О «государственных младенцах — вечных недорослях»
02.07.2022 9:55
В публицистике РФ нет ничего более банального, чем проведение аналогий происходящего в РФ с Византией вообще, а в части "картины нравов элиты РФ" — в особенности.
Но нет ничего и более ошибочного, чем эта банальность, давно уже ставшая не более чем тривиальностью = обычной пошлостью.
ТГ-канал "Псковское Агентство Информации" пишет для "Кремлёвского безБашенника" о специфике нынешней "элиты" РФ, не позволяющей ни одного из её персонажей устойчиво приписать ни к какой идеологически и политически определённой партии (см.: https://t.me/informpskov/23553).
Авторы этой записи начинают с указания на то, что в РФ "трансфер власти все больше напоминает бензиновое пятно в воде: красиво, переливчато, но при этом с водой не смешивается" (курсивом здесь и далее выделено мною — В.В.).
"В этом смысле, — замечает далее автор текста "Псковского Агентства Информации", — деление элит вообще затруднено: все то же бензиновое пятно, элиты сами в себе, при необходимости окрашиваются в нужный цвет. Вчера ты миротворец, сегодня ястреб. Год назад завзятый либерал, сейчас — консерватор".
И эту современную "картину нравов элиты" РФ цитируемые авторы обобщают (генерализируя) так: "Ключевые аспекты трансфера, которого нет, в России не меняются десятки лет: сохранение влияния на финансовые потоки, принадлежность к лагерю того или иного сюзерена и возможность окрашиваться в его цвета, и близость к Самому".
Ну и уже как "вишенка" на этом "торте" в заключение идёт классифицирующе-оценочное "резюме" sub specie aeternitatis ("с точки зрения вечности"): "Наследие Византии никогда не уходило из России. Оно с нами навсегда".
"Византия", — говоришь!
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том же самом произведении "Господа ташкентцы. Картины нравов" (том 10-ый в 20-томнике собрания сочинений Салтыкова-Щедрина) резюмировал характеристики "государственных младенцев" не токмо Российской Империи одной, но и Франции с Германией и Австро-Венгрией также, прямо указав на Шарля Луи Наполеона Бонапарта (Наполеона III-го), князя Клеменса Венцеля Лотара фон Меттерниха-Виннебурга цу Бейльштейна и Отто Эдуарда Леопольда Фюрста фон Бисмарка-Шёнхаузена, Хэрцога цу Лауэнбурга.
Итак, "государственный младенец тем отличается от прочих людей вообще и от людей государственных в особенности, что даже в преклонных летах не может вырасти в меру человека", — резюмирует Михаил Евграфович.
Иными словами, "государственный младенец", коего чуть позже Салтыков-Щедрин называет "недоросль" или, что есть тоже самое, "Митрофан", отнюдь не есть "человек государственный", то есть не государственный деятель в точном смысле этого выражения ("понятия").
"Вглядитесь в его ["государственного младенца"] жизнь и действия, — пишет Михаил Евграфович, - и вам сразу будет ясно, что он совсем не живёт и не действует, в реальном значении этих слов, а всё около чего-то вертится и что-то у кого-то заимствует. Или около человека, или около теории, вообще около чего-то такого, что с ним, государственным младенцем, не имеет ничего общего".
"В низменных слоях общества это свойство обнаруживается с особенною наглядностью. ... он не вырос и никогда не вырастет в меру человеческого роста, потому что он не живёт, не поступает, а вертится и гоношит".
"В высших сферах это состояние вечного младенчества выступает не так рельефно", — обращает внимание наш крупнейший писатель-социолог 19-го века.
А почему "не так рельефно"?
"...во-первых, потому, что человек-планета, около которого вертится человек-спутник, не всегда бывает для простого глаза видим, — отвечает он, — а во-вторых, потому, что если человек-планета и видим, то он заявляет о своём присутствии в более мягких формах".
И вот далее Михаил Евграфович вопрошает: "Сколько спутников имели и имеют, например, такие планеты, как Меттерних, Наполеон, Бисмарк и другие? Сколько спутников имели и имеют другие, еще более таинственные планеты, как, например: неуклонное исполнение обязанностей, строгость, натиск, нелицеприятное применение правосудия и так далее?"
"На эти вопросы,— пишет он, — ни один мудрец даже приблизительно не ответит".
И эта структура не только государственной службы, но и всякого аппарата во всяком крупном учреждении, сопоставимом по своим масштабам с политическим государством, а именно структура "человек планета или функция-планета — мириады спутников вокруг, нисходящие и расширяющиеся сверху вниз" — это отнюдь не случайное, не единичное, но закономерное общественное явление.
"Стоит начертить круг, дать ему название системы или принципа, чтобы в этом круге появились мириады вечных недорослей, которые, по первому манию, и в лавочку за икрой побегут, и подслушать не прочь, а в случае крайности даже из ружья выпалить готовы", — указывает Михаил Евграфович в тех самых "Картинах нравов господ ташкентцев", кои мы и цитируем здесь.
Всякому вечному недорослю, Митрофану или, что есть то же самое, "государственному младенцу" "и боязно, и в то же время он сознаёт, что не подслушать для него никак невозможно. Подобно выдрессированному зайцу, приближается вечный недоросль к взведенному курку ружья, дрожа всем телом, хватается зубами за веревочку, спускает курок... и прежде чем ружье успеет выпалить, падает в обморок".
"Кажется, — заключает Салтыков-Щедрин, — тут есть всё: и отвращение к огнестрельному оружию, и страх и даже обморок, а все-таки он спустит курок и в этот, и в другой, и в миллионный раз, потому что этого требует от него система, это предписывает человек-планета: Меттерних, Наполеон III, Бисмарк..."
И что, ежели "человек-планета" или "функция-планета" потребуют от "государственного младенца-недоросля-Митрофана" переменить идеологический и политический окрас, он его не переменит?
Да в один миг — в воздухе переобуется! Чего свидетелями и "бытописателями" на каждом шагу сплошь и рядом вся эта тусовка "тележная", а прежде — телевизионная или радийная, как раз и является доныне.
А ежели, заметим мы, ни один персонаж, занимающий место "человека-планеты" в соответствующем учреждении, даже и на след от астероида, сгоревшего в плотных слоях атмосферы, не тянет, то тогда что?
Тогда одни "государственные младенцы-недоросли-Митрофаны" повсеместно на самом-самом верху, а вокруг каждого из них, однако же, мириады тех, кто чем ниже, тем микроскопичнее и микроскопичнее, но "вертятся и гоношат" оне аки спутники, претендующие когда-нибудь стать планетами, ежели прикажут!
Это уже и на театр-то давно не тянет — шапито, и только, да и то в самом лучшем случае! И чем дольше сие шапито длится, тем оно всё более тривиально и ещё тривиальнее = пошло и ещё пошлее.
Ну так и где ж здесь-то Византия?
Это Франция, Германия и Австро-Венгрия второй половины 19-го века — Византия!?
А что, кстати говоря, в этих самых Франции, Германии и Австро-Венгрии в последнюю четверть 19-го века происходило?
В них, как и в США, и в Британии, происходил процесс превращения общественного капитала в финансовый капитал, вышедший на финишную прямую своего становления (возникновения) в качестве всеобщей формы Капитала — Финансового Капитала, а равно и превращения "новой финансовой аристократии" (Маркс) в глобально единый Финансовый Интернационал.
И одновременно с этим шёл обусловленный первым процесс возникновения тех самых Аппарата и тоталитаризма, которые стали объектами социологических исследований уже в первой половине 20-го века, получив обобщение в работах Пьера Бурдье и руководимого им Европейского центра социологии уже в третьей четверти этого 20-го века.
Но родоначальником научных исследований общественной природы финансового капитала, "новой финансовой аристократии", различных форм тоталитаризма и Аппарата стал Маркс, и таковым он остаётся доднесь, как бы это ни было противно современным "государственным младенцам-недорослям-Митрофанам".
Василиев Владимир, 1 июля 2022 года.
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымПопулярные новости
18.07.2015 8:42 - Василиев Владимир
К оценке текущего момента истории России и мира. Ч.3
Рассматриваются субъекты исторического развития и социальной революции, формы организации пролетариата в класс для себя и соотношение между ними, а также соотношение пролетариата и революционной партии
30.01.2015 16:00 - НСМБЖ
Почему Беларусь вызывает нервные колики у либералов
За семь часов непрерывного общения с прессой Александром Григорьевичем Лукашенко было сказано много интересного. Что естественно нашло отклик во многих СМИ и не только русскоязычных. Особую ярость в обсуждении и циничном
27.04.2015 22:05 - НСМБЖ
Ревность или забывчивость Кремля
Вчера в российском эфире был представлен очередной шедевр документалистики, фильм "Президент". Два с половиной часа освещалось пятнадцатилетнее правление Россией Владимиром Владимировичем Путиным.
01.06.2015 9:24 - Fine
Какая нужна перестройка России?
Сложные чувства оставила последняя передача "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Как всегда первая часть посвящалась Украине и перемалывание в очередной раз одного и того же давно не впечатляет.
24.11.2015 13:17 - Fine
Кому выгодно запугать человечество?
Может, кому-то и не нужно понимать, что происходит в мире, кто-то считает, что нагнетаемый из каждого утюга страх и истерика идет на пользу человечеству, но мне кажется, что идет спланированная акция. Начнем разбираться с происходящим,
16.07.2015 15:24 - НСМБЖ
Пошла борьба за души белорусов
Вот и закипели страсти на различных СМИ в борьбе за белорусов перед предстоящими выборами. Финансовые потоки свежеотпечатанных евро и долларов потекли в карманы тем, кто борется за души белорусов. Ведь так соблазнительно сделать
22.04.2015 13:18 - НСМБЖ
Как сохранить духовную чистоту Беларуси
Республика Беларусь, сегодня это самое стабильное государство в регионе. И это несмотря на то, что творится вокруг. С трех сторон нашей страны слишком много стало США. В Прибалтике, на Украине и Польше американские солдаты, получившие опыт
09.04.2015 18:29 - Orlovsky
"Псакино племя" или как унтер-офицерская вдова высекла сама себя
Многие, уверен, слышали о такой известной конторе как Amnesty International. Так вот, намедни это правозащитная контора, неоднократно замеченная в праведном гневе о нарушении всевозможных прав человеков из не лояльных госдепу стран
26.03.2015 14:11 - НСМБЖ
"Белорусский мир" живет по совести
Белорусское общество можно поздравить с очередной победой, где совесть и здравый смысл оказались сильней, чем продажность и зомбированность. Опять обиженному на Беларусь великому комбинатору из школы О. Бендера, Джону Соросу и его вашингтонским
24.11.2014 11:15 - Fine
Сколько можно гадить?
Капитализм трещит по швам. Кризис перепроизводства, расслоение общества на бедных и богатых, радикализация религиозных течений, войны и кровопролитные локальные конфликты. Мир, все больше похож на кипящий котел
24.06.2016 23:29 - НСМБЖ
Развал Евросоюза или очередная многоходовка
Смешанные чувства вызывают итоги референдума в Англии. С одной стороны, вроде воля народа, а с другой, как то совсем не верится в то, что там это кого-то волнует именно воля народа. Ведь отправляя свои бомбардировщики в Ливию
15.01.2015 17:14 - Fine
Кому мешает язычество?
В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять
19.01.2015 12:40 - НСМБЖ
Владимир Соловьев: Нас опять обманули!
Вчерашняя передача по РТР "Вечер с Владимиром Соловьёвым" оставила тяжелый осадок. Вся первая часть посвящалась событиям в Новороссии, гибели женщин и детей под бомбами и ракетами киевской хунты. Не повезло руководителям российского
17.09.2014 10:55 - Fine
Что ждет Новороссию, если они лягут под Киев
Пора честно и откровенно признать факты, в которых легко убедиться и просто поверить. Современной цивилизацией управляют многодетные традиционные семьи, которые объединены общими интересами, которые всегда помогают друг другу
11.03.2020 8:53 - Василиев Владимир
Чем завершится идущее ныне перераспределение власти в мире?
Характер, содержание, ход и исход тотального перераспределения власти над человечеством и его общественным воспроизводством кратко резюмированы как завершение развития
11.01.2019 22:37 - НСМБЖ
Белорусский народ между Россией и Западом
Если верить в то, что история развивается по спирали и на каждом свое витке преподает тому или иному народу уроки, раз за разом пока он не будет выучен, то у белорусского народа наступил