общество социалистическое (общество, основывающееся на коммунистическом способе производства в его первой фазе развития)? А если нет, то тогда что происходит и о чём это свидетельствует?

Исторический предел капиталистического производства.

Разложение - это процесс, посредством которого некая органическая целостность прекращает своё бытие в качестве самоё себя, распадаясь на совокупность более простых, нежели сама эта целостность, элементов, непосредственно включающихся как таковые в иные процессы и образования, нежели процессы и образования внутри того органического целого, результатом разложения которого они явились. Не столько синонимами, сколько формами проявления разложения в специфических сферах бытия в рамках особых форм движения материи являются деградация, вырождение, распад, разделение.

В старых советских и многих нынешних учебниках истории присутствовали отдельные главы или параграфы, которые так прямо или по смыслу точно так же озаглавливались "разложение феодального общества и развитие общества буржуазного". Однако в действительности речь всегда шла о том, что феодальные отношения достигли предела в своём развитии, став тормозом развития общества, во-первых. Во-вторых, о том, что в порах феодального общества возник и далее уже в внутри самого феодального общества ускорялся процесс первоначального накопления капитала (внутри существующей органической целостности возникло и ускоренно развивалось ядро будущей, ещё не существующей, но только становящейся, органической целостности). И, в-третьих, речь шла о том, что в результате буржуазных социальных революций, начатых соответствующими буржуазными политическими революциями, феодальная "историческая форма [процесса труда] сбрасывается и освобождает место для более высокой [буржуазной] формы". Иными словами, старая форма (оболочка) общества, ставшая тесной для производительных сил, взрывается социальной революцией, уступая место новой форме (оболочке) общества, являющейся в действительности материальным базисом соответствующего общества - совокупностью соответствующих производственных отношений.

Смена одной прогрессивной эпохи экономической общественной формации более прогрессивной эпохой этой же самой экономической общественной формации есть отнюдь не разложение этой общественной формации (общества), но прямо обратное разложению (смерти) общества - его (общества) развитие. Разложением может быть названа лишь смена одной прогрессивной эпохи экономической общественной формации другой - менее прогрессивной - эпохой, но таких примеров действительная (а не идеологически вымышленная "исторической" или "общественной наукой") история не знает. Не знает история также и примеров разложения экономической общественной формации, то есть вторичной общественной формации развития рода человеческого, в первичную общественную формацию, именовавшуюся сталинским марксизмом-ленинизмом "первобытно-общинным строем" или "первобытным обществом".

Экономические отношения во всём их многообразии не сводятся к отношениям стоимости. Лишь в развитом товарном производстве стоимостная форма проявления производственных отношений товарного производства или, иначе, - отношения стоимости становятся доминирующими над всеми иными формами экономических отношений, преобразуя эти последние и в преобразованном виде включая их в новую органическую целостность. Развитое товарное производство - капиталистическое производство. Капитал по своей общественной природе есть самовозрастающая и самоё себя накапливающая, то есть расширенно воспроизводящая самоё себя стоимость. Поскольку расширенное воспроизводство капитала стало и является формой всего общественного воспроизводства в его целом, постольку отношения стоимости стали и являются тотально доминирующими в обществе экономическими отношениями. Исторически это оформляется как классический период (эпоха) развития экономической общественной формации в её (этой формации) исторически последнюю прогрессивную эпоху - классический период развития капиталистического способа производства.

По своему общественному характеру даже "формально коллективный" труд (труд всякого обособленного совокупного работника), а также всякий индивидуальный труд, в течение всего минувшего века вплоть до дня нынешнего как был, так и остаётся трудом частным. Он по-прежнему лишь окольным путём существует как часть совокупного труда общества. Производство, распределение и потребление продуктов труда осуществлялось и осуществляется как производство, распределение и потребление товаров, стоимостей. Так же и вещества, деятельности и способности обмениваются как товары, как стоимости - самого обмена товарами (товарного обмена) нет как такового, но институционально он симулируется, то есть в повседневной экономической практике обмен веществ, деятельностями и способностями осуществляется как обмен стоимостями, товарами. Отказ от денежной формы стоимости не привёл к возврату к менее развитым (существовавшим до денежной формы) формам меновой стоимости. Распределение продуктов труда, которым в силу политических и идеологических мотивов господствующего общественного класса замещён их (продуктов труда) действительный обмен, и поныне осуществляется как обмен стоимостей.

Общественное воспроизводство как осуществлялось прежде, так и ныне осуществляется в форме воспроизводства капитала. Хотя капитал и превратился тотально в финансовый капитал, но последний есть лишь всеобщая превращённая форма проявления капитала, подчинившая себе и преобразовавшая в свои разновидности все иные его формы, в период, непосредственно предшествующий сбрасыванию этой исторической формы и замене её более высокой формой. Иными словами, финансовый капитал как всеобщая превращённая форма капитала есть исторический предел развития капитала как такового, политически и идеологически призванный и институционально осуществляемый глобальным господствующим классом буржуазии для того, чтобы предотвратить всеобщий и окончательный Крах и капитала как такового, и всей экономической общественной формации.

"В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, ...потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путём, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. ...Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. ...индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме" (К. Маркс).

Непосредственно общественное рабочее время лишь посредством развития первой фазы коммунистического общества и её превращения во вторую фазу станет мерой всей жизнедеятельности подлинного человека, свободно и всецело присваивающего свою родовую сущность в процессе этой своей жизнедеятельности вне кем бы то ни было положенных пределов. Жизнедеятельность человека как человека как раз и есть та саморазвивающаяся посредством предыстории человека родовая сущность (субстанция) подлинного человека, превращенной формой которой (жизнедеятельности человека как человека) в условиях самоотчуждения человека, то есть в течение всей предыстории человека, как раз и является труд.

Все опосредствованно общественные формы труда являются не более чем формами проявления труда, наиболее развитой из которых (из форм проявления труда) является всеобщий труд. Всеобщий труд есть труд человека, хотя уже и вышедшего из непосредственного процесса производства материальных благ, но по своему общественному характеру по-прежнему остающийся частным трудом - превращённой формой жизнедеятельности человека, отчуждающего эту свою жизнедеятельность и её продукты как чуждые ему и этим самоотчуждающего свою родовую сущность. Предыстория человека как человека есть история становления подлинного человека человеческим трудом, а равно и история становления родовой сущности подлинного человека. Родовой сущности подлинного человека в истории ещё не было, и пока ещё нет, но она становится, более того, она давно уже вступила в завершающую эпоху этого своего становления в качестве самоё себя.

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 5 - 12 августа 2018 года.


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (3)

Сегодня российский портал "Вести.Экономика" сообщает: В среду 22 августа 2018г. "американский фондовый рынок установил новый абсолютный рекорд, но в этот раз не ценовой, а временной. Так называемый "бычий" рынок стал самым продолжительным в истории. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2000г., и завершился тот тренд обвалом акций интернет-компаний. ...нынешний "бычий" рынок берет своё начала в марте 2009г., когда... ФРС запустила свою первую программу количественного смягчения. ...к которому в дальнейшем подключились и другие крупные ЦБ. Можно смело сказать, что весь рост фондовых рынков, который мы видели за эти годы, – это результат беспрецедентной накачки финансовой системы деньгами".

ОтветитьПожаловаться

В 1993 году уполномоченный орган ООН в целях учета вклада финансового сектора в величине производимого ВВП ввела в систему национальных счетов понятие «косвенно измеряемые услуги финансового посредничества». Как поясняет Дайана Койл в своей книге "ВВП: краткая история, рассказанная с пиететом", суть введения этого понятия заключается "в вычитании «безрисковой ставки» из ставки, которую банки взимают либо уплачивают, и умножении разницы на имеющиеся активы". Причина в том, что согласно статистическому руководству ОЭСР по ВВП, «Если бы при учете [вклада финансового сектора, то есть вклада банков и всех иных финансовых посредников в величину ВВП = в величину созданной за период "добавленной стоимости"] ВВП использовалась та же формула, что и в общем случае, добавленная [финансовым сектором] стоимость оказалась бы слишком низкой, а то и отрицательной. То есть, как ни удивительно, промежуточное потребление банков превысило бы их выручку». Как пишет Койл, "впервые концепция "косвенно измеряемых услуг финансового посредничества" была полностью реализована лишь в 2008-м Национальной статистической службой Великобритании" в разгар глобального финансового кризиса.

ОтветитьПожаловаться

И далее Д.Койл продолжает: "Теперь [в результате этого статстического ухищрения] финансы представали типичным видом экономической деятельности: точно так же, как промышленное предприятие использует сырье и превращает его в продукцию с возросшей ценностью, банки превращают безрисковую ставку в рискованную, принимая на себя риски и оказывая услуги конечному владельцу денег — кредитору, равно как и их получателю — заемщику. Но это полнейший абсурд: за окном бушевал крупнейший за десятилетия финансовый кризис, а статистика ВВП уверяла, что финансовые услуги цвели буйным цветом». Статистика показывала, что финансовый сектор Британии рос рекордными темпами. Вклад финансов в экономику сравнялся с вкладом обрабатывающей промышленности. Валовая прибыль финансовых корпораций Британии во 2 квартеле 2008г. выросла на £5 млрд. и достигла £20 млрд., а доля финансового сектора в экономике поднялась до 9%, а в следующем 2009-м еще выше — до 10,4% . Этот рост был вызван государственными вливаниями в финансовый сектор за счет налогоплательщиков. Дабы спасти банки и финансовые корпорации от банкротства, государство национализировало издержки финансовых воротил.

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть