Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова.

18.09.2013 7:40

-  солдат
Поморское воспитание, которое  подарило  России Михайло Ломоносова.

Беломорье - раздольный, но суровый край. Трудно определить границы Беломорья и содержание этого понятия. Это и Белое море, и его жизнь, и его берега, и человек, заселивший их, и труд его, и быт, и радость творчества. И на всём - глубокий отпечаток того же моря, с которым были связаны и жизнь, и труд, и радость, а часто и смерть помора. Во всём неповторимое своеобразие Севера.[ Гемп К.П.Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с. ]

Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.

Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Главные ее отличительные особенности от традиционной русской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские "жонки", подолгу заменявшие отсутствующего хозяина-мужа , назывались "большухами", и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.[ Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX веков. - Ленинград: Наука, 1983, - 231с.]

Цель данной работы: сделать литературный обзор по теме "Поморская семья", охарактеризовать внутрисемейный отношения между родственниками в поморской семье, описать быт: хозяйство, обязанности и права в семье, особенности характера воспитания в поморской семье в отличии от семей центральной России .

Роль женщин в поморской семье

Поморская семья - явление особенное. Роль женщины-матери в семье у поморов несколько иная, более значимая, чем у женщин Центральной России. Женщины и девушки Беломорья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России. Они много помогали мужьям в подготовке к опасному труду на море, а в периоды длительных отлучек мужчин на промыслы - на Мурманскую страду, на Кедовский путь, в плавания в Норвегию - они оставались правительницами всего хозяйства и главой семьи. Поморки знали, опытным путем проверили, "что хозяйкой дом держится". Хозяин - он добытчик на всю семью, не легок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивали, что "без хозяйки - дом сирота", а, молодые парни, направляемые мудрой матерью, подрастая, считали, что "без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство". Неизбежный в условиях севера распорядок труда и быта, более суровый, чем у крестьянок Центральной России, приучал поморку к жизненной стойкости, а многие виды работ, выполняемых подчас наравне с мужчиной, - к значительной самостоятельности и независимости.

Помор на море хозяин, ему там не перечь, а поморка во дому с ним на равных, а иной раз она верх берет, больше эти дела знает. "Она в дому большуха, так у нас хозяйка зовется"

[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]

Самостоятельность поморок была обусловлена особенностями трудового ритма поморской семьи. Муж и старшие сыновья ежегодно уходят на промысел. С мая по сентябрь на 5 месяцев, а если придется остаться на зимовку, то и на полтора года. Вернулись с промысла мужчины - наступает для них считающееся "праздным" время, когда нужно безотлагательно уладить накопившиеся за время плавания дела: распределить часть добычи между участниками промыслового похода, выделить долю поморским старикам, вдовам и сиротам, заплатить налоги, предложить часть добычи для продажи, выяснить, как прошел промысел в других артелях, подготовить судно к зимней консервации и ремонту и т.д.

При таком трудовом ритме надеяться на помощь мужа-промышленника значительную часть года поморке не приходилось. Она вынуждена была брать на себя всю полноту ответственности за ведение хозяйства и воспитание младших детей в его отсутствии. В ее обязанности с начала мая по сентябрь-октябрь входило: вспахать поле (муж уходит в плавание, когда земля еще не оттаяла), посадить рожь, вскопать огород, заготовить сено для лошади или коровы, вырастить, сохранить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов на всю семью, приготовить запас веников для бани, лучины на зиму, лекарственных трав, обиходить дом и домашнюю животину. Перед уходом мужа на промысел обеспечить его одеждой и продуктами, собрать все необходимое.

Кроме того, на ней лежали типично "женские" обязанности по обработке пряжи, воспитанию малолетних детей, уходу за престарелыми родителями. Власова И. В. Брак и семья у северорусского сельского населения / И. В. Власова // Русский Север: этническая история и народная культура. XII - XX века. - М.: Наука, 2001. - 575с.

Вернувшийся из многомесячного плавания муж бывало не сразу мог подставить ей свое плече, он продолжал еще какое-то время находиться в плену своих "мужских", промысловых забот. Нужно было отремонтировать карбас, подготовить снасти. А пройдет 3-4 месяца, и поморы опять уходят на зверобойку в северо-западную часть Белого моря. Опять "большуха" на месяц остается на хозяйстве старшей. А после мартовской зверобойки не за горами и май, когда снова ждет мужчину океанская страда.

Само понятие "большуха" очень емкое. Это как показатель особого социального статуса женщины. "Большуха" независимо от возраста женщины значит "главная, уполномоченная, ответственная". Именно к "большухе"в отсутствие мужа должен обратиться чиновник, купец, староста, священник, так как она реально принимает решение за всю семью. Купить, продать, заказать, изготовить, оплатить - все это в ее компетенции. Как бы сейчас сказали, она распорядитель кредита, хранитель семейного очага, ревнитель семейных морально-этнических норм.

Мужа месяцами не бывает дома, значит, нужно вести себя в его отсутствии так, чтобы не возникало никаких кривотолков и поводов для подозрения в супружеской неверности. Вот потому при выезде в город женщины отправлялись туда вместе с "большухами", если в лавку к купцу шли, то заходили туда по несколько человек, надо в гости в соседнюю деревню съездить к родным - обязательно с кем-то из домашних. Даже сейчас этот отголосок существует, когда бабушки-поморки приглашают "товарок" вместе пройти до магазина или почты, "чтобы скучно не было". Мы воспринимаем такое поведение как желание пообщаться, поговорить с друг с другом, узнать новости. Но ведь на самом деле это воспитанный многими поколениями негласный запрет появляться одной в тех местах, где могут быть посторонние мужчины.[ Буторина Т. С. Поморская семья : (Цикл бесед с для работы с родителями с учетом региональных особенностей воспитательной среды) / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск: 1998. - 96 с. ]

Об уважении в семье

"Поморская семья - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж - уже и по батюшке величают"[ Гемп К.П.Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с.]. Отца величали батюшкой, мать - мамушкой, а крестную - матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работаем на строительстве дома, судна, на промысле - всей семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Только мать не касалась корабельных дел. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.

Поморское воспитание

Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово "баба", которое считалось унизительным и грубым. Женщин поморы называли и называют "жонками".

Матерные слова среди поморов были запрещены, и даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Материться среди детей или женщин мог позволить себе только сумасшедший.

Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.

Все эти особенности поведения воспитывались с детства, в семьях, а традиции общественного устройства в Поморье передавались из поколения в поколение.

Морская деятельность рано вызвала к жизни потребность в грамотных людях, а постоянные контакты поморов с официальными представителями власти и с иностранцами способствовали развитию к XVIII веку значительной грамотности в среде поморов-мужчин. Владели грамотой и женщины, но в меньшей мере.

Повсеместно в Поморье было распространено "почитание книжное", которому детей начинали учить с наступлением отрочества - около шести или семи лет. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата - Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух - трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты. Все эти особенности воспитания детей возникли не случайно и не за одно столетие. Увы, российским исследователям всегда не хватало знаний о поморах, об истории Поморья и о поморской культуре.[ Буторина Т. С. Поморская семья - основа народной педагогики / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск : АО ИППК, 1999. - 101с]

Среди ярких представителей поморского народа особо выделяется фигура ученого Михайлы Ломоносова, появление которой нередко истолковывают, как неоспоримое доказательство того, что гений может возникнуть в любом климате, в самой неподходящей для развития личности социальной среде.

Но феномен Ломоносова нельзя понять, не имея представления о его родине, о поморской социальной среде, об особенностях поморской культуры, которые в совокупности были абсолютно не похожи на феодально-крепостнические социальные отношения в России того времени.[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]

Таким образом, основой воспитания детей в поморской среде были традиционные социальные и культурные условия, которые формировали и поморскую семью, и поморский национальный характер.

Распределение обязанностей в поморской семье

Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер, то есть по нормам семейного права, мужская половина семьи имела преимущество при решении всех основных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью и многими бытовыми сторонами жизни: например, распределение работ, выбор места промысла, брак детей и т.д.[ Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX веков. - Ленинград: Наука, 1983, - 231с.] Главой семьи считался отец женатых братьев - страшой, после одряхления или смерти главой становился старший брат. В некоторых местностях старшой приобретал действительно большую власть, распоряжаясь даже специфически женскими домашними делами и регулируя поведение взрослых детей: приготовление пищи, распорядок дня, гуляния сыновей и дочерей.[ Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины / Т. А. Бернштам. - Л.: "Наука", Ленинградское отделение, 1988.- 278с.]

В поморской семье у каждого свои обязанности. Отец полностью отвечает за корабельные дела. Мать до этих дел не касается. За то время, что отец остается на берегу, кроме корабельных дел он обязан выполнить "мужскую работу" - отремонтировать дом, подсобные помещения, загоны для скота, огородить выпасы, запасти дров на целый год, отремонтировать снасти, закупить необходимые для семьи товары. Дел очень много. Даже когда перед Рождеством к берегу подходят огромные косяки наваги, на подледный лов выходят в основном подростки, поморские "жонки", старики.[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с]

Очень четкое, можно даже сказать жесткое распределение обязанностей позволяло избегать в семье возникновения двоевластия и неизбежных при этом раздоров. Каждый старательно выполняет свое дело, которое ему вменено в обязанность. Муж и жена тут, как две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую, в полном объеме отвечающие перед друг другом за свою часть семейной работы.

По праву величают в поморских семьях хозяйку - большухой. Прежде всего, она природная семьянинка: гордится большой семьей, заботится о ней, она хозяйственна, знает себе цену, смелая, держится и в молодые годы с достоинством, а станет старше - это уже степенная, знающая цену труду, умудренная жизнью женщина. Она "не жалится на жизнь" соседкам даже при всех своих многочисленных трудах, делах и заботах, тревогах и печалях.

В поморских семьях никогда не принято было выносить сор из избы. Жена не должна была рассказывать соседкам и подругам о том, как складываются ее отношения с мужем. Не полагалось и жаловаться на него. Если женщина начинала жаловаться на своего мужа, ее начинали высмеивать соседки, как хозяйку, не умеющую наладить отношения с мужем, такую неумёху поморки "поднимали на глум". "Большуха" не должна была делиться своими проблемами и с детьми, не поощрялось обсуждение в кругу семьи и межсупружеских конфликтов. Это все осуждалось в поморской среде. Очевидно, что эти правила были связаны с тем, чтобы в случае возникновения ссоры между мужем и женой не вмешивать в выяснение отношений малых и несмышленых детей, чтобы не ронять авторитет отца в их глазах, а это может случится, если в пылу гнева жена не сдержится и начнет осуждать и ругать его.

Не мудрено, что вырастали в семьях поморских с такими неписаными правилами девушки-поморочки, родом своим гордящиеся, смелые, защищенные многочисленной родней, уверенные в себе, хозяйственные, такие всегда были желанными невестами.[ Дронова Т.И. Мир детства в традиционной культуре "Устьцилемов". - Сыктывкар: Ромпоштан, 1999, - 37с.]

В Устьянском правильнике относительно поморочек есть указание: "Гораздных девок "в господу" не пихать"[ Гемп К.П.Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с.]. То есть здоровых, "гораздых" поморочек в монастырь не отдавать. По существу, речь идет о довольно своеобразном внутриродовом отборе - кривых, хромых, физически и умственно неполноценных дочерей отправляли в монастыри, чтобы детей не рожали и поморский род не портили. "Возьми, Боже, что нам не гоже" - отсюда пошло это выражение.[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]Итак, видим, что у поморов существовала скрытая система отбора по генетическим и этическим критериям. Больных, неполноценных девушек семьи отправляли в монастырь.

Недостойных молодых мужчин, замеченных в неблаговидных поступках, поморы в обществе сторонились и не брали таких на промысел, и они оставались на берегу и со временем теряли статус уважаемого человека средь поморов-промысловиков, за таких не стремились отдавать замуж дочерей и эти "выбракованные" мужчины часто становились бобылями.. Таким образом, поморы проводили своеобразную генетическую и морально-этическую селекцию, чем повышали свои шансы на выживание в суровых условиях Севера.

Большинство поморских семей были многодетными. Дети рождались в большинстве своем здоровыми и сильными. Возможно, это было связано с особенностями трудового ритма рыбаков- промышленников. Современные медики советуют, чтобы с большей степенью вероятности зачать здорового и сильного ребенка, мужчине рекомендуется в течение 3-4 месяцев, по возможности, находиться подальше от городов и населенных пунктов, в экологически чистой местности, не плохо провести это время где-нибудь в горах или в тайге (в экспедиции, походе, на охоте). Можно утверждать, что за время промысла организм помора был хорошо подготовлен к зачатию здорового ребенка, ведь на промысле помор питался в основном свежей морской рыбой и мясом. В то время, когда крестьянин центральной России все лето работал на барщине, на покосах, на уборке хлебов, на самых тяжелых работах, получая в качестве дополнительного приварка пожелтевшее прошлогоднее сало. И вот с такими разными результатами оздоровления своего организма неженатый помор и неженатый крестьянин центральной России вступали после сезонных промыслов и работ в осень - а это традиционно пора деревенских свадеб. Есть о чем задуматься.

Труд в семье

Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие "жонки" не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей.

В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны - "буксы".

До середины прошлого века любой поморский промышленник мог связать шерстяную рубаху - "бузурунку" и рукавицы - "вареги". Причем мужчины, в отличие от женщин, вязали не двумя спицами, а а одной длинной и плоской иглой "грянкой" (сегодня это искусство вязания полностью утрачено, и даже специалисты не могут воспроизвести способ такого вязания).[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]

Поморская семья свое благосостояние обеспечивала непрерывным тяжелым трудом.
С 5-6 лет девочки шили и ухаживали за младшими детьми, мальчики вязали сети, ловили на удочку рыбу, помогали родителям. С 10-12 лет мальчиков брали на промысел, и начиналась для них сложная и опасная морская страда.

"С малолетства трудиться приучены, шесть лет исполнилось - помогай отцу, он учил конопляное прядено ткать, сеть вязать. Не шутя каждодневный урок отец дает, сполнил- вот там и на улку бежать забавляться можно. Сестер мать и бабка учили перво-наперво вязать, шерсть трепать на цапахах, заплатки разные класть, одёжу чинить. Девки с пяти лет маленьких нянчили. У всех поморов порядок такой. А не так - это у непутевого какого".] Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX веков. - Ленинград: Наука, 1983, - 231с.]

Семья все время жила как бы в экстремальных условиях. Трудно сейчас нам даже и представить себе, как справлялась со сложным хозяйством хозяйка - "большуха", одновременно вынашивающая или вскармливающая грудного ребенка. Отец, глава семьи, ежегодно вынужден был рисковать жизнью. Вот как описывал выход на "ближнюю" беломорскую зверобойку М.В. Ломоносов: "море так замерзает, что по нему можно ходить и на нартах ездить можно. В Поморье называется оное ночемержа, затем что в марте месяце ночными морозами в тихую погоду Белое море на несколько верст гибким льдом покрывается, так что по нему за тюленями ходят и лодки торосовые за собой волочат, и хотя он под людьми гнется, однако не скоро прорывается, около полудни от солнца пропадает и от ветру в чепуху разбивается".

А выход в океан весной на промысловой лодке, поход на Мурманскую страду, в Мезенский залив, в Горло, на Кедовский путь, на Матку. Иногда до места промысла добираться приходилось больше месяца. Шторма, арктические льды, полярные ветра, океанский прибой, стремящийся разбить лодку о камни, - море постоянно бросает поморам вызов за вызовом. Надо преодолеть себя и победить стихию, иначе - смерть. Любая ошибка, даже самая незначительная, может привести к гибели всей промысловой артели.
Во время промысла нельзя отвлекаться, нельзя думать о постороннем. "Собери умы свои и направи в путь. Горе, когда для домашних печалей ум морехода вспять зрит".

Изменилось время и изменились обстоятельства. Сейчас даже шлюпочный поход из Архангельска на Соловки становится достойным описания, а ведь еще сто лет назад промысел велся за тысячи километров от поморских сел - на огромной территории от Шпицбергена до островов Карского моря и этот героический труд считался обычным для Поморья явлением.[ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]

Заключение

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному так и целенаправленному формированию личности помора.[ Щекина С. С. Этикетные качества личности помора / С. С. Щекина // Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование: сб. ст.: вып. 2. - Архангельск, 2000. - 22 - 33с. ]

Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась "большая" семья.

Большая семья состояла из нескольких семей женатых братьев, живших с родителями и их холостыми детьми под одной крышей. Широкое распространение большой семьи в Поморье было обусловлено как сохранением пережиточных патриархально-родовых форм общежития русского сельского населения, так и спецификой северного промыслового хозяйства, которое несравнимо удобнее было вести большим, спаянным сознанием своего единства коллективом. Это обеспечивало сравнительно высокий уровень производительности труда, достигаемый за счет централизации средств производства и многочисленности людей. [ Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.]

Список литературы

1. Белов В. Жизненный круг / В. Белов // Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 122 - 156с.
2. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. - Ленинград: ЛЕНИЗДАТ, 1984. - 349с.
3. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины / Т. А. Бернштам. - Л.: "Наука", Ленинградское отделение, 1988.- 278 с.
4. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. : этнографические очерки / Т. А. Бернштам. - Л.: Наука, 1983
5. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX веков. - Ленинград: Наука, 1983, - 231с.
6. Буторина Т. С. Поморская семья - основа народной педагогики / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск : АО ИППК, 1999. - 101с.
7. Буторина Т. С. Поморская семья : (Цикл бесед с для работы с родителями с учетом региональных особенностей воспитательной среды) / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск: 1998. -96.
8. Власова И. В. Брак и семья у северорусского сельского населения / И. В. Власова // Русский Север: этническая история и народная культура. XII - XX века. - М.: Наука, 2001. - 575с.
9. Гемп К.П.Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с.
10. Дронова Т.И. Мир детства в традиционной культуре "Устьцилемов". - Сыктывкар: Ромпоштан, 1999, - 37с.
11. Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.12. Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе / Худож. А. Никулин. - М.: Современник, 1989. - 495с.13. Щекина С. С. Образ жизни поморской семьи XVIII - XIX веков как воспитательная среда / С. С. Щекина // Педагогическая культура Европейского севера: сб. науч. тр. - Архангельск: Изд. ПГУ, 1998. - 16с.14. Щекина С. С. Этикетные качества личности помора / С. С. Щекина // Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование: сб. ст.: вып. 2. - Архангельск, 2000. - 22 - 33с.

Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

05.08.2013 19:47 - солдат

Адмирал Ф.Ф.Ушаков. 43 крупных сражения - поражений нет,потерянных кораблей нет

Источник: Фёдор Фёдорович Ушаков (13 (24) февраля 1745 — сентябрь 1817) — русский адмирал, один из основоположников манёвренной тактики морских

02.04.2013 9:12 - smeshinka

Голодомор в Европе и США - голые факты

Источник: Сегодня тема голода 30-х годов на Украине часто используется антикоммунистами с целью оклеветать и очернить советский период истории нашей страны. Современные «историки», клевеща против

04.03.2014 13:02 - советский солдат

Горькая правда: Кто же сжег Хатынь?

Источник: Один из актуальнейших вопросов последнего времени — попытка примирения ветеранов Великой Отечественной войны и вояк из ОУН-УПА. В дискуссиях на эту тему в первую очередь должны

13.01.2014 8:43 - солдат

Душа - Богу, сердце - женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому.

Источник: Данное учебное пособие подготовлено на основе труда ротмистра царской армии В. М. Кульчинского "Советы молодому офицеру". В нем раскрываются основные нормы и правила поведения, нравственные ценности Российского офицерства. Пособие может быть использовано командно-преподавательским

10.09.2013 17:31 - Sergey2013

Бунты, мятежи и восстания в СССР

Источник: По радио бодро рапортуют о новых свершениях советского народа под руководством КПСС. Звучат радостные песни. В кинотеатрах идут фильмы. Фильмов снималось много и все они были призваны внушать, в какой удивительной стране мы живем. Но и и в стране, где был тоталитарный контроль, происходило то, о чем никто нигде не писал и не говорил.

31.07.2013 21:48 - солдат

История создания автомобиля ГАЗ-М20"Победа"

Источник: В 1943 году, после победы под Сталинградом, в Горьком, на автозаводе имени Молотова началась работа над новым автомобилем. И это был не грузовик, или тягач для пушек, и это даже было не санитарной машиной. Это была легковушка. По эскизам художника Вениамина Самойлова

20.12.2012 11:59 - 100/500

О политических репрессиях в СССР 30-х годов

Источник: Тема политических репрессий в СССР при Сталине является одной из самых обсуждаемых исторических тематик нашего времени. Для начала определим термин "политические репрессии". Вот что говорят словари.

29.08.2013 17:10 - солдат

Войсковая разведка в годы Великой Отечественной войны

Источник: Разведка, добывая сведения о противнике, является одним из важнейших видов боевого обеспечения, направленного на предотвращение внезапного нападения противника, снижение эффективности

02.08.2012 21:59 - солдат

Герои Советского Союза. С топором на фашистов...

Источник: Недавно в интернете наткнулся на один документ времён Великой Отечественной Войны, его содержание повергло меня в лёгкий шок и восторг одновременно. Мне стало интересно подробнее узнать о герое этого документа, о Герое Советского Союза Овчаренко Дмитрие Романовиче

05.10.2012 12:13 - солдат

Генерал Маргелов: "Первым пойдёт мой сын Сашка!"

Источник: 5 января 1973 года. Экипаж «Кентавра» — командир подполковник Леонид Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов — докладывает о выполнении сложнейшего задания командующему

24.01.2014 11:01 - советский солдат

Стихи о Ленине

Источник: 21 января 2014 г. исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Предлагаемая подборка стихов, написанных разными людьми в разные годы и хранящих память о большой стране, в которой жили мы, жили наши отцы, стране, во многом определившей ход всемирного ХХ века, - это след памяти общей

24.08.2012 23:50 - cas1961

Как убили Свердлова

Источник: Как был убит главный координатор в России действий слуг сатаны по организации самого изуверского ритуального убийства Царя-Богопомазанника

20.12.2013 20:10 - советский солдат

Территории, которые Сталин подарил Польше

Источник: Во время очередного исторического срача на польском форуме я внезапно осознал, что большинство людей нифига не понимает за раздел послевоенной Германии. Вот спрашиваешь очередную

23.01.2013 10:44 - cas1961

Немцы: изгнаны и убиты

Источник: 14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться

01.09.2013 9:43 - солдат

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР (Конституция 1977года)

Источник: Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий

27.11.2012 8:03 - свобода

Мифоразоблачение: Колхозное рабство и паспорта.

Источник: Впервые миф о том, что у "советских крестьян", колхозников, и работников села не было паспортов я прочитал в своей френдленте у достаточно интересной персоны, национал-социалиста Юрия Круговых

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть