Ждите...
Спасибо.
Закрыть

Генри Форд: тёмные пятна в биографии капиталиста

09.03.2022 18:03

-  555
Генри Форд: тёмные пятна в биографии капиталиста

Изобретатель добился невероятного успеха и сказочно разбогател, но на его репутации осталось немало пятен.

Борьба за место под солнцем

Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года. Его семья жила в Мичигане. Родители Генри были фермерами, далёкими от каких-то изобретений и инноваций. Они вели простую, привычную для себя жизнь и далеко в будущее не заглядывали. А вот Генри был не таким. Он постоянно что-то мастерил и изобретал. Тяжёлый физический труд, с которым мальчишка познакомился ещё в раннем детстве, казался ему чем-то устаревшим. Он понимал, что можно придумать какие-нибудь "штуки", чтобы уменьшить нагрузку. Но родители его не слушали. Они надеялись, что все "глупости" со временем выветрятся из головы старшего сына. Но этого не произошло. Однажды Генри получил в подарок часы, и они перевернули его жизнь.

Мальчик досконально изучил механизм, научившись без чьей-либо помощи его ремонтировать. Освоив часы, Форд начал знакомство с паровым двигателем. И даже сумел один собрать. Но никаких перспектив в нём Генри не видел, поэтому решил двигаться дальше.

Окончив школу, Форд переехал в Детройт, где стал трудиться учеником механика в одной из мастерских. Для родителей Генри это был настоящий удар. Но они верили, что сын "наиграется" и вернётся на ферму. Сам Форд в свободное время продолжил работу над различными изобретениями, а в качестве подработки ремонтировал часы. У него даже была мысль всерьёз заняться их производством, но на этот шаг Форд так и не решился.

Спустя какое-то время Генри устроился на работу в компанию Westinghouse, которая занималась сборкой и ремонтом локомобилей. Все они казались Форду очень громоздкими и тяжёлыми. И это, по его мнению, негативно влияло на их конечную стоимость. Локомобиль не мог стать массовым из-за слишком высокого ценника. Форду захотелось сделать собственное транспортное средство, которое отличалось бы низкой ценой.

Началась работа. В качестве движущей силы Форд выбрал паровой двигатель. Но ему никак не удавалось найти баланс между весом повозки и её мощностью. В конце концов, Генри отказался от этой затеи. Распрощавшись с паровым двигателем, изобретатель обратил внимание на двигатель Отто. И чтобы ничего не мешало ему заниматься работой, он вернулся на родительскую ферму. В своей мастерской Генри работал не только над двигателем Отто, но и над его двухцилиндровым бензиновым "сородичем". Проблема была лишь одна — удалённость фермы от города. Изобретатель постоянно сталкивался с нехваткой нужных книг и запчастей.

Помог случай. Генри пригласили на работу в Edison Electric Illuminating Company с ежемесячной зарплатой в 45 долларов. Форд, конечно, принял приглашение. Вскоре вместе с семьёй он вновь поселился в Детройте. Днём он работал в компании Эдисона, а ночью — творил в мастерской.

В 1896 году Генри сумел собрать свой первый автомобиль — Quadricycle. Это была обычная тележка с бензиновым двигателем, выдававшим всего 2 лошадиные силы. Через год Форд начал выезжать на ней в город. Грохот при движении пугал лошадей и вызывал недовольство людей. Но Генри это не останавливало, он отчётливо понимал, что находится на правильном пути.

Форд ушёл из компании Эдисона и создал свою — "Детройтскую автомобильную компанию". Но дела шли крайне плохо. Взгляды Генри и совета директоров на развитие предприятия не совпадали. Дело шло к банкротству. И руководство пригласило в качестве кризисного менеджера Генри Лиланда, опытного механика и изобретателя. Естественно, конкуренты не сработались. И Форд ушёл, забрав с собой право на использование своего имени в названии предприятия. А вместо "Детройтской автомобильной компании" появился "Кадиллак".

В 1903 году Форд основал Ford Motor Company. И начал производство автомобилей. Было выпущено несколько моделей, который пользовались успехом у американцев. Но настоящий триумф пришёл в 1908 году, когда появился Ford Model T. Автомобиль получился недорогим, но качественным и надёжным. Всё это позволило ему конкурировать на равных с продукцией других автомобильных компаний, причём не только в США, но и в Европе.

Просто бизнес, ничего личного

За любой красивой историей успешного капиталиста, скрывается неприглядная история людей, за счёт которых и был достигнут успех. Это норма. Триумф Форда стал возможен не только благодаря его гению. Основную роль сыграл подход к бизнесу. Максимально жёсткий и требовательный.

В 1913 году на предприятиях бизнесмена началась конвейерная сборка. Форд со своими помощниками определили, что на сборку одного магнето у рабочего уходило 20 минут. Они изменили принцип работы, разбив её на несколько десятков действий. Это привело к уменьшению времени до 13 минут. Затем был немного изменён сам конвейер и некоторые действия. Итог: рабочий стал собирать магнето для автомобиля за 5 минут.

Точно такие же принципы вводились чуть ли не на всю конвейерную сборку. Рабочие превращались в роботов, которые из смены в смену выполняли одни и те же действия в чётком соответствии с таймингом. Ему нельзя было потратить зря ни секунды. В результате время на сборку одного двигателя было сокращено с 9,9 часов до 5,9 часов. Ресурсы экономились, автомобили стоили дешевле.

Но у этого метода было много противников. Форда критиковали за безжалостное отношение к людям, за превращение их в бездушных роботов. Появился даже термин "фордизм". Вот только Генри не обращал на это внимания. Понимая, что подход требует от рабочих больших физических и моральных затрат, он компенсировал это хорошей заработной платой. В 1914 году его рабочие получали минимум 5 долларов в день (довольно много по тем времена). Правда, у Форда был специальный отдел, который следил за тем, на что рабочие тратили зарплату. Если что-то Генри не нравилось, то он увольнял этого человека.

Также Форд сократил рабочий день на своих предприятиях до 8 часов и ввёл три рабочие смены. Он всячески боролся с бюрократией и не позволял раздувать штат, считая это пустой тратой денег.

Когда началась Первая мировая война, Форд выступил пацифистом и попытался уговорить конфликтующие стороны разобраться мирным путём. Естественно, его никто не стал слушать. А когда в конфликт всё-таки вмешалась Америка, он начал производить самолётные двигатели, грузовики, боеприпасы.

В 1919 году Генри оставил пост президента компании, который занял его сын Эдсель. Вот только от дел Форд не отошёл и систематично вносил изменения в развитие компании.

Добрался Форд и до СССР. Он продал за океан несколько тысяч тракторов, а также лицензию на самостоятельное производство Fordson F. Было сотрудничество и в автомобильном направлении. Американцы побывали на Горьковском заводе, помогли советским рабочим освоить конвейер, а также наладить выпуск автомобилей, созданных по лицензии.

Сам Форд в интервью, мемуарах и книгах, пытался выставить себя человеком доброжелательным, радеющим за мир. Но тюремные условия на его предприятиях говорили об обратном. Также есть немало фактов, говорящих о том, что Форд симпатизировал нацистам. Например, он поздравлял Гитлера с днём рождения. В начале 1920-х годов довольно резко и жёстко высказывался о евреях. Антисемитские взгляды предпринимателя нашли отражение в книге "Международное еврейство". Вот только мысли Генри не нашли поддержки в обществе. Понимая, что это может ударить по его компании, в 1927 году Форд извинился и сжёг творение.

Не простил Форд и Лиланда. В конце 1920-х годов тот руководил компанией Lincoln Motor Company. И дела у неё шли плохо. Форд воспользовался моментом и выкупил её. Лиланд бросил своё детище.

Есть предположения, что в начале Второй мировой войны Форд занимался производством техники и двигателей для Германии. Правда, тогда не только он сотрудничал с Третьим рейхом. Несколько десятков американских компаний получали деньги нацистов. Всего лишь бизнес, ничего личного. Затем почти все расторгли договорённости с Германией и переключились на помощь союзникам.

В 1943 году Генри вынуждено вернулся в кресло президента компании — умер Эдсель. Но управлять империей у него уже получалось плохо, поэтому вскоре пост занял его внук — Генри Форд II. А Форд-старший окончательно отошёл от дел.

Генри Форд являлся яростным приверженцем здорового образа жизни и верил, что сумеет дожить до 100 лет. Не получилось. Магнат умер в 1947 году, когда ему было 83 года.

Источники:

  • Watts S. The People's Tycoon: Henry Ford and the American Century.

  • Lee A. Henry Ford and the Jews.

  • Lewis D. The Public Image of Henry Ford: An American Folk Hero and His Company.

  • Silverstein K. Ford and the Führer.

Павел Жуков


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

05.08.2013 19:47 - солдат

Адмирал Ф.Ф.Ушаков. 43 крупных сражения - поражений нет,потерянных кораблей нет

Источник: Фёдор Фёдорович Ушаков (13 (24) февраля 1745 — сентябрь 1817) — русский адмирал, один из основоположников манёвренной тактики морских

02.04.2013 9:12 - smeshinka

Голодомор в Европе и США - голые факты

Источник: Сегодня тема голода 30-х годов на Украине часто используется антикоммунистами с целью оклеветать и очернить советский период истории нашей страны. Современные «историки», клевеща против

04.03.2014 13:02 - советский солдат

Горькая правда: Кто же сжег Хатынь?

Источник: Один из актуальнейших вопросов последнего времени — попытка примирения ветеранов Великой Отечественной войны и вояк из ОУН-УПА. В дискуссиях на эту тему в первую очередь должны

13.01.2014 8:43 - солдат

Душа - Богу, сердце - женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому.

Источник: Данное учебное пособие подготовлено на основе труда ротмистра царской армии В. М. Кульчинского "Советы молодому офицеру". В нем раскрываются основные нормы и правила поведения, нравственные ценности Российского офицерства. Пособие может быть использовано командно-преподавательским

10.09.2013 17:31 - Sergey2013

Бунты, мятежи и восстания в СССР

Источник: По радио бодро рапортуют о новых свершениях советского народа под руководством КПСС. Звучат радостные песни. В кинотеатрах идут фильмы. Фильмов снималось много и все они были призваны внушать, в какой удивительной стране мы живем. Но и и в стране, где был тоталитарный контроль, происходило то, о чем никто нигде не писал и не говорил.

31.07.2013 21:48 - солдат

История создания автомобиля ГАЗ-М20"Победа"

Источник: В 1943 году, после победы под Сталинградом, в Горьком, на автозаводе имени Молотова началась работа над новым автомобилем. И это был не грузовик, или тягач для пушек, и это даже было не санитарной машиной. Это была легковушка. По эскизам художника Вениамина Самойлова

20.12.2012 11:59 - 100/500

О политических репрессиях в СССР 30-х годов

Источник: Тема политических репрессий в СССР при Сталине является одной из самых обсуждаемых исторических тематик нашего времени. Для начала определим термин "политические репрессии". Вот что говорят словари.

21.03.2013 19:22 - солдат

'Что знает Ваня, и не знает Джонни'. Статья опубликована 17 ноября 1961 года

Источник: Деятели в сфере образования США не могут не признать, что Россия умеет готовить высококвалифицированных ученых и инженеров, но при этом они утешают себя теорией, согласно которой советские школы ничтожно мало внимания уделяют гуманитарным предметам, которые якобы в американских учебных заведениях преподаются блестяще

29.08.2013 17:10 - солдат

Войсковая разведка в годы Великой Отечественной войны

Источник: Разведка, добывая сведения о противнике, является одним из важнейших видов боевого обеспечения, направленного на предотвращение внезапного нападения противника, снижение эффективности

05.10.2012 12:13 - солдат

Генерал Маргелов: "Первым пойдёт мой сын Сашка!"

Источник: 5 января 1973 года. Экипаж «Кентавра» — командир подполковник Леонид Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов — докладывает о выполнении сложнейшего задания командующему

02.08.2012 21:59 - солдат

Герои Советского Союза. С топором на фашистов...

Источник: Недавно в интернете наткнулся на один документ времён Великой Отечественной Войны, его содержание повергло меня в лёгкий шок и восторг одновременно. Мне стало интересно подробнее узнать о герое этого документа, о Герое Советского Союза Овчаренко Дмитрие Романовиче

24.01.2014 11:01 - советский солдат

Стихи о Ленине

Источник: 21 января 2014 г. исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Предлагаемая подборка стихов, написанных разными людьми в разные годы и хранящих память о большой стране, в которой жили мы, жили наши отцы, стране, во многом определившей ход всемирного ХХ века, - это след памяти общей

24.08.2012 23:50 - cas1961

Как убили Свердлова

Источник: Как был убит главный координатор в России действий слуг сатаны по организации самого изуверского ритуального убийства Царя-Богопомазанника

20.12.2013 20:10 - советский солдат

Территории, которые Сталин подарил Польше

Источник: Во время очередного исторического срача на польском форуме я внезапно осознал, что большинство людей нифига не понимает за раздел послевоенной Германии. Вот спрашиваешь очередную

23.01.2013 10:44 - cas1961

Немцы: изгнаны и убиты

Источник: 14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться

01.09.2013 9:43 - солдат

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР (Конституция 1977года)

Источник: Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть