Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Кажимость нового Средневековья. Ч. 1

10.11.2021 9:48

-  Василиев Владимир
Кажимость нового Средневековья. Ч. 1

Резюмированы положения ранее опубликованных статей автора о существе и диалектической связи между социальной организацией производства общественных индивидов и его (этого производства) институциональной социальной организаций.

Более детально раскрыта система общественных опосредствований, обусловливающих различие между действительным и реальным базисом общества, материальным, политическим и идеологическим производством.

Краткими тезисами впервые резюмирована система опосредствований, обусловливающих диалектическое различие и тождество между производством человека, производством особого социума (народа или нации) и производством материального богатства (вещей).

Раскрыта специфика каждого из двух типов институциональной социальной организации производства общественных индивидов, а именно функциональной и рыночной организации, общественные условия и исторические предпосылки доминирования каждого из этих двух типов институциональной организации общественного производства.

Резюмировано историческая и логическая закономерность возникновения категорий "гражданское общество" и "национальное политическое государство", являющаяся одним из выражений возникновения категории нация и буржуазного общества в целом, а также необходимое содержание и взаимосвязь этих категорий буржуазного общества.

 

Краткое введение.

Начиная, пожалуй, со времён Н.А. Бердяева, в публичных "размышлениях интеллектуалов" сначала, а затем и в "интеллектуальных продуктах" литераторов и журналистов общим местом стало представление о том, будто бы человечество из капитализма идёт в новое Средневековье.

И в качестве первой ласточки этого "нового Средневековья" был идентифицирован "государственный коммунизм", который Н.А. Бердяев одним из первых назвал "русским коммунизмом".

Хотя Бердяев этой идентификацией никакого открытия не сделал — Карл Каутский не менее чем за четверть, а то и за треть века до Бердяева представляемое им "государство будущего" назвал "государственным коммунизмом" или "коммунистическим государством", которое в его наиболее "чистом", ибо логически завершённом, виде как раз и "строили", и построили в СССР.

Но дело сейчас не в них — не в Каутском, Бердяеве или ком-либо ещё конкретно. Дело в другом — в закономерности, то есть в логической и идеологической необходимости и неизбежности восприятия, оценивания и мышления всего финансово-капиталистического мiра в его целом как "нового Средневековья".

Дело в логической и идеологической закономерности не только абстрактного, но и чувственно-конкретного восприятия, оценивания и мышления людьми своего финансово-капиталистического мiра в его целом именно как "нового Средневековья", и никак иначе, причём не только номиналистами, но и реалистами.

В ранее опубликованных статьях автор достаточно подробно рассмотрел и обосновал два типа институциональной социальной организации особых социумов и человечества, а именно функциональной организации и рыночной организации.

Самое выражение "институциональная социальная организация" свидетельствует о том, что речь идёт о социальной организации, опосредствованной определённым ансамблем институтов.

Но что есть социальная организация?

 

Социальная организация и институциональная социальная организация.

Социальная организация в действительности есть производственная организация общественных индивидов в производственный общественный организм или, что есть то же самое, организация общественных индивидов для осуществления своего процесса общественного производства и самим процессом своего общественного производства в производственный общественный организм.

В условиях разделения общества на общественные классы социальная организация есть, прежде всего, классовая социальная организация — это классовая организация общественных индивидов в конкретный (особый — обособленный от других особенный) производственный общественный организм.

Общественной формой и содержанием классово организованного производственного общественного организма является совокупность первичных производственных отношений и осуществляющих эти отношения связей между общественными классами и их персонификаторами, то есть действительный материальный базис данного общества. Это — во-первых.

Во-вторых, эта классовая производственная организация общественных индивидов в процессе их общественного производства не может быть не опосредствована политическими, идеологическими и юридическими отношениями и осуществляющими эти отношения связями между людьми.

Общественной формой и содержанием классовой производственной организации людей, опосредствованной политикой, идеологией и правом, является реальный материальный базис данного особого производственного общественного организма, то есть совокупность экономических отношений и осуществляющих эти экономические отношения экономических связей между людьми.

И, наконец, в-третьих, материальное производство общественных индивидов, организованное в форме реального материального базиса данного особого производственного общественного организма, не осуществляется непосредственно, но опосредствовано политическим и духовным (идеологическим) производством этих общественных индивидов в форме особого политического государства.

По своим территориальным границам, кроме синкретических государств Древнего (Старого) Востока, политическое государство очень долго не совпадает не только с границами особого духовного (идеологического) государства (единый мифо-логос, общий для совокупности политических государств).

Политическое государство, кроме синкретических государств Древнего (Старого) Востока, очень долго не совпадает также и с территориальными границами особого материального государства, то есть с территориальными границами реального материального базиса совокупности множества политических государств, составляющих единый производственный общественный организм.

Если кто-то подумает и, тем более, сделает вывод, будто бы автором здесь допущено логически необоснованное удвоение одного и того же опосредствования, то ошибся отнюдь не автор, но тот, кто сделал такой вывод о том, что утверждается автором и о нём самом.

Производство человека как человека опосредствуется дважды, то есть двумя производствами, а именно производством материального богатства, во-первых, и производством (воспроизводством) особого социума (особого "общества"), которое есть не что иное, кроме как особый производственный общественный организм в форме народа или нации (превращённой формы народа), во вторых.

Производство (воспроизводство) народа или нации есть диалектическое единство материального, политического и идеологического производства точно так же, как и производство материального богатства.

И у производства (воспроизводства) народа или нации как таковых есть свой особенный действительный и реальный материальные базисы, специфически отличающиеся от действительного и реального материальных базисов производства материального богатства.

Не только производство материального богатства, но и производство (воспроизводство) народа (нации) — это суть средства производства (воспроизводства) особенного человека в условиях его самоотчуждения от своей человеческой природы.

Элиминация (исключение) производства (воспроизводства) народа или нации из общественного производства человека в условиях его самоотчуждения от своей человеческой природы по существу есть редуцирование (сведение) производства общественных индивидов к производству материального богатства, то есть к производству вещей.

Эта элиминация (исключение) общественного опосредствования производства (воспроизводства) человека путём полной редукции всего производства общественных индивидов к производству материального богатства (вещей) есть закономерное проявление и следствие вещного фетишизма, но уже не в общественной практике, а в общественном сознании вообще и в процессе познания, в особенности.

Это та и такая односторонность познания и общественного сознания, которая превращает действительное познание и общественное сознание действительности в идеологическое (иллюзорное) сознание и познание (предметное восприятие, оценивание и мышление) реальности вместо действительности.

Иными словами, посредством двух этих опосредствований, а именно производством материального богатства и производством (воспроизводством) особого народа (нации), производится и воспроизводится особенный человек, то есть производится (воспроизводится) отчуждённый от своей человеческой природы человек во всей его исторически-конкретной определённости всеми историческими предпосылками и общественными условиями его общественного бытия и общественного сознания.

А посему для всей предыстории человека как человека, то есть для всего исторического периода самоотчуждения человека от своей человеческой природы теоретически правильно говорить отнюдь не производство человека и общества, но производство материального богатства, общества и человека.

Так вот общественное производство людей в условиях разделения общества на классы дано их чувственно-конкретному восприятию, оцениванию и мышлению лишь в объективных формах (категориях) общественного сознания и общественного бытия, являющихся результатом опосредствования материального производства этих людей их политическим и идеологическим производством.

Но в самой общественной практике людей их собственная, данная непосредственно их чувственно-конкретному восприятию, оцениванию и мышлению, общественная практика выражается совокупностью институтов, которые есть не что иное, кроме как формальные и неформальные обычаи, традиции, нормы, правила, стандарты, ритуалы, табу, процедуры, технологии и т.д. практической деятельности и повседневного поведения людей.

Такова, если говорить предельно кратко, но понятно для тех, кто знаком с началами учения Маркса, диалектическая определённость институциональной социальной организации как категории общественного бытия и общественного сознания.

 

Функциональная и рыночная организация производства общественных индивидов.

До момента возникновения наций товарно-денежные отношения развивались в исторически изменяющихся общественных формах, которые лишь отчасти, а именно с точки зрения сущности, детально рассмотрены Марксом как развитие форм стоимости.

Но они почти не рассмотрены именно как развитие форм рынка, рыночных отношений и связей в течение всех добуржуазных (донациональных) прогрессивных форм экономической общественной формации. Почему?

Потому что это предполагало рассмотрение всего процесса буржуазного производства общественных индивидов в его (этого производства) целом — во всемiрном целом ("анатомия человека — ключ к анатомии обезъяны").

Иными словами говоря, это предполагало теоретическое производство Марксом всей феноменологии, всей институциональной социальной организации, а равно и процесса чувственно-конкретного осуществления этой институциональной социальной организации буржуазного производства общественных индивидов в масштабе всего человечества.

Маркс не смог завершить эту теоретическую работу именно потому, что она ещё не могла быть завершена в его время, то есть на достигнутом к его времени уровне развития буржуазного способа производства общественных индивидов — не было ещё той исторической действительности, которую Марксу логически надлежало подлинно научно отразить и выразить.

Эта историческая действительность только-только завершала своё возникновение, начав превращение в свою финансово-капиталистическую форму, но ещё не возникла, а была в процессе своего становления на завершающей его ступени.

Эта историческая действительность во времена Маркса достигла ступени классического капитализма в политической форме особых наций, неразрывно связывавшихся, однако, рыночными отношениями и связями в единое материальное государство, феноменологической формой которого как раз и был мiровой рынок.

Однако это материальное государство ещё не завершило своего превращения во всемiрно-единый (глобальный) производственный общественный организм, а только-только начало это своё превращение. Оно возникло как таковое лишь в канун Первой Мiровой войны, но органической целостностью стало лишь в результате завершения горячей фазы Второй Мiровой войны (учреждение Бреттон-Вудской системы, ООН и т.д. в 1944-1945 годах).

Прежде чем двигаться дальше, надо ещё раз напомнить самим себе и хорошенько уяснить, что когда речь идёт о типе институциональной социальной организации производственных общественных организмов, то речь идёт о феноменологии объективной реальности исторически-конкретных общественных индивидов.

Речь идёт о тех исторически-конкретных формах повседневной жизни (производства) общественных индивидов, которые посредством их собственных ощущений даны их сознанию, то есть о таких формах (образах), которые непосредственно воспринимаются, оцениваются и осмысливаются этими исторически-конкретными индивидуумами и их особым социумом в его целом.

А какая институциональная социальная организация производственных общественных организмов доминировала до рыночной организации этих общественных организмов?

До рыночной организации производственных общественных организмов доминировала функциональная организация таких общественных организмов.

Функциональная организация производственных общественных организмов осуществлялась по образу и по подобию "организации процесса жизни" всякого организма вообще и организма индивида человека, в особенности.

Все мифы содержат именно этот образ организма индивидуума, в котором его члены (органы) выполняют вполне конкретные специфические функции, как "парадигму". Например, голова, руки, живот, ноги, откуда и варны Древней Индии, но не только для Древней Индии это характерно, а для всей Древности — именно отсюда наука выводит "принцип антропоморфизма".

Позже в качестве "образа общества" стала мыслиться всеобщая форма естественной "организации" жизни живых существ, включая всех людей. Такой формой воспринималось и мыслилось стадо, стая, прайд, муравейник, пчелиная семья или, обобщённо, — семья.

Историческое развитие общественной практики и абстрактного мышления общественных индивидов до ступени мышления образами и символами привело к обобщениям уже относительно самого человека — род, племя, народ, которые воспринимались и мыслились как "большая семья".

Вместе с тем, организация и функционирование (жизнь) "большой семьи" мыслились по образу и по подобию организации и функционирования организма индивида, в котором все его внешние и внутренние органы связаны в одно органическое целое, в котором они выстроены в иерархии, определённые их функциями в рамках и целях конкретных видов деятельности организма.

Управление общественным организмом мыслилось по образу и подобию управления организмом, осуществляемым нервной системой этого организма. Это было именно то, что впоследствии получило название командование или администрирование.

Никаких "договоров" и "соглашений" о распределении функций, а также "споров" по поводу их исполнения между функциональными органами быть не может по определению. Иначе это уже болезнь, отклонение, которое требует незамедлительного "излечения", дабы избежать гибели всего организма.

Общественные организмы не только воспринимались и мыслились (это всё намного и долго запаздывало), но и прежде вся жизнь особых производственных общественных организмов практически организовывалась функционально — по образу и по подобию распределения функций (общественное разделение труда) в "большой семье". Собственно производственный общественный организм очень долго и был "большой семьёй".

Вообще всякое общественное разделение труда — это функциональное разделение и соединение (кооперация) труда множества общественных индивидов в пространстве и времени. Ибо функция (латинское functio) — это исполнение, совершение, действие, деятельность (работа), операция в составе работы и работа в целом, имеющая свой предмет и приводящая к конкретному результату в изменении положения этого предмета, его состояния и т.д.

Поэтому даже и тогда, когда рыночная организация стала доминирующим типом институциональной социальной организации людей, внутри производственных предприятий продолжала расширенно воспроизводиться функциональная организация труда совокупного работника.

Собственно функциональная организация и есть единственная изначальная, самая простая и вместе с тем всеобщая форма организации совокупного работника, осуществляемой (организации) классовым субъектом первичных производственных отношений и персонификаторами этого субъекта.

Поэтому говорить о том, что совокупный наёмный рабочий, например, — это рабочий класс, подразумевая под ним пролетариат как общественный класс, есть не что иное, кроме как логическая подмена действительности идеологической, политической, экономической и юридической реальностью, произведённая с точки зрения и в классовых интересах буржуазии.

Рыночная организация изначально возникла и развивалась не как внутренняя организация производственного общественного организма, но как общественная форма отношений и связей между разными общественными организмами.

Рыночная организация возникла между такими общественными организмами, которые обособлены друг от друга хозяйственно (политически, экономически, институционально, как минимум, а нередко и идеологически также), но связаны друг с другом общественным разделением труда, то есть функционально связаны друг с другом.

А средствами рыночной связи между особыми производственными общественными организмами как раз и служил товарный обмен, который получил развитие как товарно-денежный обмен — превратился в товарно-денежный обмен.

Внутри производственного предприятия (в том числе и семьи как формы предприятия) обмен деятельностями между органическими членами совокупного работника опосредствовался администрированием.

Обмен деятельностями между общественными индивидами, являющимися органическими членами обособленных совокупных работников, опосредствовался товарно-денежным обменом, осуществлявшимся между соответствующими особыми производственными общественными организмами.

Процесс возникновения нации — это процесс превращения рыночной организации из внешней по отношению к особому социуму институциональной социальной организации во внутреннюю институциональную социальную организацию.

Иными категориями, а именно категориями буржуазного общества говоря, процесс возникновения нации — это процесс возникновения гражданского общества как экономической, прежде всего, а также и идеологической формы особого социума.

Или, говоря иначе, процесс возникновения нации — это процесс первичного производства (после его завершения будет только воспроизводство) и возникновения формы производства особой совокупности индивидуумов, организующихся и обособляющихся как единичная (единичное, особенное и общее или всеобщее) форма всеобщей корпорации духовного родства буржуазного общества.

Никакого администрирования или командования в этой системе отношений и связей быть не может — здесь возможна только одна форма управления жизнедеятельностью нации как гражданского общества, а именно рыночное самоуправление.

Рыночное управление гражданским обществом процессом своего воспроизводства — это стихия частного применения на свой страх и риск всех институциональных форм товарно-денежных отношений и связей — стихийный процесс осуществления институциональных форм развитого товарного (капиталистического) производства и товарно-денежного обращения.

Поэтому-то национальное политическое государство, которое есть политическая форма конституирования и политического воспроизводства особой нацией самое себя как себя, необходимо и неизбежно, то есть закономерно должно, ибо не может, быть ограничено функциями "ночного сторожа" нации как гражданского общества.

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 9 ноября 2021 года.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 10:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

11.01.2019 22:37 - НСМБЖ

Белорусский народ между Россией и Западом

Источник: Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть