Образование нужно там, где развивается промышленность и наука...
'Что знает Ваня, и не знает Джонни'. Статья опубликована 17 ноября 1961 года
21.03.2013 19:22

Деятели в сфере образования США не могут не признать, что
Россия умеет готовить высококвалифицированных ученых и инженеров, но при этом они утешают себя теорией,
согласно которой советские школы ничтожно мало внимания уделяют гуманитарным предметам, которые якобы в
американских учебных заведениях преподаются блестяще.
Английский профессор Артер С. Трейс-младший (Arther S. Trace Jr.), сотрудник центра по изучению России при
Университете Джона Кэрролла в Кливленде, задался целью 'развенчать эту иллюзию'.
На этой неделе вышла в свет работа Трейса 'Что знает Ваня, и не знает Джонни' (What Ivan Knows That Johnny Doesn't), в которой он
сравнивает учебники России и США по гуманитарным предметам. Профессор высказывает мнение, что этими
дисциплинами в американских школах 'преступным образом пренебрегают', в то время как русские дети 'получают
гораздо более глубокие знания' в этих областях.
Спот против Толстого
Ключевым фактором, по мнению Трейса, является раннее обучение детей чтению. В России дети начинают учиться в
школе в семь лет, на год позже, чем в США. Но благодаря фонетическому методу обучения чтению они за несколько
недель осваивают все буквы своего кириллического алфавита. А затем все ученики - и одаренные, и тугодумы -
начинают заниматься по стандартному учебнику для первого класса, словарный запас которого составляет 2000
слов. Для сравнения, в широко применяющемся американском учебнике начального уровня 'Играй вместе с Диком и
Джейн' (Fun with Dick and Jane) словарный запас не превышает 158 слов. Вот Вам пример: 'Смотри, как я бегу, - сказала Салли. -
Смотри, как бежит Спот. Ой, как весело!'.
Русские по сути дела предпочитают этому 'веселью' более серьезное содержание. Русский ребенок, осваивая
букварь, конечно же, подвергается воздействию пропаганды. Он читает сусальные рассказы о любви Ленина к
детям. Ему внушают, что он должен быть опрятным, усердно учиться, говорить правду, кормить зимой птиц,
помогать старушкам переходить через дорогу и заботиться о папе, когда мама на работе летает на аэроплане. Но
он также узнает о жизни муравьев, пчел и белок. Его учат, как посчитать, сколько грибов на полянке, сколько
птичек на ветке, а также как распознать следы зайцев, лисиц и волков. Не меньше трети этого учебника
составляют самые настоящие литературные произведения - стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русские басни
и семь коротких рассказов Льва Толстого, в том числе русский вариант сказки 'Златовласка и три медведя'.
Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем
классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику - до 8000 слов. Бумага дешевая, зато проза - богатая.
Третьекласснику даются начальные знания обо всем, от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы
анатомии и медицины и как взрослым объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные
заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для
чтения включены рассказы лучших писателей - Чехова, Тургенева, Горького.
Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к
систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США
четвероклассник все еще занимается по 'базовому' учебнику со словарным запасом менее 1800 слов: в нем 'дается
идеальный образ среднего класса' со схематичными мамами и папами, живущими в 'гипотетическом и стерильном
мире', пресные истории, написанные тремя никому не известными женщинами.
'Ни одного нового слова'
Причина подобных ограничений кроется в американском строгом правиле 'контроля над словарным запасом' -
каждому читателю полагается выучивать новые слова очень маленькими порциями. Эти правила 'просто
восхитительны', пишет Трейс. Авторы самых распространенных учебников для чтения с гордостью заявляют, что на
протяжении 100 или более страниц, Вы не найдете ни одного нового слова, ученики вынуждены бесконечно
повторять уже усвоенные слова, и рассказы естественно получаются ужасно скучными. Трейс называет их
'пресными, банальными, бессодержательными и бессмысленными'.
Критическим замечаниям Трейса вторит еще одно исследование, которое недавно опубликовали семеро
негодующих экспертов в области обучения чтению из США, Великобритании и Канады. Этот труд, который
называется 'Завтрашние безграмотные' (Tomorrow's Illiterates), вышел под редакцией английского профессора Чарльза К.
Уолкатта (Charles C. Walcutt) из нью-йоркского Квинз-колледжа. Уолкатт приводит одну распространенную серию
учебников для начальной школы как типичный пример 'контроля над словарным запасом': в конце первого класса,
ребенок, после четырех учебников, выучивает 235 новых слов, при этом на уроках прочитывается 7 257 слов
текста.
Уолкатт и его коллеги попытались разобраться, откуда взялась методика 'смотри-как-бегает-Спот'. Как
выяснилось, она явилась вполне понятным ответом на учебники для начальной школы XIX-го века. В те времена
школьникам приходилось продираться сквозь предложения вроде: 'Существует значительное количество
множественных факторов, позволяющих прогнозировать всплеск энтузиазма'. В 1838 году Гораций Манн (Horace Mann),
известный своей реформаторской деятельностью в сфере образования, с возмущением писал: 'В наших школах
подавляющее количество учеников начальных классов не понимают значение слов, которые они читают'.
Y значит Monkey
Правда, в те времена дети могли произнести и слитно, и по буквам эти малопонятные слова. С помощью
фонетического метода обучения чтению они могли составлять из букв слова. В ходе реформ, пик которых пришелся
на 1930-е годы, учителя стали меньше уделять внимания буквам, и больше словам. В результате появились новые
обучающие методики - ' посмотри и произнеси' и 'целое - слово'. Согласно этим методикам детям нужно было
сначала увидеть слово целиком и только потом членить его на буквы и звуки. К сожалению, учителя
сосредотачивали свое внимание на первом этапе и редко доходили до второго.
Для того чтобы оправдать необходимость внедрения этих методик, было проведено множество всевозможных
'исследований'. Труды таких экспертов, как Артур И. Гейтс (Arthur I. Gates) вроде бы доказывают, что дети распознают
слова по визуальным подсказкам. Например, говорит Гейтс, когда дети видят 'хвостик' (или букву 'у') в конце
слова, они знают, что речь идет о 'monkey'. Правда, потом детишкам предложили по той же схеме распознать 'два
глазика' в слове 'moon' - результат получился предсказуемым. Поскольку буквы для детей утратили свое значение,
'moon' превращалось и в 'boon', и в 'loon' и в 'soon'. Противники этих методик говорят, что теперь американские школьники
неизбежно будут при чтении делать ошибки в схожих словах - 'bolt' вместо 'blot', 'bouquet' вместо 'banquet', 'cottage' вместо
'college' и т.д. и т.п.
Сторонники метода 'посмотри - произнеси' утверждают, что 'контроль над словарным запасом' был введен как раз
для того, чтобы избежать подобных ошибок, так как он позволяет ученикам сконцентрироваться на небольшом
количестве 'безопасных' слов. Когда это не сработало, эксперты изобрели тест на 'готовность к обучению
чтению', который, по сути, представляет детей тугодумами.
Эти 'исследования' доказали, что ребенок готов учиться читать, только когда ему исполняется шесть с
половиной лет, пусть даже здравый смысл нам подсказывает, что многие дети страстно хотят научиться
складывать буквы в слова уже в четыре с половиной года. В результате, говорит Уолкатт, 75% американских
школьников читают не так хорошо, как должны были бы, и 'как минимум 35% из них серьезно отстают'.
Лесси против Гекельберри
Трейс подтверждает свои выводы сравнением методик преподавания литературы и истории после начальной школы.
Например, говорит он, американские пятиклассники читают отрывки из 'Леси возвращается домой', а русские
пятиклассники - Гекельберри Финна. Трейс обнаружил, что 45% изучающих английский язык советских
семиклассников знают английскую литературу лучше, чем их американские сверстники. Он подробно
останавливается на серьезном преподавании истории в России; одним из типичных вопросов для шестиклассников
является просьба перечислить причины Пунических войн.
Не переборщили ли Трейс и Уолкатт? Не слишком ли пессимистичную картину рисуют их исследования? В США
найдутся чиновники от образования, которые заявят именно это. Но все больше учителей начинают осознавать,
что школы США отчаянно нуждаются в учебниках, где не будет место скучным банальностям, и которые помогут
детям значительно обогащать свой словарный запас.
Комментарии к новости (2)


Учатся для того, чтобы мозги прокачивать.
Популярные новости

05.08.2013 19:47 - солдат
Адмирал Ф.Ф.Ушаков. 43 крупных сражения - поражений нет,потерянных кораблей нет
Фёдор Фёдорович Ушаков (13 (24) февраля 1745 — сентябрь 1817) — русский адмирал, один из основоположников манёвренной тактики морских

02.04.2013 9:12 - smeshinka
Голодомор в Европе и США - голые факты
Сегодня тема голода 30-х годов на Украине часто используется антикоммунистами с целью оклеветать и очернить советский период истории нашей страны. Современные «историки», клевеща против

04.03.2014 13:02 - советский солдат
Горькая правда: Кто же сжег Хатынь?
Один из актуальнейших вопросов последнего времени — попытка примирения ветеранов Великой Отечественной войны и вояк из ОУН-УПА. В дискуссиях на эту тему в первую очередь должны

13.01.2014 8:43 - солдат
Душа - Богу, сердце - женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому.
Данное учебное пособие подготовлено на основе труда ротмистра царской армии В. М. Кульчинского "Советы молодому офицеру". В нем раскрываются основные нормы и правила поведения, нравственные ценности Российского офицерства. Пособие может быть использовано командно-преподавательским

10.09.2013 17:31 - Sergey2013
Бунты, мятежи и восстания в СССР
По радио бодро рапортуют о новых свершениях советского народа под руководством КПСС. Звучат радостные песни. В кинотеатрах идут фильмы. Фильмов снималось много и все они были призваны внушать, в какой удивительной стране мы живем. Но и и в стране, где был тоталитарный контроль, происходило то, о чем никто нигде не писал и не говорил.

31.07.2013 21:48 - солдат
История создания автомобиля ГАЗ-М20"Победа"
В 1943 году, после победы под Сталинградом, в Горьком, на автозаводе имени Молотова началась работа над новым автомобилем. И это был не грузовик, или тягач для пушек, и это даже было не санитарной машиной. Это была легковушка. По эскизам художника Вениамина Самойлова

20.12.2012 11:59 - 100/500
О политических репрессиях в СССР 30-х годов
Тема политических репрессий в СССР при Сталине является одной из самых обсуждаемых исторических тематик нашего времени. Для начала определим термин "политические репрессии". Вот что говорят словари.

29.08.2013 17:10 - солдат
Войсковая разведка в годы Великой Отечественной войны
Разведка, добывая сведения о противнике, является одним из важнейших видов боевого обеспечения, направленного на предотвращение внезапного нападения противника, снижение эффективности

02.08.2012 21:59 - солдат
Герои Советского Союза. С топором на фашистов...
Недавно в интернете наткнулся на один документ времён Великой Отечественной Войны, его содержание повергло меня в лёгкий шок и восторг одновременно. Мне стало интересно подробнее узнать о герое этого документа, о Герое Советского Союза Овчаренко Дмитрие Романовиче

05.10.2012 12:13 - солдат
Генерал Маргелов: "Первым пойдёт мой сын Сашка!"
5 января 1973 года. Экипаж «Кентавра» — командир подполковник Леонид Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов — докладывает о выполнении сложнейшего задания командующему

24.01.2014 11:01 - советский солдат
Стихи о Ленине
21 января 2014 г. исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Предлагаемая подборка стихов, написанных разными людьми в разные годы и хранящих память о большой стране, в которой жили мы, жили наши отцы, стране, во многом определившей ход всемирного ХХ века, - это след памяти общей

24.08.2012 23:50 - cas1961
Как убили Свердлова
Как был убит главный координатор в России действий слуг сатаны по организации самого изуверского ритуального убийства Царя-Богопомазанника

20.12.2013 20:10 - советский солдат
Территории, которые Сталин подарил Польше
Во время очередного исторического срача на польском форуме я внезапно осознал, что большинство людей нифига не понимает за раздел послевоенной Германии. Вот спрашиваешь очередную

23.01.2013 10:44 - cas1961
Немцы: изгнаны и убиты
14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться

01.09.2013 9:43 - солдат
Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР (Конституция 1977года)
Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий

27.11.2012 8:03 - свобода
Мифоразоблачение: Колхозное рабство и паспорта.
Впервые миф о том, что у "советских крестьян", колхозников, и работников села не было паспортов я прочитал в своей френдленте у достаточно интересной персоны, национал-социалиста Юрия Круговых