Ждите...
Спасибо.
Закрыть

СССР и США - культурная разница в глазах консерватора

13.12.2018 19:54

-  555
СССР и США - культурная разница в глазах консерватора

Как и многие в СССР, я в детстве мечтал увидеть Америку, казавшуюся загадочной и манящей, яркой и притягательной, самобытной и сверхсовременной.

Жизнь в маленьком южном городке, в котором прошло моё детство после переезда родителей из большого и культурного Саратова, была скучной. Развлечений, кроме кино, не было, и, как писал Высоцкий, "я зарылся в книги".
 

Тогда это было так же, как сейчас обладать смартфоном. Вся дворовая шпана, собираясь вечерами на вылазки по крышам, траншеям теплотрасс и футболом на асфальте школьного двора или высохшей траве соседнего парка, обсуждала прочитанные книги про приключения и путешествия. Не прочитать Даниэля Дефо с его Робинзоном или Жюля Верна с его серией невероятных историй было так же стыдно, как сейчас не посмотреть "Властелин колец" или "Гарри Поттера". 

Читайте также: Давайте сравним уровень жизни СССР 1980 и США 2008

Подростки знали наизусть "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена, причём знали, чем отличается перевод К. Чуковского от перевода Н. Дарузес. Всё были единодушны, что перевод Чуковского смешнее. В школе все обязательно шли в библиотеку и читали "Хижину Дяди Тома" отважной Гарриет Бичер-Стоу. Культовое кино "Золото Маккены" каждый из нас посетил раз по 10. Отважный Гойко Митич развернул перед нами целую эпопею противостояния индейцев и коварных американских колонизаторов. Теодор Драйзер с его романами в подписке стоял во многих квартирах, и его роман "Финансист" был потрясением для целого поколения.   

Джек Лондон был нашим кумиром, символом мужества, чести, отваги и мужской надёжности. В юности к ним добавился О. Генри со своими рассказами. Из всего этого начитанного объёма формировался собирательный образ далёкой страны с интересной историей и смелым, хотя и немного странноватым, но симпатичным народом. Мы знали Америку по романам и кино, любили её и, как нам казалось, понимали её лучше, чем сами американцы. 

Так как в Советском Союзе было скучно, то, кроме чтения книг и походов в кино, мы ходили в театры. Это было походом в храм культуры. Люди одевали лучшие костюмы и платья, которые берегли специально для таких выходов, зимой никто не шёл в зрительный зал в зимней обуви — все приносили с собой сменную обувь и переобувались в гардеробе. Пальто и сапоги оставались в холле, а переобувшиеся в туфли люди вместе с номерками получали театральные бинокли и программки. Степенно прохаживаясь в фойе, ждали второго звонка и шли не спеша занимать места. Гас свет, звучал третий звонок, раздавались аплодисменты и занавес раскрывался. Чудо начинало совершаться прямо на наших глазах.

Читайте также: История сотрудничества США и СССР

В антракте никто не летел сломя голову в буфет — это было позорно. Ведь в театр не поесть ходят. Все сначала немного задерживались на местах, тихо переговариваясь, потом шли как бы размяться, и лишь потом как бы случайно оказывались в буфете. Занимая очередь, были предельно вежливы и терпеливы. Спешили доесть купленное до третьего звонка, смущённо поглядывая на дежурных, если не успевали. Никто не брал еду с собой в зал, предпочитали оставить недоеденным, но не жевать и сорить в зале. Это было позором среди театралов. 

После спектакля все занимали очередь в гардероб и очень культурно ждали, пока всех обслужат. Расходились степенно, переговариваясь и обсуждая игру актёров. Так было во всех городах, от столиц до провинции. Костюмы могли быть попроще, но всё прочее без изменений. 

Мы привыкли к тому, что на сцене всегда происходит чудо. Будь то спектакль, оперетта, опера или концерт — всегда ритуал посещения культурного центра был неизменен. Это как-то вошло в кровь с детства и никого не удивляло. Мы немного смущались нашей бедноватой одежды и верили, на Западе наверняка всё так, как надо — смокинги, длинные платья, чудо соприкосновения с искусством — всё так, как должно быть. 

Даже студентами, когда нам удавалось между сессионными занятиями сбегать на концерт в консерваторию, мы спокойно смотрели на свой простенький гардероб. Помню, в конце восьмидесятых как то в малом зале Саратовской консерватории давал небольшой сольный концерт в сопровождении концертмейстера, аккомпанировавшего на рояле, какой-то студент-старшекурсник. Паренёк ростом ниже среднего стоял в коридоре в костюме коричневатого цвета с рукавами на размер длиннее и блуждал отстранённым взглядом по сторонам. Заношенные ботиночки и слегка всклокоченная причёска довершали вид. 

В зале собрались студенты консерватории, их друзья из соседних вузов, преподаватели, насколько любителей. Объявили Верди. Аккомпаниатор взял первые аккорды, и паренёк привстал на носочки, расправляя грудь. Сочный баритон сначала просто полился в уши, нарастая, как рёв прибоя, а когда парень взял форте, у нас, зрителей, на мгновение заложило барабанные перепонки. 

Когда парень запел слегка тише, уши отложило. Так было несколько раз на протяжении концерта. И люди реагировали на это как на нечто привычное и должное. Бездарных там не училось. Малокультурных в зале не бывало. Это была не Москва, это был Саратов. Не провинция, но и не центр. Нечто среднее. Обычная, привычная практика советской культуры, несомой в массы. И массы, надо сказать, отличались умением понимать культуру и быть очень серьёзными её знатоками. 

В мой приморский город иногда приезжали серьёзные музыканты, и всегда зал был полон. То, что звучало из оркестровой ямы, было в сто раз чудеснее того, что дома лилось из стереоколонок. И каждый раз были длительные благодарные аплодисменты и обязательно цветы. Море цветов. Как-то зрители заранее их приносили и сохраняли до конца концерта или спектакля. 

И вот однажды я попал на две недели в Америку конца девяностых. В Нью-Йорке нам показали центр Трампа — удивительно безвкусное и кричащее торговое заведение, отделанное золотом и торгующее вонючими духами, китайскими сумками, майками с шортами и вечерними платьями, напоминающими дешёвые женские комбинации с драными перьями из хвоста каких-то страусов, которых с трудом удалось догнать. Это был Нью-Йорк. Клянусь, торговый центр "С&А" в маленьком немецком Золингене в сто раз лучше.  

Нам показали "Башни близнецы" международного торгового центра, тогда ещё целые и невредимые, подняв скоростным лифтом на верхние этажи и показав Нью-Йорк с высоты птичьего полёта — или полёта самолёта, как потом выяснилось. Нас возили на Уолл-Стрит в Нью-Йоркскую биржу, показывая финансовый центр мира и старые банки, стать акционерами которых можно было, лишь доказав, что свой первый миллион долларов вы сделали до начала Первой мировой войны. Даже Бродвей и Брайтон-Бич нам дали попробовать на вкус и цвет. 

Всё путешествие я не мог отделаться от чувства глубокого разочарования. Это была не та Америка, которую я представлял себе в мечтах. Нью-Йорк безнадёжно проигрывал Франкфурту, Вашингтон — Кёльну и даже Бонну, Лос-Анджелес — Берлину. Лас-Вегас днём походил на Краснодар по дороге за город, а Сан-Диего был слабее Сочи. Я так и не понял, почему в американском посольстве в Москве от меня требовали так много справок об имуществе, гарантирующих, что я не стану там оставаться и просить убежища. Они явно переоценивали ценность своей страны. 

Но завершил дело Нью-Йорк. Ноябрь, вечер, промозглый ветер с Атлантики, что-то моросит, но группу привезли в Рокфеллер-центр. Перед этим показав нам Эмпайр Стейтс Билдинг. Это что-то вроде американской Эйфелевой башни. А Рокфеллер-центр — это что-то вроде их Большого театра. Порядком устав от пищевого и культурного фастфуда, я вознамерился сейчас отдохнуть душой и окунуться в среду высокой культуры. Тем более, что в программе стоял сборный концерт с фрагментами из Чайковского, Верди и прочей мировой классики. Я чувствовал гордость за Чайковского — дескать, знай наших! Знал бы я, что меня ждёт... 

Прежде всего, никакого гардероба не было. Все прошли в зал в верхней одежде. Вокруг меня сидели люди в пальто, уличных куртках и плащах. Это был первый шок, который я испытал на американской земле. Второй шок последовал незамедлительно — все они жрали попкорн из огромных пакетов, которые держали на коленях. Это длилось всё представление, которое у них называется балаганным словом "шоу". Но и это было лишь началом.

Рокфеллер-центр гордится тем, что у него 9 сцен, раздвижных и сменяющих друг друга. Огромных, как футбольное поле. Чайковского американцы показали в довольно странном виде — балет "Щелкунчик" был показан на льду. Это не страшно, но когда там одновременно катается человек 50, трудно отделаться о желания крикнуть "Шайбу, шайбу!". 

Но апофеоз случился на отрывке из оперы Верди "Аида". Когда сменили сцену, на неё вышло человек 200 в восточных одеждах, разожгли настоящие костры, вывели табун живых лошадей, стадо верблюдов, об ослах и прочем мире животных я уже не говорю. Жующие вокруг меня попкорн зрители в верхней зимней одежде с поднятыми воротниками в тёмном холодном зале довершили дело. Я чувствовал себя в 1920 году, очутившись в разгар разрухи и Гражданской войны на спектакле Культпросвета для деревенских масс. 

Честно сказать, от такой интерпретации мировой классики я потерял не только дар русской речи, но и перестал понимать происходящее на сцене. Но американцам не это было важно! Им важен размах шоу. Американцы старались подавить и поразить размахом — они, видимо, так понимают культуру, если учат её не у русских преподавателей. Только в Америке могла появиться Ванесса Мэй, играющая на электронной (!) скрипке в сопровождении ударных инструментов переложенную для облегчённого понимания ритмизированную классику для тех, кто в Америке считает себя культурным слоем. "Времена года" Вивальди в сопровождении барабана — думаю, даже в аду композитор такого представить себе не мог. Америка и культура — понятия несовместные, как гений и злодейство. 

Улетая из Америки, я понял, что не только хочу побыстрее домой, но и что никогда больше не прилечу в эту страну, чем бы меня сюда ни заманивали. Америка умерла для меня навсегда как страна, которую я уважаю и хочу видеть. Той Америки, которую я узнал из книг, на свете нет. Та, которая есть, мне противна и не интересна.

Ни за что больше я не преступлю порога американского посольства. Даже если мне объяснят, что там есть нормальные театры и нормальные зрители в том виде, в каком мы привыкли их видеть у себя дома. И не надо мне рассказывать про некультурную Россию и культурный Запад. После Рокфеллер-центра я чувствовал, что меня кинули на кучу денег и катают на шесте, измазав дёгтем и обваляв в перьях.

 Побывать в Америке полезно, так как нет лучшего средства исцеления от мифов. Но это лекарство действует лишь в одном случае — если вы сами заражены бациллой культуры. Если вы в этом плане "табула раса" — чистая доска, на которой можно писать что угодно, то вам можно смело туда ехать — вы не почувствуете разницы. Культурного диссонанса не возникнет по причине отсутствия вас в пространстве культуры. 

Благодетельница Чайковского Надежда фон Мекк однажды сказал молодому начинающему французскому композитору Клоду Дебюсси, чтобы тот, если хочет серьёзно научиться музыке, ехал в Россию и непременно там познакомился с творчеством русских композиторов. Чайковского, Мусоргского, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова — вообще всей "могучей кучки". Без знакомства с этой музыкой не может быть и речи о становлении Дебюсси как серьёзного музыканта. 

Дебюсси последовал совету фон Мекк, поехал в Россию. Он испытал очень серьёзное влияние русской музыкальной культуры. Хотя, надо сказать, что Чайковский не понимал импрессионизм Дебюсси, так как был приверженцем классицизма. Но без русского влияния не возникло бы европейской культуры, особенно без русских сезонов С. Дягилева в Париже, который вывозил для показа на Западе наше культурное достояние.

После этого поразить русского зрителя стадом лошадей и верблюдов на сцене вместо вокала и трактовки либретто в опере Верди — согласитесь, это как-то не только слабовато — это вообще не в ту сторону. Если я захочу посмотреть верблюдов, я пойду в цирк или в зоопарк. Для этого мне не требуется опера. Но американцы рады, как дети.

Правда, и у нас в стране уже выросло целое поколение "Пепси", которое слово "опера" слышало, но не совсем понимает, о чём идёт речь. Им не страшно оказаться в Америке, они не почувствуют разницы. Но тем, кто не только знает, но и лично знаком с этим явлением, советую — никогда не ходите в Америке на культурные мероприятия, если не хотите навсегда расстаться с симпатией в адрес этой страны, наверное, в чём-то замечательной, только я пока так и не понял, в чём именно. 

Соприкосновение с Пушкиным навсегда закрывает для вас современную Америку. Один поход на концерт Чайковского сделает вас несчастным во время путешествия в эту страну. Проникновение в "Войну и мир" Толстого сделает для вас невозможной эмиграцию на Запад в принципе. Вы уже никогда не будете там дома. Даже если холодильник там у вас будет полон тамошней колбасой. Но от русской экзистенциальной глубины вы там не убережётесь. Лошади и верблюды на сцене оперы не позволят. 

Александр Халдей​​


Источник

0
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Добавить комментарий
Причина жалобы:   

Комментарии к новости (0)

Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первым




Популярные новости

28.07.2012 17:37 - smeshinka

Михаил Горбачев кончил карьеру как Шура Балаганов

Источник: Мы помним мелкого и велеречивого человека, отмеченного крупным пятном на лбу: поистине, Бог бестию метит

19.08.2020 17:10 - свобода

Юрий Болдырев: Мы — Россия — в ответе за происходящее в Беларуси

Источник: Четверть века существовало в центре Европы этакое бельмо в глазу любой олигархии, хоть западной, хоть восточной: "бедненькое, но чистенькое", ярко выраженое социальное государство.

24.10.2013 15:00 - smeshinka

Стабильность

Источник: Мы долго ждали этого момента. Мы долго шли к этой цели. Ради этого, мы развалили вторую страну мира, уменьшили численность своих граждан на 30 – 40 миллионов, обидев всех наших друзей, предав всех наших союзников. Стабилизец. Как много в этом слове...

21.03.2013 10:22 - smeshinka

Двуполые туалеты в Германии

Источник: Давным-давно, в золотом небосоногом детстве, волновал меня один экзистенциальный вопрос: что чувствуют бедные гермафродиты 23 февраля и 8 марта, ведь ни один из этих праздников бедолаги не чувствуют своим? И вот стоило приехать в Германию, чтобы найти здесь товарищей по сочувствию к несчастным в лице берлинских депутатов от партии Пиратов и примкнувших к ним депутатов от Левых, зеленых и СДПГ.

07.04.2020 7:47 - Белая Русь

Комаровский о коронавирусе: Я думаю, все сейчас смотрят на Беларусь

Источник: Известный украинский доктор Евгений Комаровский высказался о ситуации с COVID-19 в Беларуси, а также о действиях Президента Александра Лукашенко

05.01.2013 11:35 - свобода

Блогеры шутят над Депардье

Источник: Нигде так радостно не встретили новость о присвоении Жерару Депардье российского гражданства, как в блогосфере. Многие пользователи глобальной сети, владеющие навыками "фотошопа", уже поупражнялись в создании шуточных коллажей.

11.06.2013 6:41 - smeshinka

Кошмарный сон Либерала

Источник: Либерал из двухнедельного отпуска на модном европейском курорте возвращается домой. Тырк в любимую железную дверь, а ключ не подходит. Кто-то замки сменил. Оказывается, в его квартире поселилась семейка "жертв холокоста". Он зовет милицию. Милиция приходит. Ментам новые хозяева предъявляют бумажку со штампом домоуправления о приватизации данного жилого помещения.

06.08.2021 11:36 - 100/500

Эксперт Девид Стокман: Великая перезагрузка означает катастрофу эпических масштабов

Источник: Руководитель Административно-бюджетного управления при президенте Рональде Рейгане, автор экономических бестселлеров Дэвид Стокман говорит: "Сейчас неподходящее время, чтобы вкладываться в рынки... Великая перезагрузка - это просто благозвучное словосочетание или медицинский термин, обозначающий экономический крах эпических масштабов, который нас всех ожидает, потому что рынки до такой степени раздуты.

02.06.2020 13:43 - Андрей

Беларусь как Куба, только рядом Россия

Источник: В 2010 году, Дмитрий Медведев 22 июня на дату нападения гитлеровской Германии на СССР приказал отключить газ для Беларуси. За повод взяли долг в 200 млн. долларов за газ, при этом Россия должна была столько же за транзит. Дальше ситуация развивалась стремительно, уже в июле вышел сериал по НТВ "Крестный батька", затем наши правоохранительные органы на выборах в декабре отлавливали боевиков и вывозили их на восточную границу.

20.01.2013 22:17 - советский солдат

Президент Путин выразил соболезнования родным и близким Аслана Усояна

Источник: Президент Путин выразил соболезнования родным и близким Аслана Усояна, также известного под прозвищем "Дед Хасан", который скончался сегодня в московской больнице после покушения, передает корреспондент

28.10.2020 15:11 - свобода

Михаил Хазин: Фальшивый план спасения Белорусской экономики

Источник: Нашел вчера на просторах интернета вот такую статью: "60 известных экономистов, среди - которых известные и белорусские, и зарубежные эксперты, заявили о готовности предоставить экспертную помощь в разработке программы экономических реформ в Беларуси.

06.09.2020 7:24 - свобода

Почему все планы давления на Лукашенко обречены на провал

Источник: На ситуацию в Белоруссии пытаются влиять самые различные силы, от разношерстной и неорганизованной оппозиционной общественности внутри страны до могущественных сил в России и Европе.

16.04.2021 16:06 - свобода

Профессор Катасонов: «Экономике трубы» скоро будет «труба»

Источник: Банк России опубликовал данные по основным агрегатам платежного баланса РФ по итогам первого квартала 2021 года. Картинка получается не очень веселая. Сосредоточусь на первом разделе платежного баланса — текущих операциях. Традиционно сальдо этого раздела положительное, но оно уменьшилось на годовой основе (т.е. в сравнении с 1 кварталом 2020 года)

07.04.2021 16:36 - 100/500

Киссинджер: Вашингтон должен смириться с изменением мирового порядка

Источник: В последнее время наблюдатели во всем мире встревожены провокационными действиями Белого дома в отношении России и Китая. На прошлой неделе Генри Киссинджер предупредил Вашингтон, что если он не примет новую многополярную международную систему и продолжит нагнетать напряженность

15.05.2021 10:39 - 100/500

Пепе Эскобар: Блинкен указал Зеленскому его место?

Источник: Что же на самом деле произошло во время визита госсекретаря США Энтони Блинкена на Украину? Как отметил великолепный Андрей Мартьянов, в сущности Блинкен за закрытыми дверями настоятельно порекомендовал Зеленскому "сбавить обороты", хотя это и сопровождалось многочисленными возвышенными образными выражениями о том, как Соединенные Штаты озабочены проблемами "суверенитета" и "безопасности" Украины.

18.03.2021 14:25 - свобода

Байден назвал Путина убийцей и воскресил призрак ядерной войны

Источник: Во время холодной войны 20-го века с Советским Союзом существовали такие американские эксперты-советологи, которые были обеспокоены тем, что холодная война была частично надуманной и, следовательно, ненужно опасной. Стивен Коэн из Принстонского университета, например, считал, что преувеличивать угрозу так же опасно, как и недооценивать ее.

Вход

Заполните поле
Заполните поле
закрыть