Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Как становился и возник Новый Запад?

09.10.2019 15:39

-  Василиев Владимир
Как становился и возник Новый Запад?

Впервые обоснован вывод о двух фазах перестройки социальной структуры становящегося Нового Запада, в действительности бывших выражением на поверхности общественной жизни двух фаз изменения отношения к природе человека как основы всех капиталистических производственных отношений.

Производственные отношения как отношение к органической природе человека.

Производственные отношения - это отношения между людьми вообще, а в условиях экономической общественной формации также и между общественными классами, в особенности, в которые они вступают друг с другом для общественного производства и в его процессе. Общественное производство не сводится к "производству материальных благ" или, что вернее, к производству материального богатства (в чём бы это материальное богатство ни выражалось и к чему бы оно ни сводилось). Общественное производство есть воспроизводство обществом самоё себя как целого. Оно есть воспроизводство также и индивидов, и всей социальной организации общества во всех его органических моментах, и средств к жизни, и средств производства.

Производственные отношения - это отношения по поводу производства (производительного потребления), обмена (деятельностями и/или товарами), распределения и потребления (потребительного производства). Отношения производства есть также и отношения потребления, и отношения обмена, и отношения распределения. Это же самое верно и для каждого из этих видов производственных отношений - каждый вид производственных отношений есть также и все другие виды производственных отношений, но каждый раз взятый в ином рассмотрении.

Во всяком общественном отношении всегда присутствуют субъективные моменты и объективные моменты. Объективные моменты любых общественных отношений и, следовательно, также и производственных отношений сводятся к тому, что определено общественными условиями, не зависящими от воли и сознания конкретных индивидов, но данными им как объективные условия и предпосылки их собственной повседневной жизни. В конечном итоге объективные общественные условия жизни людей сводятся к их (этих конкретно-исторических людей) органической и неорганической природе. Органическая природа человека есть сущность человека - это тавтология.

Поэтому производственные отношения между людьми определяются их (этих людей) отношением к своей органической и неорганической природе. Производственные отношения к неорганической природе человека определяются, прежде всего, качественными и количественными параметрами производительных сил человека, хотя сами производительные силы есть также и производственные отношения, в том числе и производственные отношения к органической природе человека. Точно также производственные отношения к органической природе (к сущности) человека определяются, прежде всего, производственными отношениями в процессе производства по поводу производства, обмена, распределения и потребления, хотя и сами эти производственные отношения также есть производительная сила человека.

Чтобы определить существо производственных отношений, определяющее действительный общественный характер конкретной исторической эпохи, необходимо выявить, прежде всего, объективные моменты отношений к органической природе человека, органически присущие данной исторической эпохе. Поскольку предметом нашего исследования является переход от Старого Запада к Новому Западу, постольку нам требуется кратко охарактеризовать (резюмировать) объективные моменты отношения к органической природе человека, присущие Античности, Средневековью и Новому времени.

Отношение к органической природе человека в Античности.

Для эллинов Античности все люди были говорящими животными, которых эллины изначально делили на "эллинов" и на "варваров". Среди характерных признаков принадлежности к "эллинам" главными признаками были поклонение единому пантеону богов Эллады, владение языком эллинов и принадлежность к конкретному полису эллинов, то есть наличие прав гражданства в одном из полисов Эллинов. Всё отличие от племён и союзов кровнородственных племён в основаниях этого эллинского разделения всех людей на две противостоящие и враждебные друг другу части заключалось формально только в том, что, во-первых, вместо племени и союза кровнородственных племён эллины Античности поставили полисы, то есть города-республики. И, во-вторых, отличие от племён и союзов кровнородственных племён состоит в том, что вместо кровного родства античные эллины поставили духовное родство, хотя по необходимости, в силу отсутствия иных представлений, которые впервые в истории именно они формировали и сформировали, истолковывали это духовное родство как родство кровное.

Резюмируя это, можно и нужно вслед за Аристотелем сказать, что эллином был тот индивид, который был "полисным животным" (по рождению или по "усыновлению", то есть вследствие принятия народным собранием конкретного полиса в состав "полисных животных" - это уже не существенно). Но это резюме будет неполным, ибо в него эксплицитно (в явном, открытом виде) не включено духовное родство с "полисными животными" как идеологическое основание признания "своим", а не "чужим". Это духовное родство как идеологическое основание признания "полисным животным" подразумевается самим определением "полисного животного", но оно содержится в этом определении лишь имплицитно, то есть в скрытом виде.

Точно так же имплицитно в этом определении содержится критерий "личной свободы", то есть является ли данное "говорящее животное" членом полиса, с интересами которого обязаны считаться все остальные члены этого полиса непосредственно и других полисов - опосредствованно, или же это "говорящее животное" является рабом - "говорящим орудием". Таким образом, ключевыми критериями отнесения людей к "варварам" и "не-варварам" для эллинов Античности были идеологические и политические критерии, в том числе и критерий "личной свободы" как неотъемлемый атрибут критерия "политического", то есть, обобщая, ключевыми критериями такого разделения "говорящих животных" являются идеология и политика. Со временем античные эллины стали признавать "полисными животными" также и граждан Рима, и граждан Карфагена, и граждан ряда городов-республик Малой и Передней Азии и Северной Африки, хотя их языки и пантеоны богов отличались от языка и пантеона богов Эллады.

Но если и как только конкретный индивид из числа этих "полисных животных" утрачивал "личную свободу" по любым основаниям, то в этот же момент такой индивид одним этим актом утраты "личной свободы" из "полисного животного" мгновенно превращался в "говорящее орудие". Но это же самое было верно и относительно любого из "варваров" - если и как только какой-либо "варвар" кем-либо из "полисных животных" обращался в рабство, то в этот же самый момент этим актом этот "варвар" превращался в "говорящее орудие". Имея "личную свободу", "варвар" не переставал быть "варваром", но утрачивая "личную свободу" он мог превратиться только в "говорящее орудие" - раба.

Личная причастность (органическая включённость) индивида к "говорению, исчислению, мышлению, памяти... истории", к тому, что обозначается эллинским словом "логос", ещё не превращала животное в "человека", ибо не превращало его ни в "полисное животное", ни в "варвара". Только наличие "личной свободы" оценивалось античными эллинами как позитивный критерий, полагающий принадлежность "говорящих животных" к "людям" (приручённым, доместицированным животным) в отличие от зверей, то есть от диких животных. Только наличие "личной свободы" полагало органическую включённость индивида в совокупность всех домашних (приручённых) "говорящих животных". К наличию или отсутствию "личной свободы" сводилась соответственно "полисность" или "варварство" индивида. "Логосность" животного в условиях Античности не была атрибутом или признаком "человечености" этого животного. Таковым решающим признаком, а, стало быть, и неотъемлемым атрибутом "человечности человека" было исключительно и только наличие у него "личной свободы". Утрата "личной свободы" индивидом полностью отрицала его "человечность".

Римляне считали "эллинскую образованность" главным признаком "цивилитас" (цивилизованности), но во всём прочем принятые ими основания различения "цивилизованных" и "нецивилизованных животных" тождественны основаниям различения эллинами "полисных животных" и "варваров". Таким неприметным образом к двум критериям отнесения людей к "цивилизованным" или "нецивилизованным", выработанным античными эллинами, античные римляне в действительности добавили третий критерий, а именно "образованность", которая понималась ими ни как иначе, кроме как "образованность по-эллински" или "эллинская образованность".

Начало изменений в отношениях к природе человека вследствие христианизации.

Иисус Христос есть Логос, ибо так о Нём учит Новый Завет вообще, а послания "первоверховного апостола" Павла, в особенности. Всякий "христианин", а это название всем уверовавшим в Иисуса Христа дал ни кто иной, кроме как Павел, органически причастен Логосу. Ибо по вероучению Павла Христос есть Глава Церкви христиан, Церковь есть Тело Его, а все христиане - члены Тела Сего, то есть Церкви. "Логосность" превращена в ключевой критерий членства индивида в сообществе тех, кто, умерев, не умрёт окончательно, но будет воскрешён, и вечно пребудет в составе "живых". Все прочие из числа "говорящих животных" погибнут, ибо они не причастны к Логосу.

"Логосность говорящего животного" полагается христианством в основание "человечности" как таковой. Но Павел предписывает каждому христианину оставаться в том социальном положении ("звании"), в каком он находится (рабу - рабом, рабовладельцу - рабовладельцем и т.д.). Не "личная свобода", а именно "логосность" ("причастие Христу") вместо "личной свободы" полагается этим изначальным иудео-мессианством в основание "человечности человека". Уже только из этого очевидно его отличие от античных эллинов и римлян не только в понимании "логосности" общественного животного, но также и в понимании "цивилизованности" человека с того момента, как Павлово вероучение утверждено и стало насаждаться императорской властью в качестве доминирующей государственной идеологии Римской империи.

Процесс христианизации, то есть процесс превращения иудео-мессианского вероучения, провозглашённого государственной идеологией, в доминирующую на всей территории бывшей Римской империи идеологию затянулся на столетия. Этот процесс неоднократно прерывался нашествиями и колонизациями со стороны тех, кого бывшие античные римляне воспринимали как "варваров". Однако именно у этих "варваров" и для этих "варваров" христианизация стала главным средством "романизации", то есть превращения их в граждан Нового Рима, "возрождаемого" ими самими согласно той идее-образу Нового Рима как Нового Израиля, которая проповедовалась толкователями и практическими организаторами исполнения (воплощения в воспринимаемую реальность), прочими исполнителями и проповедниками иудео-мессианского вероучения.

Никакого другого источника получения этой идеологемы Нового Рима как Нового Израиля и никакого другого образа её воплощения в реальность, кроме Римского Святого престола (Ватикана) и Римской империи с центром в Риме ("Град на Холме") у этих бывших "варваров" не было, да и быть не могло. Со всеми иными источниками и проповедуемыми ими иными идеологемами они не могли не бороться как с еретиками и ересями, все иные образы они не могли не отвергать в процессе своей "романизации".

Две фазы перестройки социальной структуры Западной и Центральной Европы.

Учёные историки, принадлежащие самому Новому Западу, согласно свидетельствуют, что 11-ый век стал веком, к концу которого на территории Нового Запада только пруссы не были обращены в христианство, но, что более значимо, он дал начало перестройке всей социальной и территориальной структуры Западной и Центральной Европы.

На эту "перестройку" всей социальной структуры Западной и Центральной Европы, на превращение иудео-мессианской идеологии в материальную силу истории потребовалось не менее 3-4-х столетий, закономерно распавшихся на две её фазы. Второй фазой этой "перестройки" стали буржуазные социальные революции, но о них сказано в предыдущей статье, поэтому в этой сосредоточимся на её первой фазе. Именно в этой первой фазе впервые в истории возникли те общественные условия, которые, став объективными условиями общественного воспроизводства, вследствие этого стали необходимой исторической ступенькой, на которую опиралась вся вторая фаза этой "перестройки".

Главными результатами первой фазы этой "перестройки" стали совсем не утверждение "сеньоральной" (или феодальной) структуры, ставшей повсеместным явлением в Западной и Центральной Европе лишь в первой половине 13-го века. Хотя для первой фазы всей "перестройки" это имело существенное значение, всё же не это было главным содержанием не только всей первой фазы, но и всей этой "перестройки" в её целом.

Действительно определяющим суть вещей органическими моментами и результатами первой фазы этой "перестройки" стали совсем другие её моменты и результаты. Во-первых, это - возникновение и бурное развитие новых городов с их товарно-денежными отношениями, банками, цеховой организацией и прообразами акционерных обществ, университетами и искусствами. Во-вторых, это - упразднение личной зависимости почти во всех странах Западной и Центральной Европы в течение 14-15 веков. Неразрывно связанным с двумя первыми моментами стали реформы и раскол внутри западного христианства, неизбежно породившие протестантизм. И это - третий из главных органических моментов содержания и результатов первой фазы "перестройки" всей социальной структуры Западной и Центральной Европы.

Начатыми при понтификате Григория VII в 1073-1085 годах реформами дано идеологическое обоснование, "духовное освящение", а также предположено содержание будущих церковных расколов - первого (в 1337-1417 одновременно 2, а то и 3 понтифика) и последующих (Реформация). Как это резюмирует Ле Гофф, главным результатом григорианских реформ стало разделение "клириков и мирян, Бога и кесаря, Папы и императора. Это решение было полностью противоположно тому, к которому пришло православное христианство в Византии... христианство латинского образца... после григорианской реформы декларировало некоторую автономность мирян и особые области их ответственности. ...это разделение становится важным процессом, благодаря которому в Европе эпохи Реформации и в конце XIX века... сможет возникнуть явление "светскости" как принцип разделения церковной и гражданской сферы".

В целом посредством григорианской реформы были установлены и стали насаждаться в общественной практике Западной и Центральной Европы новые формы организации общества, которые были по преимуществу внешними по отношению к внутри-церковной организации как особой корпорации священства, клириков и монахов. Эти новые формы организации общества определялась рядом ключевых моментов, установленных григорианской реформой: церковный приход как территориальная община духовного родства, христианский брак и семья как первичная ячейка общества, обязательное крещение детей, обуздание нравов под угрозой адских мук, молитвы за усопших, а также строгая дисциплина для мирян во время любой церковной службы.

Что иудео-мессианская идеология, предполагающая "возрождение Римской империи" как Нового Израиля, стала материальной силой в процессе и в результате рассматриваемой "перестройки" социальной структуры становящегося Запада, свидетельствуют не столько "сеньоральные структуры" и монашеские ордена. Гораздо в большей мере об этом свидетельствует тот факт, что именно в течение 14-15 веков в большинстве стран Западной и Центральной Европы упразднена личная зависимость, а равно и то, что также и все другие органические моменты "перестройки" социальной структуры обусловлены массовыми народными движениями 13-го - первой половины 16-го веков.

В 1260-х годах в Западной и Центральной Европе разразился первый экономический и политический кризис, ставший следствием предшествующего возникновения и бурного развития товарно-денежных отношений и новых городов. С 1300 по 1350 год не менее двухсот пятидесяти раз в более чем ста немецких городах вспыхивали конфликты наёмных рабочих с работодателями. К этому следует добавить восстание сукновалов в Генуе (1337), восстания в Барселоне, Париже, Кане, Брюгге, Флоренции, Париже, Льеже, Амьене, Безье в средине 14-го века, в том числе и с попытками провозглашения необходимости перехода к бесклассовому обществу. Эту череду продолжают революционные по своему характеру городские восстания второй половины 14-го - первой половины 15-го веков в Париже, Лондоне (восстание Уота Тайлера и Джона Бола) и Флоренции (восстание чомпи, установившее власть в городе с 1378 по 1382 годы).

В 1360-1410 годах "выступления рабочих принимают новую форму - ...разрушение машин... в долине Рейна (Страсбург, Кёльн, Франкфурт), ...в центральной Германии (Базель, Нюрнберг, Ратисбонн). ...с 1440 по 1460 год... затронула Германию (Вену, Кёльн, Нюрнберг), Фландрию (Гент) и снова Париж - в 1455 году". "В скандинавской Европе социальные конфликты усугублялись конкуренцией между ганзейскими купцами, скандинавскими ремесленниками и крестьянами, а также соперничеством северных монархий... в 1434 году шведская знать и крестьяне взбунтовались. ...восстание жителей Бергена в 1455 году по наущению Ганзы... великий князь Московский в 1478 году захватил Новгород, и в 1494 году там прекратилась ганзейская торговля" (Ле Гофф).

Именно в 14-ом веке началась та эпоха, которая давно уже в западноевропейской истории и культуре именуется эпохой Возрождения, представ во всём своём блеске воочию уже в 15-ом, но ещё более - в 16-ом веках. "В XIV и XV веках... "новые" еретические движения, непосредственно предвещавшие протестантскую Реформацию XVI века. Два главных течения - это движение Уиклифа и лоллардов, возникшее в Англии в XIV веке, и движение гуситов под руководством Яна Гуса в Богемии в начале XV века" (Ле Гофф). Религиозно-политические и социальные войны этой "перестройки" представляют и развивают крестьянские по своему составу движения и войны, например, Жакерия тюшенов во Франции (1378) и крестьянская война в Германии (1525-1525), не считая множества других массовых выступлений крестьян.

Переход от матриархата к патриархату в исторически кратчайшие сроки и его институциональные следствия.

Ветхий и Новый Заветы не только основаны на идеологии патриархата, но и утверждают патриархат как данное свыше вечное и неизменное установление. Поэтому ещё одним существенным моментом и результатом григорианских реформ стало полное институциональное преобразование брака и семейно-брачных отношений. "Церковь придала браку новые черты, просуществовавшие в Европе практически до сегодняшнего дня... Брак становится строго моногамным... нерасторжимым. ...главная причина для развода и практически единственная... - это кровное родство... напрямую до четвертого колена... союз должен заключаться по обоюдному согласию, ...хотя в принятии решения сохраняется преобладающая роль родителей и жениха. В XII веке брак включается в перечень таинств, которые могут совершать только священники. Контроль... осуществлялся в основном через оглашение о предстоящем браке (ставшее обязательным по решению IV Латеранского собора): объявление совершалось в той церкви, где будет происходить церемония. ...До XVI века она совершалась перед церковью..." (Ле Гофф).

Григорианская реформа семейно-брачных отношений установила идеологические и институциональные основания для переворота во всём родовом строе Западной и Центральной Европы. Родовой строй в действительности ещё не завершился - он завершится вместе с завершением всей предыстории человека - завершением экономической и переходом к коммунистической общественной формации, обоснование чему мною дано в более ранних моих статьях, опубликованных в 2012-2013 годах.

В 11-16 веках "произошёл настоящий переворот" во всём западном иудео-мессианстве, о начале первой фазы которого свидетельствует феномен небывалого взлёта поклонения Деве Марии в 11-13 веках. Это была неизбежная и необходимая "плата", а равно и "социально-психологическая компенсация", идеологическое обеспечение и выражение переворота во всём родовом строе Западной и Центральной Европы - исторически очень быстрого перехода от матриархата к патриархату. "...только в XI веке почитание Святой Девы занимает центральное место среди верований и религиозных практик христианского Запада. Культ Марии лежал в основе церковной реформы, происходившей с середины XI до середины XII века. ...Святая Дева ...становится чем-то вроде четвертой фигуры в Святой Троице. ..."Ave Maria" ...становится сравнима по важности с "Отче наш". ...культ Девы Марии входит в число основополагающих... догм. ...образ женщины, избавленной от греха, образ Спасительницы. ...Матерь Божья ...является ...осиянной женской фигурой и в божественном, и в человеческом мире" (Жак Ле Гофф).

Сословие и организация общественного класса в господствующий класс.

Так называемое сословие дворян в действительности не было формой организации дворянства в господствующий класс - оно не есть одна корпорация, но есть множество корпораций. У каждого сеньора была своя, зависимая от него, корпорация духовного родства, действительными членами которой были все его вассалы. Но принцип "вассал моего вассала - не мой вассал" исключал единую и общую для всех корпораций сеньоров корпорацию. Поскольку наиболее сильные сеньоры, являющиеся главами наиболее крупных корпораций своих вассалов, были вассалами короля (царя, императора), постольку только они во главе с королём представляли действительно господствующую над всеми другими дворянами корпорацию. Однако эта корпорация, хотя король (царь, император) и был её (этой корпорации своих вассалов) персонификацией как политического государства, не являлась формой организации всех или хотя бы большинства дворян королевства (царства, империи) в господствующий класс.

В действительности здесь действовал принцип тождества интереса, аналогичного тождеству интересов волков: интерес волка как волка тождествен интересу его сородичей волков, хотя интерес каждого волка состоит в том, чтобы первым наброситься на добычу всей стаи. Особая корпорация каждого сеньора, являвшегося членом корпорации короля, не только была тем "волком в составе стаи", который первым стремился наброситься на добычу, но и в каждый момент находился в борьбе не на жизнь, а на смерть со своими "сородичами-конкурентами". Только недостаток ресурсов и военной силы у каждого из множества сеньоров, входивших в корпорацию "вожака стаи сеньоров", для превращения в "вожака стаи" и поглощения своих "сородичей-конкурентов", не позволял "войне всех против всех" привести к самоуничтожению этой "стаей сеньоров" самоё себя.

Ибо главная функция "вожака стаи сеньоров" заключалась, прежде всего, в том, чтобы поддерживать баланс интересов внутри всей "стаи сородичей-конкурентов", выступая верховным арбитром в борьбе между ними и не позволяя никому из них существенно изменить общий баланс ресурсов и военных сил в свою пользу. Следующая за нею, но логически первенствующая, функция "вожака стаи" заключалась в поиске объектов, которые могут стать добычей для всей "стаи", организации самого процесса захвата и раздела этого объекта как добычи. И ещё одна функция "вожака стаи" состояла в организации защиты уже захваченной кормящей территории всей "стаи" от посягательств со стороны всех других "стай".

Когда и поскольку "вожак стаи сеньоров" не справлялся с надлежащим исполнением своих функций, тогда и постольку начинались "войны алых и белых роз" или/и королевство прекращало существование, будучи поглощенным одной или несколькими конкурирующими "стаями" сразу или постепенно по частям. Это совсем не обязательно означает полную утрату формальной независимости поглощаемым королевством (царством, империей), то есть открытое превращение его в колонию. Победители могут сохранить за поглощенным королевством (царством, империей) формальную (номинальную) независимость, а вот фактическая независимость таким поглощенным королевством (царством, империей) будет утрачена, то есть оно станет неоколонией.

В силу такой социальной организации дворянства, которая не была формой его самоорганизации снизу, но было формой его (дворянства) организации сверху, причём организации не единой, хотя и осуществлённой по одному и тому же принципу, а иерархически-фрагментированной, абсолютное большинство дворянства участвовало в ней не непосредственно, а опосредствованно. Такая социальная организация не есть форма непосредственной самоорганизации дворянства в господствующий класс, но есть форма всего лишь опосредствованной организации дворянства в господствующий класс - опосредствованной верхом иерархически-фрагментированной пирамиды дворянства.

Поэтому королевство, царство или империя, дворянство которых организовано в господствующий класс таким опосредствованным способом, не является завершившим своё становление политическим государством, но является всего лишь становящимся политическим государством. Однако и становящимся государством оно является лишь постольку, поскольку имеет устойчивую тенденцию к превращению в единый общественный организм воспроизводства всего народа или хотя бы его большей части как народа и/или как нации. В общественных условиях становления Нового Запада речь могла идти исключительно и только о воспроизводстве большей части каждого из становящихся народов не как народов непосредственно, но как наций, то есть как превращенной (опосредствованной) формы соответствующего народа, который становился народом одновременно со становлением наций. Поэтому такое королевство, царство или империя как становящееся политическое государство в действительности не есть политическое государство, но есть всего лишь политическое прото-государство.

Церковная корпорация на территории каждого королевства была организована внутри самоё себя аналогично организации дворянства. Однако наличие общего надгосударственного духовного государства (олицетворяемого Ватиканом) выводило вопрос о конкуренции входящих в неё "сородичей волков" на более высокий политический, институциональный, административный и судебный уровень, чем самоё это территориальное подразделение духовного государства. Тем более что нередко на территории одного королевства имелось не одно, а несколько территориальных подразделений духовного государства - речь идёт не только о епархиях или территориальных областях, возглавляемых кардиналами, но и о монастырях, и особенно о монашеских орденах как территориальных и экстерриториальных ставропигиях центральной администрации духовного государства. Но это, в свою очередь, являлось дополнительным фактором, препятствовавшим самоорганизации церковной корпорации в единый, становящийся национальным, отряд этого общественного класса.

Крестьянство в корпорациях не участвовало, кроме территориальной соседской общины, которая по мере христианизации, принимала форму приходской общины. Последующее превращение крестьянства в парцельное крестьянство, то есть окончательная утрата крестьянами социальной организации в форме большой семейной общины, надолго превратило крестьян в социальные атомы, не способные ни к каким формам самоорганизации, кроме пушечного мяса религиозно-политических движений и войн, а также бунтов и артелей разбойников.

Ситуация с цехами совсем другая. Каждый цех - особая корпорация точно так же, как и каждая корпорация дворян или священства (включая монашество), однако по своему общественному характеру цех был совсем другой корпорацией. Его общественная природа совсем иная, чем у других корпораций, ибо цех был подлинной корпорацией духовного родства - формой общественной самоорганизации своих членов не только для производства того продукта, на котором специализировался цех, но и для воспроизводства всех своих членов. Это были общественные воспроизводственные организмы, возникшие для производительного потребления и обеспечения гарантированного (насколько это вообще возможно по имеющимся общественным условиям) сбыта производимых товаров как средства для потребительного производства своих членов.

Цехи организовывались в город как в корпорацию, имеющую те же самые цели, что и каждый цех. Цехи по своей общественной природе не могли быть "сородичами-волками", ибо предметы особого интереса каждого цеха, конституировавшего его как таковой, не были тождественны, но были различны у разных цехов, во-первых, и нередко были результатом общественного разделения и кооперации труда между ними, во-вторых. И города как формы территориальной самоорганизации цехов, хотя и конкурировали с другими городами в той части, в какой они были производителями конкурирующих товаров, в действительности находились друг с другом во всё более усиливающейся рыночной связи и во всё более развивающихся товарно-денежных отношениях.

Интересы городов в действительности противоположны не только интересам королевской власти и дворянства, но и интересам церкви. Речь не только об интересах материальных, хотя, прежде всего, именно о них, но и об интересах политических. Королевская экономическая, политическая, административная, фискальная и судебная власть со всеми её "нерациональными и бессмысленными" (для городов) расходами, покрываемыми за счёт городов, и проявлениями произвола, будучи абсолютно неподконтрольной городам, не могла не восприниматься ими как экономический и политический враг.

Дворянство и церковь выступали одновременно не только как агенты и конкуренты королевской власти, но и как прямые конкуренты городов. Они необходимо и неизбежно воспринимались таковыми, чем больше своей деятельностью они снижали спрос на товары городов, поставляли на рынок конкурирующие товары, ограничивали поставки сырья, иным способом затрудняли товарно-денежное обращение, ухудшая его условия.

С другой стороны, в той мере, в какой королевская власть, та или иная конкретная корпорация дворян и церкви являлись потребителями товаров конкретного города, а также выступали союзником данного города в защите им своих интересов от других корпораций, конкурирующих с данным городом, они была союзником этого города. Он воспринимал их союзниками в той мере, в какой они участвовали в создании и улучшении необходимых общих условий производства: единство мер и весов, обеспечение устойчивости денежного обращения, строительство и содержание дорог, уменьшение объёмов обложения налогами, пошлинами и поборами, протекционизм и иное обеспечение преимуществ во внешней торговле и другое.

Потребность в военной, экономической и политической защите самих себя от произвола и посягательств со стороны центральной институциональной власти королевства (царства, империи), а также со стороны корпораций дворян и церкви всех уровней усиливала тенденцию к интеграции городов, обусловленную, прежде всего, развитием товарно-денежных отношений между ними. Отсюда неизбежно проистекали не только союзы торгово-купеческих и ремесленных городов, но и становление Нового Запада как капиталистического материального государства.

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 7-9 октября 2019 года.

Все материалы Автора


Источник

1
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир

К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3

Источник: Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии

30.01.2015 16:00 - НСМБЖ

Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов

Источник: За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном

27.04.2015 22:05 - НСМБЖ

Ревность или забывчивость Кремля

Источник: Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.

01.06.2015 9:24 - Fine

Какая нужна перестройка России?

Источник: Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.

16.07.2015 15:24 - НСМБЖ

Пошла борьба за души белорусов

Источник: Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать

24.11.2015 13:17 - Fine

Кому выгодно запугать человечество?

Источник: Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,

22.04.2015 13:18 - НСМБЖ

Как сохранить духовную чистоту Беларуси

Источник: Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт

09.04.2015 18:29 - Orlovsky

"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя

Источник: Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран

26.03.2015 14:11 - НСМБЖ

"Белорусский мир" живет по совести

Источник: Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским

24.11.2014 11:15 - Fine

Сколько можно гадить?

Источник: Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел

24.06.2016 23:29 - НСМБЖ

Развал Евросоюза или очередная многоходовка

Источник: Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию

19.01.2015 12:40 - НСМБЖ

Владимир Соловьев: Нас опять обманули!

Источник: Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского

03.12.2014 11:10 - НСМБЖ

Зачем России гражданская война в Беларуси?

Источник: На глазах изумленной публики одного Союзного государства разворачивается очередная торговая война. Очередной раз, Россия бросила в бой весь свой административный ресурс в борьбе с белорусской пищевой промышленностью.

17.09.2014 11:55 - Fine

Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев

Источник: Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу

15.01.2015 17:14 - Fine

Кому мешает язычество?

Источник: В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять

19.01.2015 10:41 - Orlovsky

И снова о логике и о Старикове в ней.

Источник: И снова Стариков вешает о том, что главная цель госдепа - это втянуть Россию в войну с Украиной. И снова приходится усомниться в способности Старикова к анализу: Втянуть Россию в войну - как два пальца об асфальт!

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть