Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Русские дружины в бою

28.02.2013 15:14

-  100/500
Русские дружины в бою

Обычно при слове рыцарь у нас в сознании возникают образы, с детства знакомые романам Вальтера Скотта или уже по фильмам о короле Артуре и его рыцарях круглого стола. Это тяжеловооружённый конный воин, защитник слабых и угнетённых. А сами события происходят в "старой доброй Англии" или "милой Франции".

Однако историками давно установлено, что тяжеловооружённая кавалерия была неотъемлемой частью русского войска со времён Древнерусского государства. В этом отношении русские были наследниками традиций тяжёлой кавалерии сарматов-аланов. Да и само слово "рыцарь" - славянское, древнерусское - "рыцерь", близкое к слову царь, южнорусское - "лицар, рицар", польское - "rусеrz". По одной версии, это слово восходит к индоевропейским словам "рыс" - скакать верхом, и "сар" - знатный человек. По другой версии, к немецкому слову ritter - "всадник". В Европе рыцари, собственно рыцарями не назывались. Во Франции это были chevalier (шевалье) — "едущий на лошади"; в Испании - caballero (кабальеро) - "всадник, рыцарь, дворянин" (от лат. caball?rius "конюх" из лат. caballus "лошадь"); в Италии - cavaliere ("кавалер"); в Англии - knight (от др.-англ. cniht "парень"); в Германии - ritter ("всадник").

На Руси же чаще всего этих воинов обозначали словом "храборъ" или "витязь" (от индоевропейского "видьяти" - побеждать, санскр. Vijaya). Слово витязь было широко распространено и у других славянских народов: боснийское, словенское, хорватское - vitez, сербское - витез.


В результате и сложился миф, что настоящие рыцари "там", на Западе. У нас русских воинов полюбили рисовать этакими простодушными, сильномогучими богатырями-"валенками", которые больше брали не умением и знанием, а "силушкой", или вообще везением. Представления эти уходят в 18 столетие, когда шёл процесс тотального пересмотра русской истории, которую писали в интересах Запада, часто просто немцы. Внесла свою лепту и церковь, которая прививала мысль о том, что русские-славяне всегда были "богобоязненным", смирным, чуть ли не робким народом. Каким образом "мирные" и "богобоязненные" русичи отстояли себя в условиях постоянной войны на северо-западных, западных, южных и восточных рубежах, да ещё часто и внутренних войн, а затем ещё и занять территорию, больше которой не занимал ни один народ (имеется в виду непосредственно русская территория, а не заморские колонии), при таком взгляде остаётся загадкой.


Если же изучить тексты былин, летописей, да страницы войн, которые вели русские, всё становится на свои места. Никаких "миролюбивых увальней" никогда не было (иначе русских бы просто уже не было, или они доживали свой век в составе чужого государства). Надо сразу отметить, что в военном аспекте русский народ непобедим. Даже последние краткие вспышки его военной активности, вроде броска десантников в Приштину или разгрома вымуштрованной лучшими западными инструкторами грузинской армии, по-прежнему вызывают в мире истерику и панические настроения. И это притом, что сейчас русский исполин усыплён "сказками" о "мире во всём мире", торжестве пацифизма и гуманизма и прочими благоглупостями. Русские воины во все времена умели весьма жестко отстаивать право народа на жизнь, ставя на место любого врага.


Во главе дружины был князь. Он первоначально выполнял четыре основные функции. Во-первых, князь - это военный вождь, защитник племени, земли-княжества. Это его главная задача - защищать свой народ, если он не справлялся с ней, в Древнерусском государстве его могли просто изгнать. Во-вторых, обязанность князя - "наряд", т. е. поддержание порядка на вверенной ему территории. В-третьих, князь выполнял судебную функцию, в её рамках появился такой памятник русского права, как "Русская правда". В-четвертых, князь обладал священной властью, выполнял жреческие функции до принятия христианства. Оставшись без князя (позднее царя), русские люди чувствовали себя неуютно, терялась связь с небом. Не зря князь Владимир провёл две религиозные реформы - поставил кумиров в 980 году, а в примерно 988 году принял христианство и начал крещение Руси. Да и с принятием христианства отношение к князю, как первосвященнику почти не изменилась. Именно князья занимались продвижением христианства в народные массы. Первыми русскими святыми стали тоже князья. В дальнейшем этот взгляд на княжескую власть был укреплён и византийской теорией о божественном происхождении власти. Это отношение сохранилось в Московской Руси и Российской империи, где церковь всегда была в подчинённом положении, в отношении царской (императорской) власти.

Князь всегда выступал в окружении верной дружины, боевых товарищей, соратников, охранителей и ударной силы всего русского войска. В 9-12 столетиях князь и дружина это нечто нерасторжимое, единое целое. Отношения в дружине были похожи на родственные и первоначально их заменяли, т. к. воин, поступавший в дружину, терял связь со своим родом и племенем. Слово "дружина" есть у всех славянских народов. Оно происходит от слова "друг" (свой, помощник, соратник).

Размеры дружины могли колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч воинов. Однако это были отборные воины-профессионалы, чья жизнь была посвящена только военной службе (в современном мире, с ними можно сравнить военные спецподразделения). Если простые "вои"-ополченцы, после выполнения задачи - похода, отражения набега, вторжения, расходились по домам и возвращались к прежней жизни земледельца, ремесленника или охотника, то дружинники были профессиональными воинами. По сообщению арабского путешественника Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем "в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников". Дружина Святослава Игоревича, с которой он сокрушил Хазарию и завоевал Болгарию, составляла около 10 тыс. бойцов. Дружина его правнука, сына Ярослава мудрого - Святослава II Ярославича, с которой он разбил половецкое войско, состояла из 3 тыс. воинов.

Исходя из того, что дружинники были всегда на передовой, грудью встречая опасность, они получили привилегированное положение. Они получали лучшие части военной добычи. Князь щедро одарял дружинников золотом и серебром. На пирах, они ели с лучшей посуды и получали лучшие куски. Достаточно вспомнить обиду дружинников на Владимира: "Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными". Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра". Ибо Владимир любил дружину и с ней совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны".

Необходимо отметить, что пиры с дружинниками играли важную роль в то время. Русский пир был настоящим обрядовым действием, идущим с древнейших времён (видимо, от первобытных охотников, вместе поедающих добытого животного), исполняя его, люди чувствовали себя частью единого рода, племени, народа. Сидя за одним столом, все могли почувствовать себя частью огромного, могучего целого (чувство единения).

С развитием общественной системы, к XI—XII вв. дружина делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую, младшую. Старшие дружинники (княжие мужи, бояре) стали получать не только взятые в походах движимые ценности, но и регулярные дани с городов, поселений. Они стали занимать высшие военные и гражданские должности - посадников, воевод, тысяцких, послов, советников князя, его ближней думы. Складывалась феодальная система, на вершине которой был князь. Его непосредственными вассалами были старшие бояре (некоторые могли вести свой род от племенных князей), они в качестве волостей получали целые города. Выполняя административные, налоговые, судебные и военные функции, они одновременно получали право "кормиться" с подконтрольной территории. Вассалами старших бояр были мелкие бояре, и, возможно, младшие дружинники.

Младшая дружина включала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки, дети боярские, мечники. Они по мере развития феодальной системы перестали быть "друзьями" князя, становясь военно-служилым сословием. Они могли получать за службу и заслуги небольшие деревни, из нескольких дворов и в будущем стали "дворянами".

Точное значение разрядов младшей дружины неизвестно. Так, есть предположение, что "гридями" называли телохранителей князя, которые жили непосредственно рядом с ним, в гридницах. "Мечники" входили в непосредственное окружение князя, выполняя разного рода административные функции. Слово "кмети" означало не только дружинников, но и свободных общинников. Ещё сложнее с "отроками" (в переводе, "не имеющие права слова, голоса"). Это слово изначально обозначало младшего члена рода, который не имел права высказывать своё мнение в совете взрослых мужчин. По источникам видно, что не все отроки были младшими дружинниками, часть их них выполняла роль дворовой прислуги. Поэтому, есть мнение, что отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе. Возможно, часть из них была "учениками", детьми, которые проходили военное обучение (некоторые из них могли быть детьми дружинников). С другой стороны, в источниках отроками могут называть дружину вообще. Так, в Повести временных лет сообщается, что когда началось вторжение половцев: "Святополк же стал собирать воинов, собираясь идти против них. И сказали ему мужи: "Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов", Он сказал: "Имею отроков своих 700, которые могут им противостать".

Ещё один разряд младшей дружины - "детские". Они стояли выше по рангу, чем отроки. Они не несли службы по двору, могли занимать высокие административные посты. По мнению И. Я. Фроянова, их значительною долю могли составлять дети знати, боярства (Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории).

Таким образом, в 12-13 столетиях вольная дружина времен "военной демократии" стала терять подвижность и превращаться в феодальное сословие обременённое землями, деревнями. У старших дружинников появились свои личные дружины, которые вливались в состав общей рати, при военной необходимости. Но и после превращения в феодалов, дружинники оставались ударной силой войска, его советниками и соратниками.

Русские воины и русские дружинники с самой глубокой древности отличалась особой психологией, для которой был характерен культ "боевой злости", презрения к смерти, отчаянной дерзости и храбрости, агрессивного пренебрежениями силами противника. Можно вспомнить несколько высказываний великого русского полководца Александра Суворова, который воспитывая "чудо-богатырей", был продолжателем древней славы русского оружия: "...ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе"; "Мы русские, мы все одолеем"; "От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может"; "Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет"; "...русские не могут отступать"; "Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб".

Прекрасный пример русского воина и русского духа дают и подвиги великого Святослава. Перед решительным сражением с ромеями (византийцами), которые значительно превосходили его дружины в числе, Святослав сказал: "Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имут. Ежели побежим, срам нам будет. Не побежим, но станем крепко, я же пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь". И ответили дружинники: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим".

В изложении ромейского хрониста Льва Диакона похожую речь Святослав произнёс в осаждённом Доростоле, когда на военном совете была высказана мысль о тайном отступлении из осаждённого города на кораблях или мирных переговорах с ромеями. Святослав (его византиец называет Сфендославом) глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: "Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!" Далее Лев Диакон сообщает, что росы (он их часто называет "тавроскифами" и "скифами") никогда не сдаются врагам даже побежденные, когда нет уже надежды на спасение, они убивают себя сами.

Изначально состав дружины не отличался социальной однородностью. Большая часть дружинников в первые века развития древнерусского государства имели простое происхождение, из свободных общинников, воинов племен, земель. Они занимали своё положение благодаря не происхождению, а личным качествам. Оно было заработано собственным мужеством, заслужено или добыто благодаря счастливому случаю. Социальная мобильность тогда была очень высокой. Рядовой воин, ополченец мог стать княжеским дружинником, а его потомки - боярами. В свою очередь род древних славянских князей, старейшин мог легко прерваться, или опустится на уровень простонародья. На начальном этапе в дружину брали исключительно по личным качествам: воинскому умению, храбрости, мужеству. Так, можно вспомнить рассказ Повести временных лет о том, как князь Владимир сделал кожемяку, который победил в единоборстве печенежского богатыря, "великим мужем" и отца его тоже. Да и былины сообщают, что Илья был "крестьянский сын", а Алеша "роду поповского". Да и с Добрыней Никитичем не всё ясно. Двор у него богатый, но в некоторых былинах его именуют "крестьянским сыном".

Надо отметить, что у многих людей в отношении былин сложилось весьма неправильное представление, как о "сказках". Во-многом это связано с тем, что для детей былины пересказаны в "сказочной", упрощённой форме. В них были исключены "взрослые", жестокие, даже кровавые эпизоды, смягчена лексика. Человек вырастал, а представления остались детскими. Былины - это не сказки, а песни, основное отличительное качество которых заключается в том, что народные сказители-певцы, которые исполняли их, пересказывали подлинные события. В древности они исполнялись по всей территории Руси. В 18-19 столетиях, когда их начали записывать, искать, они сохранились лишь на Русском Севере, особенно в среде свободных крестьян-поморов.

Мелодии этих песен протяжны и величественны. Сюжеты подчас жестоки, как и сама жизнь. Не боялись исполнители применять и "взрослые" слова. Понятно, что за столетия в былинах могли появиться неточности, исправления. Так, древних хазар, печенегов и половцев заменили поздние татары. Однако историческая основа проглядывается в них весьма зримо. Причём настолько сильно, что известный советский историк Б. Д. Греков назвал былинный эпос "устной историей". Именно русские летописи, былины и византийские источники дают нам большинство данных на устройство русского войска. Изначально словом "дружина", "войско" было охвачена вся совокупность полноправных мужчин. Только с углублением социального расслоения, "дружиной" стали назвать только воинскую элиту, непосредственных соратников князя.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (1)

robroy42@mail.ru29.06.2014 - 18:31

Очень интересные исторические зарисовки. Возникает гордость за своих русских предков. Видимо, генетическая память ещё сохраняет русский народ от ассимиляции с европейцами и прочими народами. В глубинах нашего изменившегося общества ещё сохранился дух наших предков и мы по-прежнему непобедимы. Даже то, что молодая часть нашего общества стала в значительной мере гнилой из-за тлетворного влияния Запада, его культуры и их ценностей, всё равно в минуты величайшей опасности нашему русскому обществу и Родине в нас заговорит голос гордых и независимых предков. НЕТ и НЕ БУДЕТ СИЛЬНЕЙ НАРОДА РОССИИ (СВЯТОЙ РУСИ)

ОтветитьПожаловаться




Популярные новости

05.08.2013 19:47 - солдат

Адмирал Ф.Ф.Ушаков. 43 крупных сражения - поражений нет,потерянных кораблей нет

Источник: Фёдор Фёдорович Ушаков (13 (24) февраля 1745 — сентябрь 1817) — русский адмирал, один из основоположников манёвренной тактики морских

02.04.2013 9:12 - smeshinka

Голодомор в Европе и США - голые факты

Источник: Сегодня тема голода 30-х годов на Украине часто используется антикоммунистами с целью оклеветать и очернить советский период истории нашей страны. Современные «историки», клевеща против

04.03.2014 13:02 - советский солдат

Горькая правда: Кто же сжег Хатынь?

Источник: Один из актуальнейших вопросов последнего времени — попытка примирения ветеранов Великой Отечественной войны и вояк из ОУН-УПА. В дискуссиях на эту тему в первую очередь должны

13.01.2014 8:43 - солдат

Душа - Богу, сердце - женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому.

Источник: Данное учебное пособие подготовлено на основе труда ротмистра царской армии В. М. Кульчинского "Советы молодому офицеру". В нем раскрываются основные нормы и правила поведения, нравственные ценности Российского офицерства. Пособие может быть использовано командно-преподавательским

10.09.2013 17:31 - Sergey2013

Бунты, мятежи и восстания в СССР

Источник: По радио бодро рапортуют о новых свершениях советского народа под руководством КПСС. Звучат радостные песни. В кинотеатрах идут фильмы. Фильмов снималось много и все они были призваны внушать, в какой удивительной стране мы живем. Но и и в стране, где был тоталитарный контроль, происходило то, о чем никто нигде не писал и не говорил.

31.07.2013 21:48 - солдат

История создания автомобиля ГАЗ-М20"Победа"

Источник: В 1943 году, после победы под Сталинградом, в Горьком, на автозаводе имени Молотова началась работа над новым автомобилем. И это был не грузовик, или тягач для пушек, и это даже было не санитарной машиной. Это была легковушка. По эскизам художника Вениамина Самойлова

20.12.2012 11:59 - 100/500

О политических репрессиях в СССР 30-х годов

Источник: Тема политических репрессий в СССР при Сталине является одной из самых обсуждаемых исторических тематик нашего времени. Для начала определим термин "политические репрессии". Вот что говорят словари.

29.08.2013 17:10 - солдат

Войсковая разведка в годы Великой Отечественной войны

Источник: Разведка, добывая сведения о противнике, является одним из важнейших видов боевого обеспечения, направленного на предотвращение внезапного нападения противника, снижение эффективности

05.10.2012 12:13 - солдат

Генерал Маргелов: "Первым пойдёт мой сын Сашка!"

Источник: 5 января 1973 года. Экипаж «Кентавра» — командир подполковник Леонид Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов — докладывает о выполнении сложнейшего задания командующему

02.08.2012 21:59 - солдат

Герои Советского Союза. С топором на фашистов...

Источник: Недавно в интернете наткнулся на один документ времён Великой Отечественной Войны, его содержание повергло меня в лёгкий шок и восторг одновременно. Мне стало интересно подробнее узнать о герое этого документа, о Герое Советского Союза Овчаренко Дмитрие Романовиче

24.01.2014 11:01 - советский солдат

Стихи о Ленине

Источник: 21 января 2014 г. исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Предлагаемая подборка стихов, написанных разными людьми в разные годы и хранящих память о большой стране, в которой жили мы, жили наши отцы, стране, во многом определившей ход всемирного ХХ века, - это след памяти общей

21.03.2013 19:22 - солдат

'Что знает Ваня, и не знает Джонни'. Статья опубликована 17 ноября 1961 года

Источник: Деятели в сфере образования США не могут не признать, что Россия умеет готовить высококвалифицированных ученых и инженеров, но при этом они утешают себя теорией, согласно которой советские школы ничтожно мало внимания уделяют гуманитарным предметам, которые якобы в американских учебных заведениях преподаются блестяще

24.08.2012 23:50 - cas1961

Как убили Свердлова

Источник: Как был убит главный координатор в России действий слуг сатаны по организации самого изуверского ритуального убийства Царя-Богопомазанника

20.12.2013 20:10 - советский солдат

Территории, которые Сталин подарил Польше

Источник: Во время очередного исторического срача на польском форуме я внезапно осознал, что большинство людей нифига не понимает за раздел послевоенной Германии. Вот спрашиваешь очередную

23.01.2013 10:44 - cas1961

Немцы: изгнаны и убиты

Источник: 14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться

01.09.2013 9:43 - солдат

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР (Конституция 1977года)

Источник: Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть