Что происходит с авиацией России?
07.01.2019 21:48
Соединенные Штаты окончательно заблокировали продажу
российских ближнемагистральных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в Иран.
Информацию об этом распространил представитель Ассоциации иранских авиалиний Максуд Асади
Самани.
"Из-за отсутствия лицензии Управления по контролю за иностранными активами при Минфине США о поставке самолетов не может идти и речи", — пояснил Самани. Причина — при производстве SSJ-100 используется более 22% деталей американского производства.
Ущерб нашей страны от решения Вашингтона может быть очень
значительным. Ранее производитель лайнера — "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписал с
иранскими авиаперевозчиками меморандумы о намерениях на поставку им до 2022 года 40 лайнеров SSJ-100R. Теперь эта
бумага ничего не стоит.
Читайте также: Сброд убивающий российскую
авиацию
Невозможность поставок в Иран ударит по перспективам проекта. По подсчетам компании, производство SSJ-100 рентабельно при продаже в год хотя бы 3032 обычных лайнеров. И еще пяти — в VIP-комплектации.
При этом в 2018 году было изготовлено лишь 26 самолетов. Планы на 2019 год тоже далеки от идеала — 28 подобных "изделий". Но и они, возможно, не будут реализованы, так как ирландская авиакомпания CityJet — единственный европейский эксплуатант самолетов SSJ-100, в будущем может отказаться от российских воздушных судов. Такая невеселая новость пришла накануне Нового года.
В России осознают проблему. На авиасалоне BIAS-2018 в Бахрейне президент ГСС Александр Рубцов заявлял о намерении снизить долю американских деталей в SSJ-100 до 10% чтобы попытаться "открыть" иранский рынок. Однако пока добиться импортозамещения такой глубины России не удалось.
Фатальная зависимость отечественного авиастроения от импорта в
условиях санкций давно стала серьезным препятствием. Ведь в сфере высокотехнологичного производства
преодолеть ее за месяц-другой невозможно. И вина за это лежит на тех, кто не так давно в Москве принимал
недальновидные решения о безрассудной "кооперации" с Западом.
Читайте также: Гражданская авиация
СССР
Проблема касается не только SSJ-100. Так, принятый на вооружение в 2010 году учебно-боевой Як-130 в еще большей степени зависит от Западной Европы, в кооперации с которой он сделан. Еще не завершивший программу испытаний перспективный дальнемагистральный МС-21 за неимением своих летает на американских двигателях Pratt & Whitney.
О том, как Россия докатилась до такой жизни и что надо сделать, чтобы преодолеть развал отрасли, "СП" рассказал экс-замминистра гражданской авиации (19831991 годы), заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
— История с SSJ-100 — это всего лишь один эпизод. Причем -не неожиданный. Мы, профессионалы, неоднократно предупреждали о слабых сторонах этого проекта. Обращались и в правительство, и ко всем, кто занимается этими вопросами.
SSJ-100 задумывался и везде рекламировался как самолет, 15 процентов
которого пойдет на внутренний российский рынок. А 85 процентов — на рынок международный. Мол, у нас все
будут его покупать, и казна государства станет наполняться. Это все с самого начала выглядело обманом.
Читайте также: Где зарегистрирована российская
авиация
Тогда щедро финансируемый проект возглавлял Михаил Погосян. Его потом сняли с должности, но сняли с почетом. Он теперь ректор МАИ. В другой стране такому человеку больше никогда не доверили бы вопросы государственной важности. Потому что он подвел президента страны.
"СП": — Что конкретно случилось?
— Прилетает в Россию Берлускони. В Сочи. Он тогда еще был премьером Италии. Погосян подготовил информацию для российского президента о нашем SSJ-100. Путин это все пересказал Берлускони. Ожидалось, что Италия будет первым покупателем.
Но тогда SSJ-100 еще не был сертифицирован по европейским правилам! А без этого сравнивать самолет с "Боингом" или "Эрбасом" просто нельзя. Без сертификатов годности — российского, европейского, американского — самолетов на рынке просто не существует.
Кроме того, значительная часть комплектующих к этому лайнеру были зарубежного происхождения. Причем, самые важные: электроника, двигательи т. д.
И вот когда европейский сертификат был, наконец, получен, выяснилось, что SSJ-100 на несколько тонн тяжелее, чем изначально докладывали Путину. А значит — скорость иная, грузоподъемность иная, расход топлива иной. Вся сообщенная ранее главе государства разработчиками информация о лайнере оказалась неверной.
В результате Италия официально отказалась от уже заказанных ею было самолетов SSJ-100. А ведь Италия была сопроизводителем этого лайнера.
После этого остальные страны здраво рассудили, что раз даже сопроизводитель не хочет такие машины покупать, то зачем же это делать французам, англичанам, полякам и прочим? С тех пор "красивая" схема про 85 процентов за рубеж просто рухнула.
"СП": — Какие еще слабости у проекта, о которых вы предупреждали?
— Первое, о чем спрашивают иностранцы на переговорах: "Как организовано послепродажное обслуживание ваших самолетов?". Например, "Боинг" и "Эрбас" гарантируют поставку любой детали в любую точку Земного шара в течение суток. В случае с SSJ-100 эта система до сих пор не доведена до мирового уровня. Зачем покупать самолет, если он потом будет простаивать в ремонте неделями?
"СП": — Теперь к этим проблемам добавились и американские санции...
— Да. А ведь наше самолетостроение очень надеялось на контракт с Ираном. Речь шла о десятках самолетов, за которые нам заплатили бы в валюте.
Вмешательство других заинтересованных держав надо было предвидеть. Тем более, на SSJ-100 стоят французские двигатели. А это в санкционных вопросах немаловажная деталь.
"СП": — Это какой-то позор. Представить такое в советский период нашей истории было невозможно.
— В 1990 году СССР имел в гражданской авиации 15 тысяч отечественных летательных аппаратов. И ни одного западного. Было 1400 аэропортов — осталось 200.
Более того, наши самолеты эксплуатировали в десятках стран мира. В Ульяновске работал учебный центр для обучения пилотов и инженеров стран Совета экономической взаимопомощи под наши самолеты.
Сейчас в России 90 процентов перевозок осуществляется западными лайнерами. А тогда наши самолетостроители — "Туполев", "Илюшин", "Антонов", "Яковлев" и другие — обеспечивали отрасль самолетами, которые "закрывали" любой проект.
Ведь практически в любую удаленно расположенную деревню летали по расписанию малые самолеты. Это особенно было актуально для Сибири, для Казахстана, где во многих местах не было шоссейных дорог. Региональные перевозки прикрывали великолепные Ан-24 и Як-40. Ан-24 мог садиться на грунт, на снег и на лед.
На межрегиональных перевозках использовали Ил-18, Ту-104, Ту-134, Ту-154и т. д.Через океан надо лететь? Нет проблем! Лучшие самолеты в мире на таких трассах были Ил-62.
Мы первыми стали перевозить пассажиров на "сверхзвуке". Не "Конкорд", а мы — СССР. Мои студенты, когда это узнают, оказываются сегодня в шоке. Мы были великой авиационной державой!
В 1990 году СССР был сопоставим по объему авиаперевозок с США. У нас — 140 млн пассажиров в год. А у них — под 200 млн, так как население побольше.
А сейчас наши перевозки — около 120 млн пассажиров. А у США — уже 900 млн, Европа — примерно столько же. Китай, над которым мы, авиаторы, тогда насмехались, перевозит 600 млн пассажиров ежегодно.
То есть — мы в остановились в развитии. А мир ушел далеко вперед.
"СП": — Видимо, в 1990-е в Кремле решили, что авиация для России — роскошь.
— У нас самая протяженная страна в мире. Поэтому Россия обречена быть великой авиационной державой. Если у нас не будет соответствующей авиационной структуры, России тоже не будет. Только авиация позволяет связать удаленные районы страны с "Большой землей". Люди, не желая добровольно обрекать себя на "отрезанное" от цивилизации существование, бросают свои дома и навсегда уезжают родных мест.
Это геополитический вопрос. Вопрос национальной безопасности. Кажется, в последние годы наши руководители, наконец-то, поняли это. И президент объявил программу импортозамещения и в авиации. Жаль, что так поздно.
Некоторые позиции предстоящего импортозамещения уже определены. Нашему министру, правда, не хватило фантазии — в области малой авиации он предложил модернизировать самолет Ан-2, которому 60 лет уже.
Уникальный Ан-24 планируется заменить на Ил-114. Тоже пародокс — этот самолет начали делать еще в 1980-е годы. Но чиновники в свое время программу "зарубили" в угоду тем же "Боингу" и "Эрбасу". Теперь вынуждены к ней вернуться с многолетним опозданием.
Далее в линейке идет как раз SSJ-100. Государство вложило в него настолько колоссальные деньги, что отказаться от этой машины уже не в состоянии.
И, наконец, МС-21, которому не так давно сделали прямо-таки роскошную, но неуместную "выкатку". Мы, профессионалы, смотрели на это действо с отвращением. Ведь у названного лайнера еще не было сертификата. Говорят, "выкатка" обошлась стране в стоимость производства одного такого самолета.
"СП": — Ну, так понятно почему — сам премьер Медведев на презентации присутствовал. А как вы оцениваете перспективы МС-21?
— И я, и мои коллеги приветствуем и ждем этот самолет. Он легче "Боинга" и "Эрбаса" такого же класса. У него на 1015 процентов ниже расход топлива. Это колоссальное преимущество.
Наконец, у нового лайнера широкий, просторный фюзеляж. Но более полно оценивать МС-21 будем тогда, когда ему выдадут сертификат. И когда двигатель на лайнер поставят отечественный. Нельзя повторять ошибки SSJ-100.
Идем дальше. Последняя машина в цепочке перспективных лайнеров — дальнемагистральный самолет, который мы решили делать совместно с Китаем. Я считаю, что это правильное решение.
"СП": — Есть ли основания для того, чтобы сменить Америку и Европу в качестве партнеров на Китай?
— В отличие от России, Китай в последние два-три десятилетия времени даром не терял. Именно китайцам "Эрбас" первым доверил выпуск самолетов на их национальной территории. А ведь китайцы мастерски умеют учиться новым технологиям.
Помимо приобретенных компетенций, они вкладывают большие деньги в проект. Это же дорогущее дело — построить дальнемагистральный самолет.
"СП": — Получается, толковому импортозамещению в России до сих пор мешала, главным образом, нехватка политической воли? И последствия этого до сих пор не преодолены?
— Именно так. Но для полноценного импортозамещения необходимо решить еще множество вопросов. В том числе — системных.
"СП": — Например?
— У нас абсолютно неэффективная система государственного регулирования гражданской авиации. Родилась она во времена административной реформы, когда ведомства поделили на три уровня: министерства, агентства, службы. На первом этапе эта система сыграла свою положительную роль. Но затем абсолютно размыла ответственность. В итоге в авиационной отрасли в России нет настоящего хозяина.
Кроме того, остро стоит кадровый вопрос. Еще недавно из десяти человек, ответственных в стране за самолетостроение, начиная с зампреда правительства, шестеро вообще не имели инженерного образования. Одни журналисты, юристы, экономисты. Министр промышленности Мантуров — вообще социолог. Физику, аэродинамику они никогда не изучали. Как они самолеты будут делать?
Кстати, по той же причине сейчас деградирует российский космос. Везде сидят "эффективные менеджеры".
В СССР было Министерство гражданской авиации, отвечающее за все. А нынешняя Росавиация лишь "оказывает услуги" авиакомпаниям. Так записано в ее документах. А кто должен беспокоиться о развитии, о подготовке кадров, которых остро не хватает? Таких людей в нынешней системе просто нет. А без этого снова стать великой авиационной державой невозможно. Нужно менять систему.
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымПопулярные новости
13.01.2014 15:50 - советский солдат
Настоящие фамилии звёзд эстрады и шоу-бизнеса
Настоящие фамилии звёзд эстрады, кинематографа, телевиденья и шоу-бизнеса. Стоит заметить, однако, что есть реальные имена и фамилии, которые для русскоязычного уха выглядят как псевдонимы, но между тем являются реальными именами. Так, например, благодаря таким музыкантам
01.08.2013 8:15 - 100/500
В 1993 году в спины русским стреляли американцы
Доводилось ли вам испытывать чувство, когда всего несколько слов переворачивали всё ваше представление о чём-то очень важном? Я испытал его, когда познакомился с выдержками из работы комиссии Государственной Думы по импичменту Борису Ельцину, которая изучала события октября 1993 года в Москве.
24.06.2012 17:10 - свобода
Советская армия глазами солдат вермахта
22 июня командование Вермахта был уверено, что решительным блицкригом разобьет "русско-монгольскую большевистскую орду". "У нас величайшая армия, во главе которой стоит величайший военный гений
14.04.2013 8:04 - Fine
Сказ о том, как ссудный процент землю Русов погубил
В незапамятные времена, в одном царстве-государстве жил народ. В большинстве своем светлоликий, светлоглазый и волосом светлый. Жил народ родовым укладом. На земле народной, семьями большими, родами сильными.
15.01.2015 9:49 - 555
Гей элита России, первая десятка
Сторонники однополой любви входят в список Forbes, управляют банками, заводами, аэропортами и верфями. Отбиваясь от нападок западных журналистов, упрекающих его в нетерпимости к секс-меньшинствам, президент Владимир Путин
16.12.2013 14:25 - prokrust
Погружение в бездну: РФ осталось жить 5-7 лет
12 декабря 2013 г. в Москве состоялась конференция ведущих аналитиков, на которой обсуждались сценарии развития России на ближайшее десятилетие. Почти все докладчики сделали вывод
03.11.2013 9:49 - свобода
Почему русским сложно получить гражданство РФ
Почему так трудно получить гражданство России тем, у кого, казалось бы, есть на это все права? Главная причина ситуации - в нежелании чиновников заниматься проблемами соотечественников. Похоже, они руководствуются одним: нет человека - нет проблемы! 1 млн 700 тыс. россиян, согласно официальной
04.11.2014 16:03 - 555
Задорнов: то, что творит Правительство, разрушает Россию быстрей, чем санкции
Я понимаю, что люди сегодня готовы потерпеть всяческого рода лишения ради того, чтобы Россия отстояла свои принципы во время такой внешней угрозы. Но это не может продолжаться бесконечно. Пресс-секретари наших правителей
04.12.2012 23:14 - cas1961
Тайна гибели "Курска".
12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 90 км от берега на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка "Курск". Весь экипаж в количестве 118 человек погиб. Но и по сей день так и нет достоверной информации о гибели "суперпрочной с большим запасом живучести" атомной подводной лодки "Курск" класса "Антей" с бортовым номером К-141.
10.02.2012 13:58 - kostik
Алексей Кудрин: жены, дети, друзья, семейный бизнес
На новом сайте election2012.ru опубликован доклад «Власть Семей-2011. Правительство. Часть 1», подготовленный созданной Мариной Литвинович
29.03.2012 8:25 - smeshinka
Россия продолжает продавать оружейный уран США
Соглашение о продаже нашего оружейного урана Соединенным Штатам продолжает действовать
21.02.2012 2:12 - endruse
Дети чиновников и олигархов живут в России, как «У Христа за пазухой»!
Где работают дети олигархов и крупных чиновников? Сегодня в нашей стране ни для кого не секрет, что «золотая молодежь» учится в престижных вузах России или за рубежом и, получив высшее образование, не напрягается по поводу
04.04.2013 19:09 - Sergey2013
«Грязные» миллионы Максима Шингаркина
В 2011 году Максим Шингаркин стал депутатом Госдумы от партии ЛДПР. Предполагаемая стоимость мандата депутата – 5 млн евро. Шингаркин не занимался бизнесом, поэтому
03.07.2016 7:08 - 555
Полковник Квачков: смертельный бой за решеткой
Владимир Васильевич бросает вызов УФСИН и бесчеловечному обращению с заключенными. Нужна помощь общественности! Полковник спецназа ГРУ Владимир Квачков начал бой против УФСИН. С помощью супруги, Надежды Квачковой
15.08.2015 9:27 - prokrust
Итоги правления Владимира Путина
Совокупная прибыль российских банков, полученная за первые семь месяцев 2015 года, составила 34 млрд руб., что в 15 раз меньше, чем за январь—июль 2014 года (513 млрд руб.), отмечается в сообщении ЦБ. За тот же срок совокупные активы
28.01.2014 9:26 - prokrust
В Беловежской Пуще.Кравчук Ельцину: «А как с Крымом будем поступать?»
По воспоминаниям современников, решение о передаче Крыма у Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева вызревало еще с тех пор, когда в 1944-1947 гг. он возглавлял Совет министров Украины