Китайцы могут стать друзьями
07.10.2014 10:50
Все говорят о том, что Россия отворачивается от США и Европы, а значит, неминуемо поворачивается к Китаю Об особенностях китайского восприятия бизнеса и мира, которые нам теперь следует учитывать, рассказывает член Российско-Китайского делового совета Олег Гринько.
- В Китае на удивление быстро развивается инфраструктура. Как это у китайцев
получается?
- В чем основная разница между Россией и Китаем, как я ее вижу? Во-первых, Китай живет в длинных циклах времени
и планирования. То, что мы считаем китайским экономическим чудом, для них всего лишь очередной подъем после
очередного спада. В письменной истории Китая эти периоды фиксируются уже более трех с половиной тысяч
лет.
Когда мы говорим, что в Китае строится дорога, надо иметь в виду, что там нет понятия дороги как таковой. Есть понятие связности и проникаемости пространства, и как раз в усилении проникаемости их задача. Причем она именно так и прописана в государственных стратегиях - связность и проникаемость в данном случае не являются философскими терминами, это рабочий язык проектирования и прогнозирования. В своей современной истории Китай начал задумываться об экономическом развитии в 1949 году, когда возникла КНР. Тогда в стране было чуть более 80 тысяч км дорог, в 1959 году - уже более 500 тысяч км, а к 2020 году построят более 3 млн км. Идеологическая борьба и борьба кланов никаким образом не влияют на развитие инфраструктуры.
- Неужели действует концепция, приданная в середине ХХ века?
- Концепция развития страны видоизменяется, но всегда основывается на базисных элементах, которыми являются
город, дорога, район, регион, побережье. Есть важная для китайцев идея расселения. А для расселения требуется
способ сообщения. В свое время расселялись вдоль рек и гор. Появились технологии - развивают дорожную сеть.
При этом Китай всегда закладывал в свои концепции миллионы, десятки и сотни миллионов людей, тысячи
километров. В Китае транспортная инфраструктура - это пути сообщения в самом широком смысле. Современная
концепция развития путей сообщения - комплекс с учетом каналов связи и передачи информации. Все связывается:
если контракт в течение дня может быть подписан, то за какой период времени товар должен быть доставлен,
чтобы контракт не устарел?
Дальше появляются субъекты связи. Это населенные пункты разной категории, зоны и территории развития страны. И концепция транспортного развития Китая включает в себя все известные пути сообщения. Автодорога не строится в отрыве от понимания морского порта или аэропорта.
Еще один базовый для китайцев ресурс - время. Они говорят: ситуация, когда война пришла, а мы не готовы, - это не наш сценарий. К примеру, города еще нет, но дорога должна быть. Они ведь строят экономические зоны.
Вспомним 2008 год, кризис. Что сделал Китай? Он запланировал и начал тратить около триллиона
долларов на инфраструктуру. Стояла задача забрать инвестиции из промышленности, не допустить
"перегрева" экономики и связать имеющиеся промышленные мощности, связать восток и запад страны.
Появилась концепция дороги, по которой за 11 дней можно доехать из Западного Китая в Западную Европу. Они не
спрашивают ни у кого, строят дорогу. В результате мы уже в 2012 году видим автомобильную и железную дороги до
Астаны.
Китайцы оперируют не политическими понятиями, они говорят: не важно, кто будет у власти, первично
пространственное развитие.
- То есть политических рисков минимум? Что бы ни произошло в Китае, они будут
развивать инфраструктурные проекты?
- Они сегодня уже задумываются, почему коммунистическая партия управляет капиталистической системой
производства и социального устройства. Там этот вопрос вышел на верхний уровень. Вот почему появился Си
Цзиньпин, который сейчас ведет жесткую борьбу с коррупцией. Сейчас идет переосмысление, кто же такой
коммунист Китая. Чем это закончится, никто не знает.
- Очевидно, есть какие-то условия, созданные государством, которые, несмотря на все
коррупционные истории, позволяют развиваться.
- Во-первых, все принятые программы реализуются на всех уровнях: идеологическом, практическом, финансовом и
прочих. В любую программу забивается государственное и частное финансирование. Средства не могут быть
перенаправлены, существует финансовая дисциплина. Китайский Минфин не может сказать: не дам денег, которые
запланированы, потому что у меня такая-то проблема. Это дает участникам проектов уверенность.
Сегодня в Китае полностью отработана система частных инвестиций. В фундаменте лежит только экономика. Цены на платные дороги от 2 до 12 центов за километр для легковых машин и от 12 до 20 - за грузовик, как в Германии. Почему бы не инвестировать и не строить? Машин много, будет еще больше, все едут и платят. Китайские компании уже умеют зарабатывать на платных магистралях и очень заинтересованы в том, чтобы идти к нам и строить платные дороги. Хотя для них это будет большим разочарованием и проблемой. Они не понимают, что такое платная дорога здесь.
Итак, в Китае есть огромный спрос на дороги. Есть давление 1,5 миллиарда человек, инвестиции во внутренний спрос ведут к росту числа автомобилей, к росту товарооборота. В Китае до недавнего времени 900 миллионов проживало в деревне и около 400 миллионов - в городах, в настоящее время сравнялась численность горожан и крестьян - колоссальные социальные изменения, и каждый процент этого баланса - это кратное увеличение потенциала роста рынка.
- Это все о дорогах. А что с промышленностью в Китае?
- Помимо комплекса связанностей китайцы оценивают промышленную подоплеку, использование техники. Один из
самых богатых людей Китая мультимиллиардер Лян Вэньгэнь владеет 58% Sany Group, крупнейшего китайского
производителя строительного оборудования. Машиностроитель - один из самых богатых людей Китая!
По очень многим крупным и значимым проектам китайское правительство выдавало практически бесплатные кредиты, забирая в залог имущество. Не можешь строить, чувствуешь банкротство - приходи, есть комиссионный согласовательный процесс. Но рабочие места сохраняются, как и поставки цемента, металла, техники. Промышленность работает. В Китае всегда считают в более длинном цикле, нежели эффект финансового периода. Кризис наступил, а китайцы всех своих строителей поддержали. Никто не купит? Не важно - купят потом.
- То есть решения не всегда экономические?
- Более того, экономика там рассматривается как третья-пятая позиция по приоритету.
- Какова тогда ключевая мотивация Китая? Считается, что в основе западных
политических решений лежит экономика, в некоторых случаях - демократические или иные ценности. А что тогда
лежит в основе китайских политических решений?
- Пока еще в основе лежит счастливое долголетие. Правда, сейчас конфуцианство сталкивается со стремлением к
богатству, с индивидуализацией.
Сегодня в Китае у власти профессиональные политики, военные инженеры и строители. Хочу подчеркнуть слово "профессиональные". Люди принимают обязательства, понимая их осмысленность в масштабах страны. И второе, что важно: инфраструктура там строится не для Китая, а для операций с миром.
Например, порт строится не для конкретной группы компаний. Это открытый порт для максимально эффективного увязывания в целостную инфраструктуру железнодорожного, авиационного, автомобильного, морского, речного сообщений. Всегда есть обязательное условие для инвестора - создать условия каждому, кто придет в порт.
- А как все это администрируется? Вот порт, вот дороги и прочее. Кто формирует единую
концепцию транспортного развития территории?
- Китай можно вполне назвать федеративным государством. Провинции всегда имели высокую степень
самостоятельности. Региональная власть под эгидой компартии обязана на месте развивать свои города и веси.
У всех понятные блоки средств и ответственности. Очень интересен последний опыт Шанхая. В 2013 году на базе
логистической бондовой зоны Вайгаоцяо, бондового порта Яншань и бондовой зоны Международного аэропорта
Пудун создана Шанхайская зона свободной торговли (ШЗСТ). Городу надо было как-то привлечь инвесторов.
Местные власти, которые отвечают персонально за успешность этой зоны, понимают, что конкурировать с другими
свободными экономическими зонами тяжело. И город, согласовав с центральным правительством, выделил
небольшой по китайским подходам участок - 28 км². Жилых домов в зоне не запланировано.
Предприятия, действующие на территории ШЗСТ, на ближайшие 10 лет освобождаются от налогов. Упрощена
процедура регистрации предприятий: достаточно уведомить специальный комитет о создании компании. В зоне
имеет идеологический приоритет "иностранная таможенная политика", а поэтому laowai разрешено
"сначала ввозить, а потом докладывать" (обычно - наоборот). Обещано, разумеется, рыночное
ценообразование финансов, развитие сектора финансовых услуг в интересах частного и иностранного капитала.
Важнейшая задача ШЗСТ - интернационализация юаня.
В зоне созданы специальные отделения суда и прокуратуры, укомплектованные квалифицированными кадрами, подкованными в области торгового и финансового законодательств. И бизнес отреагировал: еще до официального открытия зоны скакнули вверх акции многих шанхайских компаний, особенно транспортных (в 2-3 раза), взлетели вверх цены на жилую недвижимость вблизи зоны (на 20-30%).
- То есть местные власти вправе давать серьезные преференции бизнесу?
- Да, очень большие. Федеральная власть отвечает за оборону, за единую внешнюю политику, за валюту, а за
хозяйство на местах отвечает местная власть. Еще одна интересная деталь - власть в Китае не занимается
бизнесом и вообще не рассуждает в логике бизнес-процессов. Это не ее дело. Власть занимается тем, чтобы
бизнес пришел.
- А как вы сами начали работать с Китаем?
- В 2006 году меня пригласили в группу, которая занималась развитием стратегических отношений России и Китая.
Через некоторое время Китай завершал олимпийские стройки. Я поинтересовался в китайской Ассоциации
строителей, сколько строительных мощностей освободится. Цифра оказалось достаточно большой. Китайцы
подтвердили мне, что не заинтересованы увольнять людей, сворачивать объемы и готовы реализовывать проекты в
России. В начале 2007 года мы попробовали переключить эти ресурсы на программу по строительству доступного
жилья в России.
На тот момент я представлял группу строительных компаний "Пересвет", был членом совета директоров. Мы вышли на межправительственное соглашение, подписали кредитную линию от китайских банков на 1,5 миллиарда долларов. Но в российских регионах возникла настороженность, хотя мы создали целостную схему: китайский подрядчик строит, "Пересвет" готовит площадку и коммуникации и получает 600 тысяч квадратных метров комплексной квартальной застройки за два-три года, а государство должно было подтвердить, что заинтересовано и готово гарантировать выкуп большей части построенного под программу "Доступное жилье". Мы обеспечивали китайским партнерам административную поддержку, объясняли, как хеджируем риски и прочее.
- И чем все кончилось?
- Китайцы, в свою очередь, попросили подтверждений российского правительства о том, что доступное жилье ему
необходимо. Таких подтверждений получить не удалось. Тогда китайская сторона предложила подтвердить, что
построенное жилье будет кем-то выкуплено после сдачи госкомиссии по себестоимости (около 18 000 рублей за
квадратный метр в ценах весны 2008 года) плюс 5%. Никто не подтвердил, ни одно из министерств, ни одно из
созданных агентств. Мы как компания не могли выставить гарантию такого формата. Проект забуксовал и
остановился. Однако наработанные навыки взаимодействия с китайскими строителями мы позже реализовали в
Азии. Например, построен автомобильный частный морской мост в Камбодже длиной около километра, высотой над
высшей точкой прилива около 34 метров. Мост стоил около 20 миллионов долларов вместе с проектированием,
исследованием геологии, независимой экспертизой качества.
Когда мы предложили в двух российских регионах свои услуги по строительству мостов таким способом, никто опять не проявил интереса, хотя общение шло с первыми лицами администраций. Мы говорили: придет компания, построит под гарантии мост, а вы за пять лет рассчитаетесь при авансе 15%. Нам ответили: нет, не надо.
- Как выглядит китайский бизнес изнутри? Правила игры там отличаются от того, что есть
в российских бизнес-структурах?
- Первое, что покажется нам странным: где у нас один человек - у них пять. И все пять могут не принимать решения.
Второе: китайская корпорация всегда действует только в своих интересах. В любых совместных историях она не
начнет действовать, пока не найдет точку своего интереса.
Есть у китайских сотрудников особенное понимание возраста и статуса, они связаны. Старший по возрасту даже при наличии непосредственного руководителя может оставаться старшим. То, что у нас называется корпоративной социальной ответственностью, у них присутствует как норма жизни. Пенсии совсем небольшие, но есть ответственность детей перед родителями и корпораций перед сотрудниками. В частном бизнесе все, как правило, зависит от первого лица. Там компания - это и есть руководитель.
И еще одно важное правило - контракт для китайцев не является догмой, это влияет на всю систему управления. Я недавно принимал участие в разрешении конфликта между европейской и китайской компаниями. Европейская компания хотела подать в суд в Европе, запущена процедура досудебного урегулирования. Руководитель китайской компании пригласил к себе европейцев и задал им три вопроса. "Можно узнать, какая у нас история сотрудничества?" Обсудили крупные реализованные проекты. Хорошо. "Можно узнать о будущем, которое мы бы могли запланировать?" Обсудили и это. "Правильно ли я вас понимаю, что вы хотите перечеркнуть прошлое и отказаться от будущего?" Как на такой вопрос ответишь? Имеет ли смысл, найдя одного виноватого сейчас, отказаться от прошлого и от будущего? Люди отказались от иска и сейчас нормально сотрудничают.
Когда в Китае выходишь на уровень принятия серьезного решения, сразу извлекается сущностная подоснова.
- То есть с китайцами будет непросто иметь дело!
- Еще один важный момент, с которым мы сейчас столкнемся, - нежелание китайцев принимать ответственность на
себя. Потому что от успеха любой инициативы зависит твоя карьера. А сохранение статус-кво - это отсутствие
любых угроз: если можно подождать, то лучше так и сделать.
- То есть риск для них является скорее негативным фактором?
- Конечно. Это то, чего в принципе нужно избегать. Риск никоим образом не является для китайцев драйвом в
бизнесе.
- Какие стратегические точки соприкосновения России и Китая вы видите?
- Поколение, которое сегодня находится у власти в Китае, помнит, что Советский Союз "дал Китаю
промышленность". СССР освободил от Квантунской армии и японской оккупации. Руководство Китая сегодня
вполне готово вести с нами разговор не только про бизнес-планирование, но и про совместную безопасность и
развитие. Только мы эти вопросы не задаем. Наши министры говорят о бизнес-проектах и бизнес-планах, об
окупаемости и финансовых моделях. А это должны делать бизнесмены.
Если мы это поймем, поменяется парадигма. Тогда инфраструктура станет понятным
совместным делом, где дорога "Западный Китай - Западная Европа" - наш общий проект, реализуемый в
рамках совместной стратегии. И деньги в таком случае не являются сложным вопросом.
Справка
Олег Гринько - председатель совета директоров УК "Сберинвест", член Российско-Китайского делового
совета, участник российско-китайских межправительственных подкомиссий по финансовому сотрудничеству и
сотрудничеству в сфере науки и техники, советник председателя правления и председателя совета директоров
китайской компании CCCC по России и Восточной Европе, консультант компаний Sinohydro и China Power.
Алексей СЕРДИТОВ
- Запад санкциями сближает Россию и Китай
- Недвижимость в Испании: мечты и реальность
- Россия и Китай убивают нефтедоллар
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымПопулярные новости
03.06.2012 14:38 - smeshinka
Масоны в современной России
ТАК, совсем недавно, было опубликовано в СМИ: "специалисты университета в Цюрихе провели математический анализ связей 43 тысяч транснациональных корпораций и сделали пугающий вывод: миром правит
19.02.2015 9:24 - prokrust
Гумилёв: "Когда украинец умнеет, он становится русским"
Как всё таки дело либерастов "живёт и побеждает". Участились резко статьи, статейки, эссе и компиляции о "виновности россиян в Украинском нацизме", о "братстве нашем", и тп, и тд. Отмашку словно дали. В соцсетях куча постов на тему:"
14.05.2014 17:19 - Danko
Судьба Украины никого не волнует
Позавчера на почту пришла корреспонденция из Германии, в которой излагается содержание беседы высокопоставленного сотрудника Агентства Национальной Безопасности с представителями немецких СМИ по поводу событий на Украине. Содержание
19.12.2011 12:38 - kostik
Что на самом деле Россия думает о Путине?
Начинающий лысеть чиновник с волосами мышиной масти, зловещим, но мало впечатляющим прошлым в КГБ
20.08.2015 11:31 - prokrust
Как будет уничтожена Россия
Уже не раз писал на целом ряде ресурсов о том, что еще два года назад начался заключительный акт всего "марлезонского балета" (всей Третьей мировой войны Запада против СССР) - акт окончательного уничтожения России. Начинается "эпилог"
28.12.2011 9:07 - солдат
Медведев и Путин продали Сибирь и Дальний Восток Китаю
Русские должны сорвать сделку века - продажу Путиным и Медведевым Дальнего Востока и Сибири Китаю.
18.02.2014 18:25 - 555
Если русские не проснутся, то скоро они станут историей!
Пол Крейг — американский экономист, отец "рейганомики", кавалер Ордена Почетного легиона, влиятельный республиканец, бывший помощник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана (1981—1982). В настоящее время старший научный сотрудник
19.10.2013 8:53 - Бангалор
Истерика Литвы на историческую правду
4 и 11 октября этого года в рамках телепрограммы "Человек и закон" был показан сюжет о результатах журналистского расследования, посвященного трагическим январским (1991 г.) событиям в Вильнюсе. Реакция в Литве оказалась просто на грани истерики. Самую безобидную оценку высказал глава
25.08.2015 17:24 - Сокол
Назарбаев перевёл все вклады населения в валюту
Вот наглядная разница между Западной демократией и либерализмом, которые в России проповедует наше правительство и лично Путин В.В. и азиатской деспотией ватников Казахстана. Назарбаев, когда провёл на этой неделе
04.01.2012 0:23 - 100/500
Интересное про Россию, статистика ООН
Россия по статистике ООН, занимает: 1-е место в мире по добыче и экспорту природного газа(35%мировой добычи). 1-е место в мире по величине природных ресурсов.
15.03.2014 21:36 - Сокол
Россия сделала ГЕНИАЛЬНЫЙ "ХОД КОНЕМ"
Россия сделала ГЕНИАЛЬНЫЙ "ХОД КОНЕМ" . Обвела всех вокруг пальца и за пару дней заработала более 20 млрд долларов плюс вернула около 30% акций собственных монополий .
18.09.2014 11:46 - 100/500
Планы США на Россию после третьей мировой
Будущее России или будущее многих "Россий", множества ослабленных и разделённых государств, каким его видит Вашингтон и его союзники по НАТО, - это демографический спад, деиндустриализация, бедность, отсутствие каких-либо
15.04.2014 8:23 - 100/500
Бжезинский: США должны пролить кровь на Украине
По мнению политолога Збигнева Бжезинского, США должны поддержать Украину всем необходимым для борьбы с Россией - так же, как в свое время СССР поддержал Вьетнам в войне с Америкой. Это соответствует интересам Соединенных Штатов. Чем разрешится вся эта ситуация?
03.01.2014 18:50 - 555
Чиновник Израиля о гоях и геях
Израильский заместитель министра по религиозным отношениям раввин Эли Бен Даан из партии поселенцев Habayit Hayehudi (Еврейский дом) вчера дал интервью (евр.) израильскому ежедневнику Ma’ariv в отношении позиции своей партии против однополых браков.
06.11.2012 17:58 - Sergey2013
Подал в отставку Сергей Вадимович Степашин
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин подал прошение об отставке. Причем, уйти может не только он, но и его заместитель и Валерий Горегляд и 12 аудиторов палаты. Все они подали заявления об увольнении по собственному желанию.
13.06.2014 16:52 - prokrust
М. Калашников: "Начинается агония героических республик"
Брошенные фактически на произвол судьбы, питаемые тоненьким ручейком помощи из РФ, новороссийские республики ДНР и ЛНР, судя по всему, агонизируют. Москва, отказавшись от широкомасштабной помощи