Как и для кого собирают лимузины ЗиЛ? Эксклюзивный репортаж
14.02.2012 21:23

Завод имени Лихачева когда-то был одним из самых интригующих предприятий страны. Именно там на протяжении многих десятилетий выпускали автомобили для высших чинов государства. В чем секрет лимузинов ЗиЛ и что ждет их в будущем? Авто.Вести.Ru посетили премиальный цех завода.
Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось еще в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода имени Лихачева выпускал около 25 автомобилей. С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes. Мода на все западное быстро захлестнула страну, долго находившуюся в изоляции от европейских инноваций. И свои разработки тут же оказались неактуальными.
Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику. С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтируют модели, выпущенные ранее, восстанавливают совсем старые и поврежденные образцы. Последние пять лет ЗиЛ выпускает свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.

А коллекционировать есть что. Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собираются вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивают на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных "мерседесов". Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.
Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ оснащают 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км. Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. Инженеры верят, что их автомобиль разгонится до 200 км/ч. Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходится цеху в 100-150 тысяч долларов. Ценник для покупателей-коллекционеров больше, правда, туда входят и личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. Стоимость, скажем прямо, откровенно завышена. Сотрудники ЗиЛа, к слову, не смогли объяснить, как формируется цена автомобиля, о ней руководство завода лично договаривается с клиентами.

"Прокатили"
Когда смотришь на эту шестиметровую махину сложно представить, что все это дело рук человеческих. Зато сразу окунаешься в далекое прошлое, впрочем, то же чувство испытываешь и находясь в цеху завода. Кажется, что за 60 лет здесь ничего не поменялось, даже люди. Эти мастера, когда-то имевшие высокий оклад и престижную работу, сейчас стараются просто не дать кануть в лету делу всей своей жизни. Работа по восемь часов в три смены на заводе сейчас оплачивается в среднем в 25 тысяч рублей.
До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Сейчас эта цифра куда скромнее - 172 человека, но остались тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь. Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.

Последний раз цех по производству оригинальных и специальных автомобилей сконструировал новую модель в 2010 году. Как рассказывает директор производства Михаил Саттаров, четыре автомобиля, включая кабриолет, были сделаны специально для Парада Победы. Однако правительством, а конкретно министерством обороны были выбраны другие машины, и ЗиЛовские новинки остались на заводе. Вместо них по Красной площади проехали поставленные на американские шасси Chevrolet Suburban 10-летние лимузины ЗиЛ-41041АМГ, собранные компанией "Атлант Дельта", принадлежащей Олегу Дерипаске. При этом на каждом из них стоял значок ЗиЛ, хотя к заводу они не имели почти никакого отношения. А ЗиЛ терпеливо ждал, когда контролирующие органы дадут добро на тесты и все-таки надеялся показать миру свои машины, но этого не произошло. Работники цеха, участвующие в проекте, вспоминают об этой истории с горечью и сожалением. Совершенно очевидно, что сборка лимузинов ЗиЛ для них не просто любимая работа, а самое важное дело в жизни.
Новые машины получились непростые. "От нас никто не ожидал, не верили, что мы сможем так быстро построить новые автомобили, хорошие автомобили. Мы оснастили лимузины электроуправляемым впрыском топлива. Внешность подправили в дизайн-ателье Cardi. Складной верх для кабриолета был куплен у немцев. Словом, все было готово, но нам не дали даже протестировать машины на полигоне", - рассказывают инженеры завода.

После парада из трех новинок одна была продана в частную коллекцию в Украине, другие две все еще ждут своих владельцев. Стоимость этих экземпляров значительно выше обычной цены лимузина ЗиЛ, ведь данные машины - не серийные, первые и единственные в своем экземпляре, тем более стилизованы для Парада Победы, эти модели имеют ценник в 360 тысяч долларов.
Испорченный телефон
А теперь самое интересное. Не секрет, что в последнее время в прессе стала часто появляться информация о новых разработках, которые ЗиЛ якобы готовит для российских чиновников. То эскизы дизайнера Саакяна, то другие непонятные рисунки нового лимузина. Самые смелые заявления говорили о том, что ЗиЛ вот-вот представит совершенно новый автомобиль для президента. "Официальные рисунки дизайнера Саакяна мы видели, они нам понравились. С этими эскизами можно было бы работать. Все остальные рисунки - это просто блеф со взятыми за основу 47-ми моделями лимузина ЗиЛ, к которым завод не имеет никакого отношения", - рассказал Авто.Вести.Ru директор производства оригинальных и специальных автомобилей ЗиЛ Михаил Саттаров.

Правда, специалист намекнул, что кое-какие собственные разработки у цеха имеются, однако распространяться об этом рано. Если верить слухам, сперва новый автомобиль, который по некоторым данным уже почти готов, будет продемонстрирован таинственному высокопоставленному чиновнику, для которого он и был сделан, произойдет это примерно в конце февраля. и уже возможно потом информация и фотоснимки новинки появятся в прессе. Из того, что уже известно - лимузин строился пять лет и, скорее всего, он получит импортный современный двигатель и коробку передач. Новый опытный образец сделан на основе длинной машины, но имеет еще большие габариты, а также оснащен всеми последними техническими новшествами. Некоторые источники также сообщают, что первые экземпляры будут бронированными, вес каждой машины составит не меньше 5 тонн. Есть информация и о том, что в будущем могут появиться и аналогичные седаны с укороченной базой.
В связи с этим, любопытно выглядит информация, которую распространяет Управление по делам президента. Пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков на днях заявил, что управделами до сих пор не получило от ЗиЛа "никаких внятных предложений по автомобилю для первых лиц государства". Ранее глава ведомства Владимир Кожин сообщал, что Управление по делам президента детально занимается вопросом разработки отечественного автомобиля для президента с автозаводом ЗиЛ. Так или иначе, данная тема регулярно всплывает, но до конкретных деталей пока так и не дошло. Главное, что удалось выяснить у представителей завода, так это то, что предприятие готово создавать и производить машины для чиновников, и преданные своему делу мастера ждут только госотмашки.

Но своего дизайнерского бюро у ЗиЛа нет, молодые специалисты из-за невысоких зарплат на заводе не задерживаются. Хотя зиловцы, в случае необходимости, обещают поднять все ресурсы и уверяют, что им хватит сил на полноценную работу. "Мы готовы и хотим делать новые и современные машины под узнаваемым в мире уникальным брендом ЗиЛ. Мы ждем заказов от ФСО, от других чиновничьих структур. Ведь лимузины ЗиЛ - это не "Бентли", "Мазерати" или "Роллс-Ройс", таких машин единицы. 90% от всего, что есть в лимузине с шильдиком ЗиЛ - российского производства, и только 10% - какие-то мелкие иностранные детали. В будущем мы планируем возродить и 110-ю модель, которая обязательно придется по вкусу частным коллекционерам. Все главы передовых государств имеют свои собственные автомобили. Россия не должна быть исключением. И мы готовы выполнить такое поручение, если оно поступит", - резюмировал Саттаров.
И действительно, британская королева Елизавета ездит на "Роллс-Ройсе", американский президент передвигается на Cadillac, даже китайское руководство сделало выбор в пользу отечественного автопрома. Российские правители больше пятидесяти лет пользовалось бронированными лимузинами автозавода имени Лихачева. Может быть, настало время вернуть традицию, а заодно помочь ЗиЛу. Ведь совершенно очевидно, что без современных технологий и финансовых вливаний история завода, а с ним и премиального цеха российских лимузинов обречена на провал.

Вы также можете посмотреть видеосюжет про завод ЗиЛ из
программы "АвтоВести", который делала наша телевизионная редакция:
..
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымПопулярные новости

27.08.2013 16:34 - солдат
Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши для своих чад
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают... Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка

28.07.2013 9:23 - солдат
Техническое описание и инструкция по эксплуатации 7,62-мм снайперской винтовки Драгунова
Хочу добавить немного от себя. Первый раз СВД я увидел в армии, это был 95-97 год. Тогда я проходил срочную военную службу в рядах РА в далеком и прекрасном ЗАБВО

04.03.2015 7:18 - 555
Падение в бездну по норвежски
2 марта 2015 года впервые Норвегия официально публично признала наличие "инфантофилов" среди норвежских мужчин и женщин. "Инфантофилами" в Дании, Норвегии и Швеции себя называют те педофилы, которые предпочитают "развлечения"

15.04.2013 17:15 - солдат
Необычные плоды деревьев
Помимо того, что в мире существует много незнакомых нам экзотических плодов, вызывают удивление и сами названия некоторых плодов и деревьев, на которых они растут. Вот об этом мне и хочется вам рассказать. Золотое дерево. Звездное яблоко, молочная грудь, Золотое дерево, Эстрелла, Каймито все это Chrysophyllum cainito из семейства сапотовых.

22.06.2012 22:24 - солдат
Чёрный список производителей ГМО-продуктов
Социальные паразиты, уничтожающие сельское хозяйство России, интенсивно пытаются навязать к использованию ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ! (ГМО) - продукты питания

11.07.2012 20:21 - endruse
Новая китайская подделка - яйца без курицы
В конце июля правительственная газета "Нью лайт оф Мьянма" официально объявила читателям, что большая часть поступающих в продажу куриных яиц — фальшивые. Мьянма, она же Бирма

22.03.2012 16:06 - свобода
Кто должен платить в магазине за просроченный товар?
Скандальная история, случившаяся в «Карусели» из-за просроченного товара, вылилась в уголовное дело.

08.06.2013 21:33 - советский солдат
Геноцид русских: Белая Книга памяти
Гражданская война, а точнее - бойня, разгорелась на территории СССР с конца 80-х годов, где истребляли в основном - славян и других ариев (русов-русских, русов-украинцев, белорусов, немцев и т.д.).

01.02.2021 9:20 - next
Автоматика для откатных ворот
Устанавливая раздвижные ворота, важно определиться, какая система автоматизации для них предпочтительнее. Современная автоматизация очень проста в эксплуатации, работает тихо и имеет доступную цену. Из-за этого наличие автоматизации важно для комфортной жизни.

02.12.2015 18:38 - свобода
С чего начинается Мужчина
Настоящий Мужчина - это Нравственность, Честь, Мудрость, Духовность, Цельность, Скромность, Ответственность, Доблесть, Благородство, Творчество, Служение и, конечно, Любовь. А суть как всегда проста. Как же много всяких

07.05.2013 7:49 - 100/500
Леденящий кровь эффект…
Службы защиты детей участвуют в детской торговле: обеспечением детьми педофильской мафии, сатанистов и психиатрических фармацевтических испытаний. Страшная пасть людоедской ювенальной юстиции с яростью вонзила свои ядовитые и смердящие клыки в тело сладко спящей России. Только законченные выродки, абсолютно враждебные России, ее культуре, традициям, нравственным

25.05.2012 9:46 - свобода
Как дешево отдохнуть за границей?
.Петербуржцы часто переплачивают за свое путешествие только потому, что не знают, где искать недорогие билеты. А ведь отдых за границей может быть дешевым. Например, в Берлин можно уехать за 600 рублей, а улететь в далекую Португалию — всего за 3000 рублей!

10.08.2014 6:37 - 555
Луна - искусственный спутник земли
Ещё в 1960-х годах Михаил Васин и Александр Щербаков из Академии Наук СССР выдвинули гипотезу о том, что в действительности наш спутник создан искусственным способом. Данная гипотеза насчитывает восемь главных постулатов

30.05.2016 8:48 - 555
Белой расы на Земле почти не осталось
Белых осталось 6-8%, хотя на середину XIX в. их было 50%, а к середине ХХ в. — 22%. 100 лет назад Шпенглер предсказывал закат Европы к началу XXI века. Это и происходит сейчас. Европейцев становится все меньше

12.05.2013 8:06 - 555
Оглупляй и господствуй!
Враги изо всех сил стараются лишить нас знаний, превращая в тупых невежд Самой страшной пандемией 21 века стал не рак, СПИД или болезни сердца, а невежество - отсутствие реальных знаний и целостного понимания главных принципов жизни и самих себя. Борьба с этой напастью предстоит долгая и тяжёлая

18.04.2013 8:51 - prokrust
Русские бегут из Казахстана
Будучи формально полноправными гражданами, русские, тем не менее, потянулись в Россию. Заинтересованность граждан Казахстана в российской программе переселения соотечественников